"Война между Приднестровьем и Молдавией реальна": обзор СМИ Приднестровья

Москва, 24 апреля 2013, 06:45 — REGNUM  

Власть: "Осенью Верховный совет ПМР переедет в Бендеры". Зона безопасности: "Ситуация близка к той, что сложилась в 1992 году, накануне начала боевых действий в Бендерах". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Не хочет ли посол Молдавии сказать, что молдавское государство нелегитимно?" Евразийская интеграция: "Только скорейшая переориентация на Восток позволит спасти экономику Приднестровья и фактическую независимость".

Власть: "Осенью Верховный совет ПМР переедет в Бендеры"

Верховным советом ПМР был отклонён проект конституционного закона "О статусе депутата Верховного Совета ПМР", предложенный президентом Приднестровской Молдавской Республики, пишет ИА "Новости Приднестровья". При подготовке проекта закона за основу был взят соответствующий федеральный закон РФ. Основной концепцией предлагаемого законопроекта являлся переход депутатов на постоянную профессиональную основу. Указанный формат работы установлен и работает в Российской Федерации - государстве, курс на гармонизацию с законодательством которого был взят в Приднестровье ещё в 2006 году. Проведённый 17 сентября того же года референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим присоединением к Российской Федерации ещё раз подтвердил приверженность всего приднестровского народа данному курсу. Поэтому те нормы, которые действуют в России, всегда берутся за основу разрабатываемых в Приднестровье правовых актов.

По мнению автора рассмотренной инициативы, президента ПМР, такой формат работы позволяет парламентариям максимально сконцентрироваться на законодательной деятельности, абстрагировавшись от хозяйственных вопросов и ведения коммерческой деятельности, иных вопросов, и целиком сконцентрироваться на проблемах всего приднестровского народа, продолжает ИА "Новости Приднестровья". Ещё одним важным положением отклонённого парламентариями законопроекта было чёткое определение границ депутатского иммунитета. Согласно проекту закона, неприкосновенность должна была распространяться только на деятельность, непосредственно связанную с осуществлением депутатских полномочий. В законопроекте был представлен полный перечень видов деятельности, которые связаны с исполнением депутатами своих обязанностей, как законодателей. В правовом обосновании к законопроекту указывалось на то, что понятие депутатской неприкосновенности приведено в полное соответствие с конституцией.

Ещё одним новшеством в статусе депутата Верховного совета ПМР должен был стать запрет как для самих парламентариев, так и для их ближайших родственников (супругов и несовершеннолетних детей) иметь счета в иностранных банках, ценные бумаги зарубежных эмитентов и недвижимость за рубежом, пишет ИА "Новости Приднестровья". В противном случае. законодатель будет лишён депутатского мандата. К слову, аналогичные положения сейчас вводятся и в России. По мнению разработчиков проекта закона, данные меры "нацелены на минимизацию коррупциогенной составляющей в законодательном процессе, на повышение уровня прозрачности деятельности народных избранников и степени доверия населения к действующей власти".

Как бы там ни было, нам теперь только и остаётся гадать, что всё-таки из вышеперечисленного не понравилось 23-м депутатам, проголосовавшим вчера против президентского законопроекта? - продолжает ИА "Новости Приднестровья". Они не отправили законопроект на доработку, а отклонили его целиком. То есть выходит, что все предложенные новации оказались не по душе народным избранникам? Означает ли это, что процесс гармонизации с правовой базой России приднестровскими законодателями повёрнут вспять? - задается вопросом издание.

Три десятка вопросов повестки дня рассмотрели депутаты Верховного совета в ходе последнего пленарного заседания, пишут "Профсоюзные вести". Но наибольшее количество копий было сломано при обсуждении законодательной инициативы главы государства, который предложил изменить нормы закона "О статусе депутата Верховного Совета ПМР". Она была внесена в парламент в режиме законодательной необходимости - на обсуждение отводилось 11 дней.

Представивший его на суд народных избранников замминистра юстиции Алексей Молчанский передал президентский посыл - начавшаяся с принятием в 2011 г. изменений в Конституцию модернизация структур государственной власти должна коснуться и законодательного органа власти с целью повышения эффективности его работы, продолжают "Профсоюзные вести". Это нововведение, по мнению главы государства, логично вписывается в общую тенденцию гармонизации приднестровского законодательства с российским. В основе законопроекта лежит предложение о переходе всех депутатов высшего законодательного органа на работу на постоянной основе. Для этого предусмотрен переходный период в 6 месяцев. Иными словами, парламентарии, работающие ныне на непостоянной основе (21 человек из 43), в этот срок должны определиться: или они остаются в парламенте и переходят туда на работу на постоянной основе, или слагают с себя полномочия, в случае если они хотят остаться на прежнем месте работы. Как говорят украинцы, "або, або".

Забегая вперед, скажем, инициатива президента не нашла понимания у парламентского большинства - 23 депутата высказались "против" ее принятия и только 10 "за", пишут "Профсоюзные вести". Приведем аргументы спорящих сторон. Те, кто выступил против инициативы Евгения Шевчука, мотивировали свое решение следующими доводами: у совмещающих производственную деятельность с депутатской большой практический опыт и правоприменительная практика, которые они направляют на совершенствование законодательной базы; для обеспечения деятельности депутатского корпуса на новых принципах понадобятся дополнительные, что в условиях бюджетного дефицита непозволительная роскошь; инициатива несвоевременна, поскольку у избранных в декабре 2010 г. депутатов существуют обязательства перед избирателями, оказавшими им доверие.

При этом есть нюанс - даже те, кто голосовал против президентской инициативы, готовы будут ее поддержать в том случае, если новеллы законопроекта "О статусе депутатов Верховного Совета" вступят в действие с началом нового парламентского созыва, продолжают "Профсоюзные вести". Именно поэтому некоторые народные избранники предлагали, отклонив законодательную инициативу президента, вернуться к ней, если в этом будет необходимость, в преддверии нового электорального цикла. Более того, и официальные представители президента отмечали, что порядок и сроки вступления законопроекта в силу могли бы стать предметом рассмотрения в рамках его второго чтения. Однако о принятом депутатами решении уже известно, а вершащаяся "здесь и сейчас" история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

У тех, кто главу государства в его стремлении реформировать законодательный орган поддержал, в арсенале тоже были свои аргументы: реализация итогов референдума от 17 сентября 2006 г. и, как следствие, гармонизация приднестровского законодательства с российским (депутаты Госдумы работают на постоянной основе); парламентарии, работающие на постоянной основе, могут всецело отдаваться законотворческой работе, не распыляясь при этом на другие виды деятельности; необходимость четкой дифференциации между политикой и занятием бизнесом.

У президентской инициативы изначально не было перспектив, поскольку представляется, что ни один из 21 народного избранника, совмещающего в 5-м созыве производственную и законотворческую деятельность, не перейдет на работу на постоянной основе, не захочет оставить свой бизнес, поскольку он по определению прибыльней, чем работа в законодательном органе, пишут "Профсоюзные вести". Если бы они этого хотели, то сделали бы это еще будучи кандидатами в депутаты Верховного совета. В случае же если бы законопроект был принят, им пришлось бы сложить депутатские полномочия, что могло бы спровоцировать парламентский кризис - отсутствие кворума (29 человек) на определенный период парализовало бы работу законодательного органа Приднестровья.

Нельзя не отметить и еще один штрих, продолжают "Профсоюзные вести". Вопрос реформирования структуры законодательного органа тесно взаимоувязан с избирательной системой, и поэтому было бы, наверное, логичным все эти вопросы рассматривать в комплексе. Государственные же мужи, затеяв дискуссию о выборных системах, пока так и не пришли к единому мнению, какую же из них выбрать - мажоритарную (по избирательным округам), пропорциональную (по партийным спискам) или смешанную (половина депутатов избирается по первой, другая - по второй).

Возможно, уже этой осенью Верховный совет ПМР переедет в Бендеры, пишет ИА "Тирас". Об этом 16 апреля на встрече с президиумом парламента заявил президент Евгений Шевчук. По его словам, это благоприятно скажется на работе правительства, аппарат которого уже не вмещается на своих площадях. Шевчук заявил, что правительству не хватает отведенных под него площадей, и депутатам придется уступить свое крыло в главном административном здании республики.

Также, по мнению Шевчука, вынос законодательного органа в Бендеры еще раз подчеркнет важность этого города для Приднестровья и не позволит ставить вопрос о границе между Молдавией и Приднестровьем по реке Днестр, продолжает ИА "Тирас". В качестве вариантов для размещения Верховного совета рассматриваются помещения школ и других объектов.

Существует и другая интерпретация событий, которая исходит из того, что Евгений Шевчук стремится отправить оппозиционный депутатский корпус подальше от столицы и, тем самым, подчеркнуть свое отношение к законодательному органу власти, пишет ИА "Тирас". Отметим, что вопрос о переезде Верховного совета в Бендеры ставится на фоне резкого обострения ситуации в зоне безопасности, в частности, в районе села Варница и микрорайона Северный, где уже фиксировались стычки сотрудников милиции ПМР и полиции РМ, подводит итог издание.

Зона безопасности: "Ситуация близка к той, что сложилась в 1992 году, накануне начала боевых действий в Бендерах"

Ряд инцидентов в Зоне безопасности с участием сотрудников приднестровских и молдавских правоохранительных органов породили немало кривотолков и слухов, пишет "Приднестровье". В социальных сетях, например, некоторые "эксперты" дописались даже до того, что стороны близки к "разморозке" конфликта. На этот счёт глава государственной администрации города Бендеры Юрий Гервазюк заявил: "Возможность вооружённого конфликта совсем невероятна. Руководство Республики Молдова понимает, что сейчас уже не 1992 год".

Приём молдавского руководства по нагнетанию обстановки давно испытанный: когда у самих либо только назревает политический кризис, либо он уже в полном разгаре, нужно переключить внимание обывателя на Зону безопасности - сначала спровоцировать там какой-нибудь инцидент, а затем обвинить во всём происходящем приднестровскую сторону, продолжает "Приднестровье". Так бывало уже не раз. Достаточно вспомнить прошлогоднюю череду экстренных заседаний Объединённой контрольной комиссии. Заметим, что всё это происходит на фоне откровений молдавских официальных лиц средствам массовой информации о необходимости смены формата миротворческой операции. Недавно на этой ниве отличился посол Молдавии в России.

Что ж попытаемся разобраться, что всё-таки происходит сейчас в Зоне безопасности, пишет "Приднестровье". Начнём с решения государственной администрации города Бендеры № 473 от 8 апреля 2013 года "О запрете передвижения на территории Бендерского городского Совета сотрудников силовых структур и полиции Республики Молдова в форменной одежде". "Никто не возбраняет носить форменную одежду, находясь на службе в здании комиссариата полиции. Но прибывать на службу в ней и перемещаться по городу - мы этого не допустим", - прокомментировал в интервью приднестровским СМИ своё решение глава госадминистрации Юрий Гервазюк. При этом он заметил, что полицейские в форменной одежде будут задерживаться сотрудниками ГОВД Бендер для последующей передачи в присутствии военных наблюдателей 4-х сторон (Россия, Приднестровье, Молдавия и Украина) молдавской стороне. Пока что случаев задержания сотрудников полиции не было.

Напомним, что именно местный комиссариат полиции и был зачинщиком кровавых событий в июне 1992 года, продолжает "Приднестровье". Сотрудники бендерской полиции, кроме того, что выступили в этой незавидной исторической роли, так ещё и активно участвовали в боевых действиях. Поэтому несложно представить, каково отношение большинства горожан к молдавским полицейским. Во время общения с журналистами Юрий Гервазюк особо подчеркнул, что решение госадминистрации было продиктовано неоднократными обращениями общественных организаций о выводе из города подразделений силовых ведомств Молдавии.

Кстати, в отличие от некоторых приднестровских "критиков" решения бендерской госадминистрации о запрете ношения в городе формы молдавскими полицейскими, само МВД Молдавии отреагировало на это без особых "конвульсий", пишет "Приднестровье". Правда, для этого ему потребовалось некоторое время. Хотя первая реакция на уровне руководства местного комиссариата полиции была "шапкозакидательской": не снимем мундир и всё! Спустя три дня после подписания Юрием Гервазюком вышеупомянутого документа в Бендерском городском комиссариате полиции прошло общее собрание личного состава. Кроме обыденных текущих вопросов, на повестке дня стояло и решение бендерских властей о запрете на ношение форменной одежды. Заместитель комиссара по оперативной работе, подполковник полиции Бостан пытался заверить своих подчинённых, что выполнять указание госадминистрации Бендер не стоит, потому что "комиссариат полиции ей не подчиняется". Более того, он заявил, что, наоборот, полицейские должны передвигаться исключительно в форме, так как "жители города должны знать и видеть, что в Бендерах работает полиция". Решение же в итоге было принято на более высоком уровне - руководством МВД Молдавии. Из министерства 13 апреля в комиссариат поступило распоряжение, предписывающее "на обострение с городскими властями и местными правоохранительными органами не идти, подчиняться всем их требованиям, при этом вести себя корректно, в форменной одежде передвигаться только по необходимости". Поэтому, наверное, фактов задержания полицейских в форменной одежде и нет.

Теперь, что касается нарушений приднестровской стороной соглашений, заключённых сторонами в рамках Объединённой контрольной комиссии, на которые молдавская сторона ссылается относительно нахождения в Бендерах представителей своих силовых структур, продолжает "Приднестровье". Во всех документах, на которых базируется проводимая на берегах Днестра миротворческая операция, прописан принцип территориальности функционирования правоохранительных сторон в Зоне безопасности. То сеть молдавская полиция должна обеспечивать правопорядок на территории, контролируемой Кишинёвом. Что же касается Бендер, то в городе, согласно всем ранее подписанным договорённостям, кроме местной милиции, имеет право работать только совместная Оперативная следственная группа. Число её сотрудников как с приднестровской, так и с молдавской стороны жёстко регламентируется решениями ОКК.

Обратим внимание на то, что группа совместная. Однако только в начале своего существования приднестровские милиционеры и молдавские полицейские в рамках ОСГ действовали совместно. Затем об ОСГ как таковой уже говорить не приходилось. Порознь работали её приднестровская и молдавская части. Заметим, что группа создавалась с целью розыска без вести пропавших людей, а также для расследования совершённых в 1992 году, не связанных с боевыми действиями преступлений. На сегодняшний день она полностью, как отметил в интервью журналистам Юрий Гервазюк, выполнила свою миссию. Тем не менее со временем молдавская часть ОСГ разрослась до полноценного территориального подразделения полиции. Но и на этом молдавская сторона в стремлении наводнить своими полицейскими город не остановилась. Сначала был создан линейный отдел полиции на транспорте, а затем в микрорайоне "Северный" откуда ни возьмись возник полицейский опорный пункт. Ни первое, ни второе подразделение полиции в документах, на которых базируется миротворческая операция, не упоминаются.

Кстати, в микрорайоне "Северный" охрана правопорядка, согласно всё тому же принципу территориальности, должна осуществляться исключительно приднестровской милицией, пишет "Приднестровье". По мнению Юрия Гервазюка, молдавская сторона, создав в одностороннем порядке в этой части города опорный пункт полиции, имела далеко идущие планы. "Таким образом, сотрудники полиции пытаются внушить местному населению мысль, что микрорайон "Северный" в скором времени должен перейти под юрисдикцию Республики Молдова. В дальнейшем подобная тактика обработки населения запланирована и в других частях города Бендеры, где также существуют планы образовать так называемые территориальные отделения полиции", - отметил по этому поводу Юрий Гервазюк.

Поясним, микрорайон "Северный" отделён от остальной части города бендерским пригородом Варница, который находится под юрисдикцией Кишинёва, продолжает "Приднестровье". Чтобы проехать к месту службы, сотрудникам приднестровских правоохранительных органов необходимо пересечь территорию, контролируемую молдавскими властями. Механизм проезда бендерских милиционеров в микрорайон "Северный" был детально проработан на заседаниях Объединённой контрольной комиссии. До сих пор никаких инцидентов на границе в районе Варницы отмечено не было. Однако в марте этого года там произошло четыре случая задержания полицейскими Молдавии сотрудников Бендерского ГОВД. Пятый инцидент на том же самом месте произошёл 10 апреля. Для проверки документов приднестровскими пограничниками был остановлен легковой автомобиль, в салоне которого находилось пять человек. Четверо из них предъявили служебные удостоверения сотрудников молдавской полиции, у пятого же документов при себе не было. Как пытался объяснить единственный офицер из находившихся в машине полицейских, старший лейтенант Николай Китайка, гражданин без документов - "их приятель и следует в компании сотрудников полиции в Варницу". Попытка выяснить личность "попутчика" полицейских натолкнулась на сопротивление с их стороны. Впоследствии выяснилось, что гражданин без документов - житель Приднестровской Молдавской Республики Павел Мищенко, который был задержан полицией по подозрению в краже.

Напомним, что руководство Приднестровской Молдавской Республики неоднократно выходило с инициативами в адрес официального Кишинёва о взаимодействии между правоохранительными органами сторон, пишет "Приднестровье". Данные инициативы, в частности, касались взаимопомощи в розыске преступников. Однако молдавская сторона данные предложения оставила без внимания. Согласно приднестровскому законодательству, выдача преступника возможна только в случае, если между Приднестровьем и иностранным государством имеется соответствующее соглашение. Поэтому, если будет доказано, что гражданин Мищенко действительно совершил преступление, то судить его будут в Приднестровской Молдавской Республике. В связи с этим действия молдавских полицейских на территории иностранного государства следует однозначно квалифицировать как похищение человека. По данному факту Следственным комитетом ПМР заведено уголовное дело. Стоит также отметить, что побывавшие на месте происшествия представители миссии ОБСЕ Лех Багинский и Иенс Цойшнер полностью одобрили действия приднестровского пограничного наряда, пресёкшего попытку вывоза в Молдавию похищенного полицейскими жителя Приднестровья.

Ещё одним рудиментом силовых структур Республики Молдова в Бендерах являются пенитенциарные учреждения ОЩ-29/12 и ОЩ-29/8, продолжает "Приднестровье". Причём в данном случае речь идёт не только о незаконном нахождении на приднестровской территории молдавских силовиков, а о вооружённых людях. Согласно озвученным главой госадминистрации Бендер данным, на вооружении сотрудников данных учреждений, кроме табельных пистолетов, находятся автоматы, пулемёты и снайперские винтовки. В первой из вышеназванных исправительных колоний на 60 человек спецконтингента приходится 94 вооружённых сотрудника молдавского Минюста. Во втором учреждении, по словам Юрия Гервазюка, содержится от трёх до шести десятков осуждённых, охраняют которых 154 человека. Точное количество отбывающих наказание в ОЩ-29/8 осуждённых установить не удаётся. Согласно принятым в рамках Объединённой контрольной комиссии решениям, их там вообще не должно быть, впрочем, как и самого этого пенитенциарного учреждения, более известного в народе как "туберкулёзная тюрьма".

Колония, действительно, в своё время была создана для содержания там больных туберкулёзом осуждённых, пишет "Приднестровье". В этом качестве она действует и до сих пор, хотя ещё в 2004 году после многочисленных обращений горожан молдавской стороной было принято решение о переводе учреждения в село Прункул. Там созданы все необходимые условия для содержания спецконтингента данной категории. Однако Кишинёв приостановил перевод колонии на свою территорию. Видимо, для молдавского руководства более важным является присутствие в приднестровском городе 154-х вооружённых автоматическим оружием сотрудников Минюста, чем здоровье горожан, ежедневно подвергающихся риску заражения туберкулёзом, или же условия, в которых вынуждены пребывать осуждённые в данном учреждении.

Кстати, условия в ОЩ-29/8 весьма далеки от тех, в которых должна проходить лечение данная категория спецконтингента, продолжает "Приднестровье". Ни одно из жилых помещений не ремонтировалось в течение десятилетий. То же самое можно сказать и о коммуникациях. Молдавское руководство остаётся безучастным к судьбе отбывающих там наказание людей даже тогда, когда уставшее терпеть на своей территории этот рассадник туберкулёза бендерское руководство отключает колонию от электро- и водоснабжения. За последние годы это происходило уже неоднократно. Последний раз - на днях. "Согласно ранее принятым решениям, ОЩ-29/8 отключено от всех коммунальных услуг. В связи с этим вода и продукты питания завозятся из близлежащей Варницы. Гуманно это или нет, как обсуждается в некоторых средствах массовой информации, у Министерства юстиции Республики Молдова есть выбор: перевести сотрудников вместе со спецконтингентом вглубь своей территории", - прокомментировал решение Бендерской госадминистрации её глава Юрий Гервазюк.

По распоряжению президента Евгения Шевчука, продублированному главой администрации города Бендеры Юрием Гервазюком, следственный изолятор ОЩ-29/12 и туберкулезная тюрьма ОЩ-29/8 отключены от электроэнергии, а также от водоснабжения, пишет ИА "Тирас". Кроме того, заблокированы поставки продовольствия. Это создало крайне напряженную обстановку в зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта. По мнению парламентария, председателя Комиссии по внешней политике и международным связям Дмитрия Соина, "поступая таким образом, власти ПМР идут на серьезный риск спровоцировать новый конфликт в Бендерах". "Сложно сказать, будет ли он таким же, как в 1992 году, но опасность противостояния резко возросла. И тут возникает вопрос: для чего и для кого это делается? Возможно, накаляя обстановку вокруг тюрем, Евгений Шевчук стремится отвлечь внимание приднестровцев от катастрофического положения в экономике и социальной сфере. Такой прием наряду с "закручиванием гаек" в политике и СМИ всегда применяется в странах, где власти не справляются со стоящими перед ними проблемами, и тогда срочно ищутся внешние и внутренние враги. Но еще раз подчеркну, что это опасно. И, конечно же, смешно выглядит информация о том, что неожиданно расхрабрившийся Юрий Гервазюк пошел в атаку на молдавские тюрьмы. Мне было жаль на него смотреть, когда он испуганно, потирая руки и запинаясь, озвучивал решение о блокаде. Несомненно, что тюремная история является частью крупной игры и все решения принимались на высшем уровне в тандеме Шевчук-Штански. Кто был третьим в этом треугольнике, я пока не берусь сказать. Полагаю, о последствиях таких шагов они все же не подумали и всех вариантов скатывания в конфликт не просчитали", - подчеркнул Дмитрий Соин.

То, что война между Приднестровьем и Молдавией реальна, ИА "Тирас" подтвердили и источники в силовых ведомствах ПМР. Об этом свидетельствуют регулярные учения и стрельбы в силовых структурах ПМР. Более того, во время стычек полицейских и милиционеров в Варнице и в микрорайоне Северный города Бендеры уже поднимались по тревоге части министерства обороны, МВД и КГБ республики.

О серьезности ситуации говорит и тот факт, что из Москвы в Тирасполь срочно прибыл близкий к президенту Шевчуку генерал Бергман, пишет ИА "Тирас". На сегодня он единственный в приднестровском руководстве высокопоставленный военный, способный разработать план ведения боевых действий. По инсайдерской информации, в настоящее время Бергман проводит встречи с силовиками Приднестровья, выезжает в зону возможного театра боестолкновений. В свою очередь, молдавская сторона также значительно усилила свой военный потенциал на приднестровском направлении. Как итог: ситуация близка к той, что сложилась в 1992 году, накануне начала боевых действий в Бендерах, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Не хочет ли посол Молдавии сказать, что молдавское государство нелегитимно?"

Посол Молдавии в России Андрей Галбур заявил о необходимости вывода российских войск с территории Приднестровья и замене Совместных миротворческих сил на миссию гражданских наблюдателей, пишет ИА "Новости Приднестровья". Что же касается будущего миротворческой операции на Днестре, то Андрей Галбур заявил: "Только многонациональная операция с соответствующим статусом, которая будет проводиться авторизированной международной организацией в этой области, может обладать необходимой легитимностью и эффективностью".

Непонятно, правда, что имел в виду молдавский дипломат под словами "авторизированная международная организация", продолжает ИА "Новости Приднестровья". Также не совсем ясно, почему, с точки зрения Галбура, нынешняя миротворческая операция в зоне молдавско-приднестровского конфликта немногонациональная, нелегитимная и неэффективная. Складывается впечатление, что посол Молдавии в России не слишком информирован об истории миротворческой операции и о том, что она из себя представляет сегодня. Во-первых, Совместные миротворческие силы ныне состоят из российского, приднестровского и молдавского контингентов, а также группы украинских военных наблюдателей. Во-вторых, начало ей было положено документом, подписанным в том числе и первым президентом Молдавии. Не хочет ли тем самым Андрей Галбур сказать, что молдавское государство нелегитимно? Тогда кого он представляет в Москве? К тому же происходило это в присутствии представителя ОБСЕ, которую, по-видимому, Галбур также считает "нелегитимной структурой".

Ну и, наконец, кроме нынешнего молдавского посла, в России никто и никогда не высказывался о миротворческой миссии на Днестре как о неэффективной, пишет ИА "Новости Приднестровья". Даже представители Молдавии, которые так же, как и представитель молдавского внешнеполитического ведомства, ратуют за смену формата операции. Правда, у них другие аргументы, мол, в зоне конфликта устоялся мир, а, следовательно, надобность в миротворцах отпала...

Вроде бы ничего принципиально нового, кроме "немногонациональности, нелегитимности и неэффективности", в высказываниях Галбура нет, продолжает ИА "Новости Приднестровья". О смене формата операции и выводе ОГРВ (Оперативная группа российских войск в Приднестровье) неоднократно заявляли представители официального Кишинёва и рангом повыше. Есть правда один нюанс: назначенный 19 декабря прошлого года руководителем молдавской дипмиссии в России Андрей Галбур занял этот пост вместо Андрея Негуцы. Последний как раз и был отозван на родину в апреле 2012 года за свои публичные высказывания о необходимости сохранения российского военного присутствия в Приднестровье. Так что по прошествии почти пяти месяцев со дня назначения Андрея Галбура молдавским послом в Россию можно сделать вывод, что "правильную" замену сделали. Ну а то, что господин посол что-то напутал, - так не обязывали его вникать в такие тонкости, как состав Совместных миротворческих сил и предыстория их появления в зоне молдавско-приднестровского конфликта, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении трех с лишним лет нахождения у власти в Молдавии Альянса за евроинтеграцию, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил.

Евразийская интеграция: "Только скорейшая переориентация на Восток позволит спасти экономику Приднестровья и фактическую независимость"

Пока в России и в других государствах евразийского пространства развивается оживленная дискуссия о путях, формах, методах и целях евразийской интеграции, в Приднестровье предпринимают шаги по ее практической реализации, пишет "Евразийское Приднестровье". Меньше года назад глава приднестровского государства Евгений Шевчук объявил евразийскую интеграцию национальной идеей Приднестровья и поручил внешнеполитическому ведомству республики "инициировать последовательную работу по включению Приднестровья в структуры Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Единого экономического пространства с целью непосредственного участия Приднестровской Молдавской Республики в создании формирующегося Евразийского союза".

Задача не из легких - Приднестровье не имеет общих границ с государствами Таможенного союза, напротив, оно "зажато" между Молдавией и Украиной, странами, настойчиво артикулирующими свое стремление в Европейский союз, продолжает "Евразийское Приднестровье". Более того, Приднестровье не имеет статуса признанного государства, и это, казалось бы, окончательно закрывает ему путь в структуры Таможенного союза, а, значит, и на рынок Единого экономического пространства. Данные обстоятельства приднестровцев не смущают: в конце прошлого года евразийская идея была закреплена в Концепции внешней политики республики в качестве приоритета развития, одновременно в МИДе Приднестровья шла работа над "дорожной картой" интеграции. В феврале 2013 г. ведомство вынесло на общественное обсуждение один из ее структурных элементов - концепцию "Евразийского региона "Приднестровье". Реализация этого проекта, считают приднестровские дипломаты, должна обеспечить поэтапную экономическую интеграцию республики в формирующиеся евразийские структуры, а затем стать фактором признания международной правосубъектности государства.

Итак, какова логика интеграции по-приднестровски? - пишет "Евразийское Приднестровье". Стороннему наблюдателю может показаться, что Тирасполь пытается бежать впереди паровоза. Евразийский союз - не создан, Украина пока еще не является участником Единого экономического пространства. Зачем маленькому непризнанному государству понадобилось именно сейчас сосредотачивать все свои силы на евразийском проекте, который, учитывая брошенные против него интеллектуальные и политические ресурсы, вполне может оказаться несостоятельным? В прошлые годы бытовало мнение о том, что Приднестровью не следует полностью отказываться от европейских перспектив и что интересы выживания республики требуют лавировать между различными центрами силы, стараясь не навлечь на себя гнев Вашингтона и Брюсселя, Москвы и Киева. Однако такая политика привела к тому, что Приднестровье оказалось в изоляции, рискуя утратить даже своего естественного союзника - Россию. Поэтому безальтернативный разворот внешней политики в сторону Москвы, который произошел в начале 2012 года, был естественен, по меньшей мере, с точки зрения политической целесообразности.

Но оформление этого курса в виде евразийской интеграции имеет под собой также экономическую подоплеку, продолжает "Евразийское Приднестровье". В экономическом отношении Приднестровье - это территория с развитой инфраструктурой, мощным промышленным потенциалом, квалифицированной рабочей силой. За годы фактической независимости здесь научились производить качественную и дешевую продукцию, конкурентоспособную даже на рынках Европейского союза. В настоящее время почти четверть произведенных в Приднестровье товаров экспортируется в страны ЕС. И хотя проникновение на европейские рынки для приднестровских предприятий было обусловлено Брюсселем необходимостью оформления отношений с Молдавией, такое положение устраивало всех - люди имеют рабочие места, бизнес получает прибыль, а государство - налоги.

Такой порядок установился после кризиса 2006 года, когда Молдавия и Украина перестали выпускать из Приднестровья продукцию, не оформленную в таможенных органах Молдавии (Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней - прим. ИА REGNUM), пишет "Евразийское Приднестровье". Это грозило уничтожить экономическую основу приднестровской государственности. В тот момент вмешалась Россия. Она оказала финансовую помощь республике, убедила Молдавию и Украину смягчить порядок пропуска приднестровских товаров на границе. А Европейский союз, понимая, что операция по ликвидации ПМР не удалась, изобразил хорошую мину при плохой игре: в порядке оказания помощи он создал льготные условия проникновения на свой рынок товаров из Молдавии, причем для тех групп товаров, которые производятся в Приднестровье и не производятся в Молдавии. То есть приднестровцам, чтобы выжить, надо было оформлять экспорт в ЕС через Молдавию, с другой стороны им открывался перспективный и богатый рынок. По мнению европейцев, это было вкладом в дело укрепления мер доверия между Кишиневом и Тирасполем. На деле, Приднестровье теряло от 30 до 50 миллионов долларов в год из-за уплаты различного рода пошлин и сборов в бюджет Молдавии. И вот теперь даже эта компромиссная схема работы оказалась под угрозой.

Осенью 2013 года, как ожидается, Молдавия и Украина подпишут соглашения с ЕС о вступлении в Углубленную и всестороннюю зону свободной торговли (УВЗСТ), продолжает "Евразийское Приднестровье". Казалось бы, "свободная торговля", но для приднестровских предприятий такая "свобода" может означать прекращение производства. Присоединение к УВЗСТ обяжет экономических агентов перейти на те стандарты, которые действуют в ее рамках. На практике это обернется либо переходом приднестровских предприятий под юрисдикцию Молдавии, либо их закрытием. Уже сегодня с приднестровскими бизнесменами европейские представители общаются с позиции силы, вынуждая выполнять требования молдавского законодательства. Они понимают, что выбора приднестровцам они не оставили.

Надо отдать должное западным мозговым центрам: то, что не удалось сделать путем грубого нажима в 2006 году, удается провести сейчас, посредством ведения тонкой дипломатической игры и применения специально разработанных экономических рычагов, пишет "Евразийское Приднестровье". Силки были расставлены еще тогда. Разрушив торговые связи с Россией, Брюссель показал приднестровцам перспективы рынка ЕС, позволил войти на этот рынок, закрепиться на нем. И вот, когда предприниматели почувствовали себя уверенно, их ставят перед жестким выбором: подчиниться или потерять результаты многолетней работы.

Но с какой стати уступать шантажу? И, даже если уступить, будет ли эффект? - задается вопросами "Евразийское Приднестровье". Евросоюз в принципе не заинтересован в развитии производства в странах третьего мира, к которым он относит и Молдавию с Приднестровьем, и Украину. Напротив, он ищет новые рынки сбыта. Так что все заигрывания с приднестровским бизнесом имеют своей целью ликвидацию конкурента. Европейский рынок, несмотря на свою внешнюю привлекательность, оказывается бесперспективен.

С Россией и другими постсоветскими государствами Приднестровье связано давними торговыми и производственными отношениями, пишет "Евразийское Приднестровье". Единое экономическое пространство - это большой и свободный рынок. Возможность работать на нем позволит решить большинство экономических проблем Приднестровья. Но главное: экономическая стабильность обеспечит устойчивость государственности ПМР. Поэтому курс Приднестровья на евразийскую интеграцию не просто глубоко оправдан с точки зрения политической целесообразности - только скорейшая переориентация на Восток позволит спасти экономику Приднестровья и фактическую независимость республики.

Перед Приднестровьем сейчас стоит одна практическая задача - разработать механизм, с помощью которого приднестровская продукция сможет поступать на рынок Таможенного союза, несмотря на непризнанность страны происхождения, продолжает "Евразийское Приднестровье". В мировой практике есть достаточно непризнанных, но экономически успешных государств. Пример Тайваня или Северного Кипра показывает, что государство-покровитель может не только обеспечить экономическое выживание, но и создать условия для успешного развития своего подопечного.

В Приднестровье проживают порядка 200 тысяч россиян, пишет "Евразийское Приднестровье". Уже только это обстоятельство дает России право позаботиться о том, чтобы эти граждане имели возможность нормально жить и работать на земле, которую они считают своей родиной. России также не стоит забывать о военно-политическом значении своего присутствия на Днестре в контексте собственной и общеевропейской безопасности. Ведь до сих пор именно расположенный в Приднестровье российский воинский контингент заставляет Брюссель и Вашингтон внимательно отслеживать ситуацию и проводить стратегически выверенную и последовательную политику в регионе. Поведение западных дипломатов подтверждает предположение, что в Большой шахматной игре Приднестровье является той ключевой точкой евразийского пространства, от развития ситуации в которой зависит в конечном итоге будущее и Молдавии, и Украины.

В Тирасполе понимают, что без встречного движения со стороны России никаких перспектив евразийской интеграции у Приднестровья нет, продолжает "Евразийское Приднестровье". Но ждать пока Россия вовлечет в процессы экономической консолидации Украину, приднестровцы тоже не могут. Отдельные сигналы со стороны Молдавии - активизация молдавской полиции в Зоне безопасности, планируемое установление полноценной границы с Приднестровьем - говорят, что так называемый "приднестровский вопрос" будет решаться уже в этом году, причем без учета мнения России или самого Приднестровья...

Для Приднестровья евразийский проект - это программа спасения собственной экономики, идентичности, государственности, пишет "Евразийское Приднестровье". Интеграция необходима Приднестровью как с точки зрения политической целесообразности, так и с позиций перспектив социально-экономического развития. Однако, когда приднестровцы делали свой выбор в пользу России, они руководствовались не практическими выгодами, а совсем другими категориями - душой и сердцем. Приднестровье - это органичная часть Русского мира, часть Евразии. И если сегодня и руководство, и общественность тех стран, которые участвуют в евразийских процессах, не смогут защитить Приднестровье, завтра встанет вопрос: а кто защитит Евразийский союз? - подводит итог издание.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail