23 апреля 1947 подмосковный поселок Стаханово получил статус города и название Жуковский.

В день 66-летия авиаграда ИА REGNUM публикует интервью с патриархом жуковской науки - специалистом в области ракетного оружия, генеральным конструктором ОАО "Московский научно-исследовательский институт "Агат" (МНИИ "Агат"), Заслуженным деятелем науки РФ, почетным гражданином Жуковского Иосифом Акопяном.

Напомним, еще в декабре 2012 года Акопян выступил с предложением создать в городе Научно-технический совет. Прежний мэр Александр Бобовников эту идею поддержал и предложил встретиться по этому поводу после нового года. Однако 21 января он ушел в отставку, а 1 апреля горожане избрали нового мэра - Андрея Войтюка.

ИА REGNUM: Иосиф Григорьевич, в городе, кроме Совета депутатов, есть Совет директоров, недавно появились Общественная палата, Координационный совет политических партий и общественных организаций, Народный совет. Зачем необходим еще один совет?

Наукоград - это необычный город. Особенно Жуковский - наиболее заслуженный в научном смысле город: здесь расположены Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Лётно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М. Громова, НИИ приборостроения имени В.В.Тихомирова (НИИП), "Агат" и другие научные институты. Наукоград отличается от любого города не только тем, что тут много ученых, но хорошо, когда они имеют какую-то свою научную организацию.

Я работаю в Жуковском уже 55 лет. В советские времена руководители города заботились о научной кооперации между городскими предприятиями. И сегодня наукоград тоже заинтересован в том, чтобы у наших предприятий были совместные исследования, совместная продукция.

В 70-е годы первый секретарь горкома партии вызывал нас к себе на совещание: "Надо вести совместную работу". И под его натиском у НИИПа ("Агата" тогда ещё не было, эта "дочка" НИИПа появилась в 80-х - прим. ИА REGNUM) была многолетняя совместная работа с ЦАГИ - мы разрабатывали лазерно-допплеровские измерители скорости для аэродинамических труб. По этой теме было опубликовано до двух десятков научно-исследовательских работ. Успешно шла работа. А потом, с распадом СССР, это сотрудничество рухнуло. ЦАГИ нечем было платить за эти приборы. Я даже не знаю, работают ли наши приборы. Были и другие совместные работы, с ЛИИ.

Сейчас "Агат" продолжает работать с НИИП, но не потому, что проявляет инициативу городская администрация - просто у нас совместная работа по оборонному заказу: "Агат" делает боеголовки для тех ЗРК, которые разрабатывает НИИП.

У нас в городе сотни учёных. В одном ЦАГИ, наверное, сотни кандидатов и докторов наук, в ЛИИ много. "Агат" - маленькая организация, у нас их - десятки: пять докторов, около тридцати кандидатов наук. В НИИП - побольше, потому что он в два раза больше по численности.

ИА REGNUM: Какие задачи, на ваш взгляд, должен выполнять НТС?

1. Координация совместных проектов предприятий города.

Если ученые городских предприятий соберутся вместе и попробуют найти точки соприкосновения - думаю, их будет довольно много. К примеру, вычислительная техника. Скажем, мы в "Агате" делаем для своих боеголовок миниатюрные компьютеры, которые могут быть применены и в аэродинамических трубах, и в каких-то измерительных установках. Просто надо о них знать и использовать это - может быть, гораздо проще и дешевле, чем другие пути.

Еще у нас есть проекты, связанные с измерением характеристик самолетов во время полета при испытаниях. Наша разработка регистрирует десятки, сотни параметров: датчики, фиксация, обработка. Это вполне может быть использовано ЛИИ. А мы это делаем для фирмы Антонова (на Украине), для фирм Сухого, Микояна (в Москве). А рядом у нас - ЛИИ.

2. Популяризация труда и заслуг ученых

Сегодня самые известные люди у нас в стране - артисты, спортсмены, режиссеры. Люди науки - где-то на втором, если не на третьем плане. Благодаря наличию НТС мы могли бы выделять своих выдающихся ученых, представлять их к каким-то видам поощрений в городе, в области, в российском масштабе. Сейчас подобные награждения идут по административной линии.

НТС города мог бы более авторитетно представлять наших ученых к званиям и к другим видам поощрения.

3. Стипендии

Думаю, нам в городе стоило бы иметь хотя бы штук десять стипендий для молодых ученых. Они бы не обременили сильно бюджет города - пусть будет по 10 тыс. рублей в месяц. Город не обеднеет.

4. Работа с вузами

У нас в городе два профильных вуза - ФАЛТ МФТИ и филиал МАИ "Стрела". Надо, чтобы в них были специальности, которые востребованы в городе. Сейчас это не совсем так. У них есть свои задачи, свой план. НТС города мог бы дать им рекомендации: количество выпускников по таким-то направлениям следует сократить. Скажем, юристы, экономисты нужны кому-то, но не нужны городской науке. Молодёжь, заканчивая наши вузы, уезжает из Жуковского, большинство работают в Москве. Мы могли бы сформулировать исходные требования к предприятиям города по стартовой заработной плате (что должно быть не меньше стольких-то тыс. рублей в месяц), по оказанию помощи в решении жилищных проблем (предоставление семейного общежития или мат. помощь для аренды квартиры). Короче говоря, некому в городе позаботиться о кадровом научном потенциале.

Это касается не только Жуковского, это всей России касается. У нас десятки, сотни тысяч молодых учёных уезжают за границу: в Европу, в Америку, в Израиль, куда угодно. Всё потому, что мы не думаем о том, что надо сделать, чтоб их удержать. А удержать их надо человеческим отношением, нормальной зарплатой, возможностью служебного роста, социальными гарантиями. Чтобы не получалось так, что взяли молодого специалиста, наобещали ему, а потом: "А, знаешь, у нас тяжёлое материальное положение, мы этого сделать не можем, премию платить не можем, помогать тебе квартиру снимать тоже не можем..."

Вот эти вопросы мы могли бы на НТС города рассмотреть и дать рекомендации городской администрации.

ИА REGNUM: В чём отличие НТС от существующего Совета директоров?

Несмотря на то, что в совет директоров входят и видные ученые-руководители (председатель - Сергей Чернышёв, исполнительный директор ЦАГИ, член-корреспондент РАН), тем не менее, это совет - хозяйственный. Он рассматривает вопросы уборки снега, ремонта домов. А в НТС должен быть другой состав. Туда должны войти представители всех научных организаций города, независимо от их численности, от всех вузов, от городской администрации. Можно установить квоту по два человека, причем это должны быть не административные руководители, а ведущие ученые. НТС нужно формировать не по административному принципу, а по научным заслугам, чтобы это были люди, которые действительно признаны как научные лидеры своих предприятий.

По два человека от всех - это составило бы человек 15. Плюс ещё несколько человек с учёными степенями. Всего, я предполагал бы, в совете должно быть человек 30-35. Чтобы совет собирался два раза в год, раз в полугодие. В состав городского НТС надо обязательно включить учёных секретарей НТС предприятий. Чтобы они готовили повестку дня заседания, вопросы. Никакого освобождённого аппарата там не будет, это всё должно быть на добровольных общественных началах. Учёные секретари НТС предприятий будут готовить повестку дня заседания, оповещать, готовить проекты решений и т.д.

ИА REGNUM: Не будет ли сегодня сложнее организовать внутригородское сотрудничество, по сравнению с тем, как это работало в СССР?

В советское время подобного органа не было. Городская власть добровольно-принудительно заставляла нас сотрудничать. Вот, первый секретарь горкома поставил задачу сотрудничать - и в ЦАГИ, например, говорят: "Вот нам очень важно лазерно-допплеровские измерители скорости, у нас в стране никто ими не занимается. НИИ приборостроения могло бы ими заняться, у них квалификации хватит". Секретарь горкома говорит: "Да". Пишет письмо. Тогда ведь всё планирование шло через министерства. Мы были в Министерстве радиопромышленности, ЦАГИ и ЛИИ - в Министерстве авиационной промышленности. Поэтому шла переписка между министерствами. Сегодня в этом смысле даже проще. Министерства в нашу работу практически не вмешиваются. Мы входим в концерны: "Агат" и НИИП - в "Алмаз-Антей", ЦАГИ и ЛИИ - в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Так что, может, что-то с ними и будем согласовывать, но это не так важно, потому что такой строгой вертикали, как была в советское время (Совмин - министерство - предприятие), сейчас нет.

Вот эти работы, о которых договорятся предприятия города между собой, потом, конечно, должны оформляться в вышестоящих органах. Вопросы финансирования должны решаться, по определению. Если для ЦАГИ что-то нужно сделать - то, что они заказывают на стороне, не в Жуковском - а мы, допустим, договоримся, что они закажут это "Агату", вопрос финансирования решается: прямой договор между "Агатом" и ЦАГИ. И - наоборот, если мы им что-то заказываем. А было и такое. Вот мы им заказывали медицинскую технику, делали попытки разработать аппаратуру, куда входили пьезокварцевые датчики, которые могли аттестовать, проверить в ЦАГИ. Мы заключили договор, и ЦАГИ нам делало эти элементы. Так что это двустороннее было движение. Не только ЦАГИ нам, но и мы ЦАГИ заказывали.

ИА REGNUM: С чего, по-вашему, стоило бы начать создание НТС города?

Начать надо с того, что решить - да или нет. Нужен нам или не нужен этот Совет. Если эта идея привлечет внимание нового городского руководства, то для начала они могут проработать ее на уровне Горсовета. Обсудить ее с руководителями городских предприятий, суммировать их мнения.

Задача городского НТС не в том, чтобы заменить собой орган административного управления, а в том, чтобы наметить, с научной, инженерной точки зрения, пути сотрудничества. Дать рекомендации. А потом уже они будут реализовываться руководителями предприятий, руководителями города.

Если человек избирается всем населением Главой администрации наукограда - он, конечно, должен иметь контакт с учёными.