В Оренбурге обсуждают плюсы и минусы Таможенного союза: 22-25 апреля Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проводит второй этап выездного заседания круглого стола на тему "Таможенный союз: практическое измерение" по маршруту Москва - Оренбург - Алма-Аты (Алматы) - Чимкент (Шымкент) - Москва. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Оренбургской области. Участники сошлись во мнении, что в интеграционную политику необходимо внести коррективы.

Председатель постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике Валерий Шнякин отметил, что цель встречи - обсудить не только положительные моменты Таможенного союза, но и изучить проблемные моменты и устранить их при помощи законодательной и исполнительной власти.

Вице-губернатор - руководитель аппарата губернатора и правительства Оренбургской области Дмитрий Кулагин отметил: "Оренбуржцы поддерживают курс руководства страны на интеграцию, развитие Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, на формирование единого экономического пространства, создание Евразийского Союза. Это позволяет открыть для оренбургских товаропроизводителей новые рынки, сформировать реальную конкурентную среду, увеличить объем взаимной торговли, инвестиций, облегчить движение капиталов и рабочей силы".

По словам Кулагина, в Оренбургской области наблюдается увеличение деловой активности предпринимателей трёх государств. Так, региональный внешнеторговый оборот со странами Таможенного союза за 2012 год увеличился на 30,8%, достигнув 2,148 млрд долларов США, в том числе с Казахстаном оборот составил 1,577 млрд долларов США (рост на 9,5%), с Белоруссией - 571 млн долларов США (рост в 2,8 раза). Создание единого рынка стран Таможенного союза сделало экономику области более привлекательной для иностранных инвесторов.

Вместе с тем вице-губернатор подчеркнул, что есть ряд нерешённых проблем и вопросов, которые за последние 2,5 года высветила реальная практика жизни приграничной территории: "Мы почувствовали значительное снижение внимания федерального центра, соответствующих государственных органов управления к вопросам обустройства пунктов пропуска и мест пересечения российско-казахстанской границы жителями приграничных населённых пунктов. Пункты пропуска по-прежнему оборудованы по временной схеме. Имеются недострои: многосторонние автомобильные пункты пропуска Илек, Орск, железнодорожный пункт пропуска "Илецк-1".

Дмитрий Кулагин обратил особое внимание на то, что нет понимания перспективы развития автомобильного пункта пропуска "Сагарчин", который находится на точке входа из Казахстана в Россию международного транспортного коридора "Китай - Западная Европа". Пункт пропуска уже сейчас в сезонные пики не справляется с возрастающей нагрузкой по транспортному и грузопотоку, движению и оформлению физических лиц: "Отдельные механизмы транснационального регулирования просто отсутствуют. Один пример: сегодня из-за доступности алкогольной продукции, произведённой в Казахстане, Оренбургскую область захлестнула волна контрафактной водки, ввозимой из приграничных регионов Казахстана. Продаётся она лицами, не имеющими государственной регистрации и лицензии, без применения контрольно-кассовой техники, без акцизных марок, по ценам значительно ниже установленной минимальной, что наносит серьёзный ущерб бюджетам всех уровней. Кроме того, под видом алкоголя, легально произведённого в Казахстане, ввозится и суррогат, ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан Российской Федерации. Все это в равной мере наносит ущерб как России, так и Казахстану".

Кулагин выразил мнение, что необходимо ускорить принятие многочисленных изменений в Таможенный кодекс Таможенного союза, которые вносили участники внешнеэкономической деятельности: "Считаем, что проводимый мониторинг Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС состояния дел в Таможенном союзе делом нужным и своевременным, по результатам которого можно выработать предложения по определённым корректировкам проводимой интеграционной политики".

Валерий Шнякин подчеркнул, что все предложения и замечания, высказанные представителями деловой и предпринимательской общественности, будут внимательно изучены и обсуждены на встрече в Астане на следующем этапе круглого стола. В дальнейшем о наиболее значимых практических замечаниях будут проинформирована Евразийская экономическая комиссия для принятия конкретных решений.

Отметим, что второй этап выездной экспертной комиссии по маршруту Москва - Оренбург - Алма-Аты (Алматы) - Чимкент (Шымкент) - Москва под эгидой Совета Федерации стартовал 21 марта. Возглавляет выездное заседание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, председатель постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике Валерий Шнякин, а также заместитель руководителя ФТС России Сергей Комличенко. Впервые законодатели России, Белоруссии и Казахстана совместно с представителями таможенных служб посетят таможенные посты на внешних границах Таможенного союза в Казахстане. Добавим, что первый тур выездного заседания круглого стола состоялся 8-9 ноября 2012 года по маршруту Москва-Смоленск-Минск-Брест-Москва. Именно по его итогам участники совещания внесли предложение о проведении второго этапа с посещением таможенных постов на внешних границах Таможенного союза в Казахстане.

Справка:

На Оренбургскую область приходится почти 1,9 тыс. километров государственной границы между Российской Федерацией и Казахстаном. Это самый протяжённый участок российско-казахстанской границы, на котором действуют два железнодорожных, три воздушных, семь автомобильных пунктов пропуска, 18 мест пересечения границы.