В 2013 году в Чувашии на компенсацию части потерь в доходах пригородного железнодорожного перевозчика (ОАО "Содружество") из республиканского бюджета республики планируется направить 22 млн рублей субсидий. При выпадающих доходах, рассчитанных Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, в размере 58,7 млн рублей, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе главы Чувашии.

Эти цифры были озвучены после селекторного совещания по вопросу организации пригородных перевозок железнодорожным транспортом, которое провел министр транспорта России Максим Соколов. Оно состоялось сегодня, 26 апреля. В обсуждении участвовали руководители органов исполнительной власти регионов, федеральных органов власти, ОАО "РЖД" и пригородных пассажирских компаний. В нём также принял участие глава Чувашии Михаил Игнатьев.

Было отмечено, что на сегодняшний между регионами и компаниями, осуществляющими деятельность в сфере пригородных железнодорожных перевозок, существует ряд взаимных претензий. Компании-перевозчики заявляют, что не получают из региональных бюджетов в полном объеме компенсацию выпадающих доходов, складывающуюся из разницы между тарифами на пригородные железнодорожные перевозки, которые установлены субъектами федерации, и экономически обоснованными тарифами, рассчитанными самими перевозчиками.

Регионы в свою очередь обвиняют железнодорожные компании в отсутствии прозрачной информации о произведенных затратах на организацию пригородных перевозок. В частности, не предоставляются обоснованные данные о размерах платы за аренду подвижного состава, а также параметры распределения расходов между регионами при осуществлении межрегиональных перевозок. Некоторые регионы, чтобы не компенсировать перевозчикам из бюджета выпадающие доходы, устанавливают размеры региональных тарифов на перевозки на уровне тех, что предлагают железнодорожники. В этом случае на железнодорожном транспорте резко сокращается количество пассажиров.

Максим Соколов сообщил о том, что на 2014 год из федерального бюджета предусмотрено выделение регионам России субсидий в общем объеме 12,5 млрд рублей, предназначенных на финансовое обеспечение деятельности организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих деятельность в сфере пригородных железнодорожных перевозок, говорится в релизе. Одним из условий выделения этих средств является заключение соглашения о взаимодействии в области создания условий для организации пригородных перевозок в 2014 году и на плановый период 2015 и 2016 годов между министерствами транспорта финансов РФ, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, ОАО "РЖД" и регионами.

Минтрансом Чувашии проект данного соглашения рассмотрен, замечаний к нему не имеется. Напомним, с 2011 года перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории республики осуществляет ОАО "Содружество".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2011 года ОАО "РЖД" больше не является пригородным перевозчиком. Это бремя возложено на десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49% акций, а 51% - местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом "Содружество", теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (местные власти) способны оплатить. Эксперты отмечали, что крупнейший в стране монополист, РЖД, затевал данную реформу в связи с убыточностью пригородных перевозок и скинул с себя тяжкий непосильный груз на регионы. Те, в свою очередь, не способны его нести, следствием чего являются пассажирские бунты, которые, в частности, произошли в Самарской области и Чувашии.

Напомним, в Чувашии, по данным регионального правительства, перевозки пригородными поездами занимают 1% от общего числа перевозок, при этом субсидия, которую выдвигал в прошлом году перевозчик, в 100 раз больше по сравнению с другими видами транспорта в расчёте на одного пассажира. К примеру, по данным ОАО "Содружество" по состоянию на 1 июня 2012, сумма долга перед обществом с учётом невыплаты за 2011 год составляла 128 млн рублей. При отсутствии в дефицитном бюджете таких огромных дотаций, но ввиду социальной значимости пригородных перевозок, в прошлом году власти стали постепенно снижать количество вагонов, оптимизируя маршрутную сеть и расписание.