Лидерство Росатом в рейтинге управления закупочной деятельностью очевидно и ожидаемо: эксперты

Москва, 25 апреля 2013, 14:30 — REGNUM  Госкорпорация "Росатом" возглавила рейтинг качества управления закупочной деятельностью государственных корпораций и компаний с государственным участием 2012 года, который был разработан рейтинговым агентством "Эксперт РА" по заказу Национальной ассоциации институтов закупки (НАИЗ). Независимая рейтинговая оценка была проведена "Эксперт РА" в феврале-марте 2013 года. Исследованием были охвачены 16 крупнейших государственных компаний и госкорпораций (нижний порог отсечения по годовой выручке - 25 млрд рублей), совокупные закупки которых в 2012 году превысили 3,5 трлн. рублей. В ходе оценки анализировалось, в какой мере исполняются требования федерального законодательства, регулирующего закупки государственных компаний (федеральный закон №223-ФЗ), а также насколько организация закупок госкомпаний соответствует общепринятым бизнес-практикам в этой области, в том числе с точки зрения прозрачности процедур, антикоррупционных механизмов и соответствия осуществленных закупок годовым планам. Участники рейтинга оценивались по четырем показателям: соответствие системы закупок требованиям законодательства и базовым принципам организации бизнес-процессов в этой области; информационная прозрачность компании; качество системы анонсирования закупок компании и исполнение опубликованного годового плана закупок; использование антикоррупционных механизмов. По результатам рейтинга Госкорпорация "Росатом" с показателем 4,73 заняла первое место в категории "Компании с высоким качеством управления закупочной деятельностью". Второе место заняло ОАО "РусГидро" (4,24), третье - ОАО ФСК ЕЭС (4,2).

"Первое место Росатома очевидно и ожидаемо, - уверен ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - И досталось оно ему по праву. Компания одной из первых, если не первой, среди прочих государственных структур стала создавать максимально прозрачную и понятную систему закупок товаров и услуг для своих нужд. Так, в 2009 году в компании был утверждён и введён в действие Единый отраслевой стандарт закупок, тогда же был создан и успешно действует уже несколько лет Единый центр закупок Росатома. Результат этой работы очевиден: удалось серьёзно сократить расходы на закупки для нужд Росатома, повысить качество закупаемых товаров и услуг, сформировать пул лояльных и надёжных поставщиков. Эта работа не прекращается и сегодня, благодаря чему растут не только качественные, но и количественные показатели закупочной деятельности Росатома. Так, в 2012 году Росатом провёл 1176 открытых конкурентных закупочных процедур на сумму более 76 млрд рублей, из них 699 конкурентных закупочных процедур было проведено в электронной форме. Экономическая эффективность от закупочной деятельности в 2012 году, осуществленной в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ за счет средств федерального бюджета и бюджетных инвестиций, составляет более 1,95 млрд рублей. Важно отметить, что созданная система закупок в Росатоме прошла проверку не только практикой, но и многочисленными проверяющими из структур исполнительной власти, а также различными регуляторами. Именно всё вышеперечисленное и стало основанием для помещения Росатома на первое место рейтинга качества управления закупочной деятельностью государственных корпораций и компаний с госучастием. Учитывая, что Росатом постоянно совершенствует сегмент приобретения необходимых ему товаров и услуг, трансформирует его в соответствии с меняющимся законодательством, стремится достичь максимальной эффективности всей системы закупок, можно предположить, что когда будет составлен новый подобный рейтинг, Росатом опять будет в числе лидеров, и, возможно, сохранит своё первое место".

"Росатом достиг большого продвижения в части прозрачности, повышения прозрачности закупок, а также того, чтобы создать максимальную конкуренцию и получить соответственно максимально возможную рыночную цену по многим лотам, - отметил заведующий сектором экономического департамента фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев. - Если сравнивать закупочную систему Росатома с подобными системами у большинства госкомпаний, то многие из них часто не публикуют свои лоты на долгий период, чтобы производители могли подстраиваться под нужды госкорпорации. У Росатома, в отличие даже от частных компаний, есть возможность для улучшения. Направлений, по которым Росатому удалось опередить других участников рейтинга, было несколько, так как госкорпорация стремится к максимальной публичности. С этой целью регулярно проводятся ярмарки, где заказчики могут встретиться напрямую с производителями оборудования, рассказать о своих требованиях и перспективах рынка и сотрудничества. И тот факт, что у Росатома, в отличие от многих компаний, понятна перспектива, это тоже плюс. Кроме того, идет успешное внедрение производственной системы Росатома, который стремится к максимальной типизации проектов, особенно в строительстве атомных станций. Соответственно, подрядчик понимает, что если он начнет производитель продукцию для одного блока, то в последующем для него откроется гигантский рынок. Это касается, в первую очередь, нового строительства. Всё это играет позитивную роль в том плане, что из-за такой прозрачности легче работать и заказчику, и исполнителям. Хотя, казалось бы, ярмарки - это не очень современный инструмент, но он себя зарекомендовал, как видим, и у нас, и в развитых странах".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.