В авиаграде Жуковский разработали платформу легкого многоцелевого самолета (Подмосковье)

Красногорск, 23 апреля 2013, 13:52 — REGNUM  Специалисты ФГУП "ЦАГИ" (Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского, подмосковный авиаград Жуковский) разработали технологическую платформу (совокупность взаимоувязанных технологий) доступного легкого многоцелевого самолета (ЛМС) с расширенными возможностями базирования, сообщил корреспонденту ИА REGNUM научный руководитель работы по созданию этой платформы, начальник сектора научно-исследовательского отделения "Системные исследования и программы развития авиационно-космической техники" Андрей Дунаевский.

Ученый отметил, что ЦАГИ не занимается разработкой авиационной техники. Институт создает научно-технический задел, который реализуется в проектах конструкторских бюро (КБ) авиационной промышленности. При этом ЦАГИ сопровождает работы КБ на всех стадиях жизненного цикла воздушных судов.

Платформа может быть использована при создании перспективного летательного аппарата, который должен соответствовать требованиям российского рынка самолетов малой авиации и обладать конкурентоспособностью на мировой арене. Работы по контракту Минпромторга начались в 2011 году, рассказал Дунаевский.

По его словам, ЦАГИ предложил комплекс технических решений в области аэродинамики, материалов и конструкций, системы управления, обеспечивающих существенное улучшение его технического уровня и потребительских качеств. Особое внимание ученые уделяют вопросу безаэродромной эксплуатации ЛМС, что актуально для нашей страны особенно в районах Сибири и Крайнего Севера. Специалисты определили ключевые направления работы. К ним относятся разработка семейства ЛМС на 9, 13 и 19 пассажиров, наличие гермокабины, использование 2 турбовальных вертолетных двигателей, соединённых валом синхронизации. Ученые прорабатывают создание конструкции планера из полимерных композиционных материалов, автоматизированной системы управления ЛМС, а также колесного шасси в базовом варианте и автономного модуля шасси на воздушной подушке и т.д.

Разработана аэродинамическая компоновка, сочетающая высокое аэродинамическое качество на крейсерском режиме (Кмакс=17) полета с высокими несущими свойствами на режимах взлета и посадки (Сумакс=2,4 и 3 соответственно). Расчетные аэродинамические характеристики подтверждены испытаниями модели в аэродинамической трубе Т-102. Успешно прошел испытания в трубе Т-5 и в гидроканале московского комплекса ЦАГИ стенд шасси на воздушной подушке.

В результате, по оценкам ФГУП "ГосНИИ ГА", в случае создания новый легкий самолет в варианте с колесным шасси обеспечит снижение себестоимости перевозок на 18-45% по сравнению с Ан-2, Л-410УВП-Э и с зарубежными аналогами. Это позволяет считать семейство ЛМС самолетами следующего поколения. Экономическая эффективность легкого самолета с шасси на воздушной подушке также будет позитивной.

В целом исследования показали, что в случае реализации разработанных в ЦАГИ технических решений и технологий, новые российские самолеты будут обладать конкурентоспособностью на внутреннем и внешних рынках и обеспечат доступность и безопасность местных авиационных перевозок и авиаработ, отметил собеседник агентства.

Он подчеркнул, что региональная авиация чрезвычайно важна для обеспечения транспортной связанности российской территории. Огромная территория России, особенности ее географического положения, широкое территориальное распределение производительных сил определяют значимость воздушного транспорта для решения задач социально-экономического развития страны. Воздушный транспорт является важной частью транспортной системы. Для ряда субъектов РФ со слаборазвитой наземной инфраструктурой гражданская авиация зачастую является единственным средством местного сообщения, обеспечивающим транспортную доступность отдаленных населенных пунктов.

Обладая более высокой скоростью, чем другие виды транспорта, региональная и малая авиация максимально приближена к потребителю, и ее использование позволяет реализовать ряд уникальных технологий. Так, ВС малой авиации наиболее соответствуют условиям сообщения с удаленными населенными пунктами, способны эффективно выполнять многие виды мониторинга окружающей среды, авиалесоохрану, авиационно-химические работы и санитарные полеты, решать задачи охраны общественного порядка, поиска и спасания, а также могут применяться в личных, корпоративных, спортивных целях.

Региональная и малая авиация призвана играть основную роль при решении задачи обеспечения транспортной доступности отдаленных населенных пунктов в районах Крайнего Севера России и на приравненных к ним территориях. При этом особенности природно-климатических условий районов Севера создают предпосылки для возможности использования не традиционных воздушных судов: гидросамолетов, самолетов-амфибий, воздушных судов "безаэродромного" базирования.

Потенциал ее использования значителен в связи с наличием объективной потребности в воздушном сообщении в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока страны. Для ряда субъектов РФ со слаборазвитой наземной инфраструктурой гражданская авиация зачастую является единственным средством местного сообщения, обеспечивающим круглогодичную транспортную доступность отдаленных населенных пунктов, пояснил Андрей Дунаевский.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.