Эксперты: в документах Счетной палаты по "Аэрофлоту" нет экономических преступлений

Москва, 22 апреля 2013, 22:15 — REGNUM  Проверки Счетной палаты, проводимые с прошлого года в рамках антикоррупционных мероприятий, выявили много неожиданного в государственных учреждениях, госкорпорациях и компаниях с госучастием. Например, выяснилось, что закупленные ФСИН электронные браслеты на 3,7 млрд рублей, мало того, что были куплены вдвое дороже, да еще используется только половина из них. Или - что только одна программа создание российских планшетов "Роснано" похоронила 22 миллиарда рублей. Зачастую по результатам проверки речь идет о возбуждении уголовных дел: как например, в отношении "Курортов Северного Кавказа" или руководителей фонда "Сколково", где недавно прошли обыски.

На этом фоне результаты проверки Счетной палатой "Аэрофлота" выглядят просто сенсационно: все, что нашли придирчивые аудиторы, это увеличение расходов на рекламу, да возможность снизить цену билетов за счет оптимизации затрат и создания перевозчика-дискаунтера.

В частности, СП отметила: "Высокая стоимость перевозок ОАО "Аэрофлот" по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), а также наличием большого объема неэффективных затрат". При этом, подсчитали аудиторы, в стоимости авиаперевозок 53% расходов связаны с самим полетом (в том числе 31,9% - горюче-смазочные материалы и 21,2% - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, поставщики которого являются монополистами на территории Российской Федерации); 26,6% - это содержание в исправном состоянии воздушных судов, 10,8% - обслуживание пассажиров и обработка грузов, 9,5% - организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы). Если сложить все эти цифры, то получается, что на долю "большого объема неэффективных трат" остается... 0,1% от стоимости авиаперевозки.

Тем не менее, аудиторы обсудили возможности снижения цен на авиабилеты и поддержали планы "Аэрофлота" создать низкобюджетного перевозчика на базе одной из его авиакомпаний.

"Я просмотрел документы Счетной палаты по "Аэрофлоту" и не нашел там никаких признаков экономических преступлений", - заявил Олег Пантелеев, глава аналитической службы АвиаПорт.

"Руководство "Аэрофлота" теперь, конечно должно четко объяснить на что и куда расходовались деньги, что ушло на рекламу, на информационную поддержку или на поощрения менеджеров. Но на это и Счетная палата, чтобы выявлять недостатки, отметил Андрей Колесник, депутат Госдумы от фракции "Единая Россия", член комитета по транспорту. - Реклама - хвалит, Счетная палата - ругает. И я думаю, эти проверки серьезных последствий для авиакомпании иметь не будут. Мы все помним, как однажды "Кока-кола" уменьшила расходы на рекламу и мгновенно провалилась. Поэтому расходы на информационную поддержку в условиях конкуренции иной раз являются оправданными".

"На мой взгляд, "Аэрофлот" - это не та компания, которой есть необходимость или потребность в незаконных сделках или отмывании денежных средств. Очевидно, что в силу того, что менеджмент работает на высоком уровне, компетентные специалисты в области управления финансами и других отраслях нормальной хозяйственной деятельности. Я так понимаю, что уровень IT в "Аэрофлоте" высок, и благодаря этому все управленческие решения обеспечены необходимым уровнем и компетенцией специалистов", - полагает Георгий Зубовский, председатель президиума Столичной коллегии адвокатов, почетный адвокат России.

"Претензии Счетной палаты, в основном сводят к неэффективной структуре издержек и, как следствие, высоких цен на билеты. Стоит отметить, что рынок авиаперевозок не является монопольным (скорее олигопольным), и неэффективность быстро бы сказалась на спросе потребителей, и, как следствие, на финансовых результатах компании", - подчеркнул Сороко Антон, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ". Между тем в документах СП отмечено, что рост доходов компании шел, в основном, за счет рост объема пассажирских перевозок, да и рост расходов обусловлен увеличением числа полетов, покупкой новых судов и увеличением фонда оплаты труда.

"Проверка Счетной палаты - это не просто проверка эффективности работы госкомпаний, это основание для возбуждения уголовных дел. Такие проверки есть смысл устраивать регулярно. В случае Аэрофлота получается, что СП подтвердила, что компания управляется эффективно", - заявил Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации.

"Аэрофлот работает эффективно. Конечно, можно и еще лучше, о чем Счетная палата и написала. Но Аэрофлот тащит на себе огромные социальные обязательства, есть полученные от "Рособоронэкспорта" дочерние компании. Думаю, проверка СП показала, что компания с госучастием, какой является Аэрофлот, может управляться эффективно", - считает известный экономист, профессор Никита Кричевский.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.