По итогам состоявшихся 23 апреля в Минске переговоров с Александром Лукашенко министр обороны России Сергей Шойгу заявил о готовности поставить в Белоруссию средства ПВО, создать в союзной республике российскую авиабазу и усилить помощь Белоруссии "для усиления обороноспособности наших белорусских коллег и братьев". Прозападная оппозиция в Белоруссии и России подвергла резкой критике озвученные на официальном уровне намерения. Особое внимание оппозиционеры уделили планам создания в Белоруссии российской авиабазы: по их мнению, российская авиабаза превратит Белоруссию в "буферную зону России", а по мнению российского оппозиционера Бориса Немцова, прибывшего в Минск - в "инструмент для высасывания денег из России".

Ситуацию с развитием белорусско-российского военного сотрудничества в связи с перспективой появления в Белоруссии российской авиабазы 24 апреля корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал белорусский политолог, исполнительный секретарь Международного движения "Интернациональная Россия" ОНФ, руководитель информационно-аналитического портала "Империя" Юрий Баранчик.

"На мой взгляд, достаточно громкое заявление Лукашенко о том, что он закрывает проект объединения МАЗа и КАМАЗа в холдинг "Росбелавто", носит сугубо тактический характер с целью склонить российское руководство к реализации минского сценария интеграции белорусских и российских промышленных активов. Если убрать некоторую эмоциональность в словах белорусского президента и посмотреть на суть сказанного, то мы увидим, что его слова идут полностью в рамках той же самой дискуссии о необходимости приватизации и её темпов. Проблематика приватизации достаточно горячо обсуждается в самой России.

Некоторые эксперты поспешно сделали из данного заявления главы белорусского государства вывод о том, что Лукашенко сворачивает евразийский интеграционный проект и снова берет курс на Запад. Мне представляется, что этот тезис не соответствует действительности, т.к. Белоруссии идти на Запад - это уходить в никуда.

Во-первых, программа Евросоюза "Восточное партнерство" лишена какого-то ни было серьезного экономического содержания, а другого проекта, куда ЕС мог бы включить нынешнюю Белоруссию, просто нет.

Во-вторых, белорусское руководство (в отличие от украинского) никогда не поведется на гнилую морковку будущих льгот и преференций, которые может получить республика от участия в европейском проекте. Как показала практика белорусско-российских отношений, официальный Минск готов сотрудничать только при условии полной предоплаты, и $3 млрд, даже в год, - это явно не та сумма, которой можно соблазнить белорусское руководство.

В-третьих, Лукашенко прекрасно понимает, что ЕС, в отличие от России, всегда будет брать больше, чем давать. Неважно, чем будет брать - людьми, ресурсами, землей, товарами, но в любом случае больше, чем давать обратно. Примеры разваленных и разграбленных Прибалтики, Украины, Молдавии наглядно подтверждают данный вывод. Такая модель неоколониальной зависимости официальный Минск никогда не устроит.

Об этом говорит и прошедшая 23 апреля встреча Александра Лукашенко с министром обороны России Сергеем Шойгу. На встрече прозвучали заявления о договоренностях России и Белоруссии в военно-технической области на ближайшую перспективу - начиная от создания авиакрыла и заканчивая созданием в Белоруссии российской авиабазы и поставкой комплексов С-300, до намерения в целом укреплять обороноспособность Союзного государства и Белоруссии в частности.

Озвученные 23 апреля в Минске договоренности подтверждают стратегический характер белорусско-российского сотрудничества и курс белорусского государства на евразийскую интеграцию, о чем и говорил 19 апреля президент республики в конце своего послания к белорусскому народу и парламенту. Могу констатировать: переход к более активному военному сотрудничеству снимает всякие вопросы относительно геополитических шараханий официального Минска, т.к. угрозы и для Минска, и для Москвы - одни и те же - агрессивная и непредсказуемая политика блока НАТО. В этой связи углубление белорусско-российского военного сотрудничества означает, что Союзное государство России и Белоруссии приобретает качественно новое измерение".

Как сообщало ИА REGNUM, 23 апреля в Минске состоялись переговоры министра обороны России Сергея Шойгу со своим белорусским коллегой Юрием Жадобиным и руководителем союзной республики Александром Лукашенко. Во время встречи с главой Минобороны РФ представители белорусской стороны констатировали "стратегический характер взаимодействия" в вопросах охраны Союзного государства, плодотворное сотрудничество в оборонной сфере и углубление взаимодействия в военно-технической сфере. Во время встречи с Лукашенко Шойгу проинформировал о создании российско-белорусской региональной системы противовоздушной обороны, которая должна надежно защищать воздушное пространство и границы Союзного государства. Сторонами реализуется большая программа в сфере военно-технического сотрудничества. Россия намерена увеличить поставки вооружений в Белоруссию, сказал Шойгу.

"Уже в 2014 году Россия по вашей договоренности с Владимиром Путиным поставит 4 дивизиона С-300 для защиты воздушного пространства", - заявил глава Минобороны России. "Мы приступаем к рассмотрению плана по созданию здесь российской авиационной базы с самолетами-истребителями. Надеемся, что в 2015 году здесь уже появится авиационный полк", - сказал Шойгу. Он отметил также, что в 2013 году в Белоруссии предполагается создать авиационную комендатуру и поставить первое дежурное звено боевых истребителей. "Мы предполагаем и дальше рассматривать вопросы, необходимые для усиления обороноспособности наших белорусских коллег и братьев", - подчеркнул глава Минобороны России.