1 октября в Арбитражном суде Москвы состоялось рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Истцами выступили Московское бюро по правам человека и Региональная общественная организация Общество еврейской культуры "Еврейский мир". Ответчиками - Торгово-ярмарочный комплекс "Москва", рекламные агентства "Огниво", "Альмида" и ЗАО "Экстра-М Медиа", сообщили в Московском бюро по правам человека.

Московское бюро по правам человека и "Еврейский мир" были вынуждены обратиться в суд в защиту верующих евреев, так как в Москве весной 2003 года распространялась неэтичная, по мнению истцов, реклама торгово-ярмарочного центра "Москва" в виде плаката, изображающего человека, исповедующего иудаизм, с текстом: "Москва работает и по субботам". Плакат был опубликован в рекламной газете "Экстра-М", размещался на стендах наружной рекламы и расклеивался по вагонам московского метро.

Общеизвестно, что для иудеев суббота (шаббат) является днем отдыха, посвященным Богу, в который запрещено совершать любые дела, в том числе и торговые операции. Поэтому, как подтвердили истцы на судебном заседании, подобная реклама оскорбляет честь и достоинство каждого верующего еврея, умаляет деловую репутацию религиозных еврейских организаций, а также истцов. Федеральный Закон "О рекламе" определяет ненадлежащей и недобросовестной рекламу, содержащую образы, высказывания, задевающие честь, достоинство или деловую репутацию граждан и юридических лиц. Данная реклама торгового центра "Москва" оскорбляет каждого верующего еврея, что подтвердили заключения Института изучения иудаизма в СНГ (Иерусалим, Израиль), директор Д.Палант; Федерации еврейских общин России (Москва), исполнительный вице-президент А.Борода; Московской еврейской религиозной общины в Отрадном (Москва), руководитель - раввин Д.Карпов; Саратовского областного еврейского религиозного общества (Саратов), председатель - профессор А.Лазерсон.

Все эксперты делают выводы, что данная реклама абсолютно неэтична, она создает искаженное представление о евреях, как о людях, нарушающих религиозные предписания, задевает религиозные чувства верующих евреев, и, следовательно, оскорбляет еврейские духовные ценности. При этом Институт изучения иудаизма в СНГ не исключает, что появление данной рекламы было рассчитано на скандал в рамках распространенного в России т.н. "черного" пиара.

В рамках рассмотрения этого гражданского иска состоялась рабочая встреча и переговоры истцов с представителями ЗАО "Экстра-М Медиа". В результате участники встречи пришли к общему мнению по следующим вопросам: в рамках рекламной деятельности имеют место случаи, когда права отдельных групп населения России могут быть нарушены. Участники встречи высказали идею о целесообразности создания открытого общественного Совета по проблеме предупреждения неэтичной рекламы. В настоящее время реклама торгового центра "Москва" с изображением верующего иудея не распространяется.

С учетом достигнутого взаимопонимания участники встречи сочли возможным прекратить дальнейшее рассмотрение иска в отношении ЗАО "Экстра-М Медиа". 01.10. 03 Арбитражный суд Москвы при рассмотрении иска отметил факт неэтичной рекламы, но по формальному признаку отказал истцам, так как, по мнению суда, данная реклама затрагивает права и интересы физических, а не юридических лиц. В этой связи истцы решили продолжить отстаивать интересы верующих евреев в судах общей юрисдикции и направили претензии в Антимонопольный комитет Москвы. Директор МБПЧ Александр Брод считает, что уже в Арбитражном суде удалось добиться главного: привлечь общественное внимание к негативным последствиям некорректной рекламы.