В Чувашии муниципальные служащие воспринимаются как "мальчики для битья". Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил глава Чебоксар, руководитель Совета муниципальных образований республики (СМО) Леонид Черкесов на пятом съезде СМО. Делегаты жаловались, что находятся "между молотом и наковальней": с одной стороны - население, с другой - контрольно-надзорные органы. Главы городов, районов и сельских поселений вновь сетовали на необеспеченность местных бюджетов и на "почти в два раза возросший объем полномочий". На что чувашскими депутатами было предложено активнее вовлекать местный бизнес, который, если "затащишь в работу на земле", окажется затянутым, "как в болото".

Фото Бориса Филатова

На очередной съезд съехались 337 делегатов. Председатель правления СМО, глава Чебоксары Леонид Черкесов, докладывая о самочувствии местного самоуправления, отметил, что "в целом решена" одна из основных задач реформ местного самоуправления - приближение местной публичной власти к населению. Однако много проблем. Одна из них "законодательного характера". По словам Черкесова, за десять лет реформ в федеральный закон о местном самоуправлении внесено около 300 поправок, объём полномочий органов МСУ увеличился почти в два раза.

"Если в 2003 году за городскими округами было закреплено 27 вопросов местного значения, за поселениями - 22, а за муниципальными районами - 20, то сейчас 44, 39 и 38 полномочий соответственно", - привел цифры председатель СМО. И отметил, что несмотря на законодательные поправки, некоторые полномочия сформулированы "расплывчато и некорректно": "Например, "создание условий, содействие". Нет четкого разграничения полномочий между различными уровнями власти. Отсюда несбалансированность местных бюджетов".

В брошюрах, розданных участникам съезда, в частности, говорится, что с середины 2000-х годов количество переданных местному самоуправлению федеральных полномочий возросло с 8 до 21. Соответственно, увеличилась нагрузка на местные бюджеты. При этом "никаких крупных муниципальных источников налоговых поступлений за эти годы не появилось".

"Доля налоговых доходов в совокупных доходах муниципалитетов снизилась где-то с 60% до менее чем 30%. Остальные поступления составляют в основном межбюджетные трансферты, то есть зависимость органов местного самоуправления от субъектов федерации увеличилась... Существующая практика межбюджетных отношений не стимулирует местное самоуправление к работе по пополнению собственных доходов. Надежнее получить дотацию на выравнивание бюджета. Чем больше заработает муниципалитет в текущем году, тем меньше он получит дотаций в следующем. Такая ситуация приводит в тупик", - отмечается в выданных материалах.

Приглашенный на съезд СМО председатель Госсовета Чувашии Юрий Попов подтвердил, что в парламент "поступают многочисленные просьбы об усилении местных бюджетов". "Помочь всем просто невозможно", - констатировал спикер, заметив, что муниципалитетам следует активнее "вовлекать в работу на своей территории местных предпринимателей". Бывший руководитель агрохолдига напомнил, что его в своё время тоже вовлекали власти Вурнарского района. "Когда человека затащишь в работу на земле, оттуда уже не выйти. Затягивает, как болото", - признался Юрий Попов, вызвав живую реакцию зала.

Другая проблема, на которой было акцентировано внимание участников съезда, - имидж и правовой статус представителей местного самоуправления. "Сегодня муниципальный служащий воспринимается "мальчиком для битья". Мы все время находимся между молотом и наковальней. С одной стороны, мы отвечаем перед населением за те решения, которые принимаются законодательными и исполнительными органами власти, с другой - испытываем постоянное давление контрольно-надзорных органов", - пожаловался Леонид Черкесов.

По данным СМО, только "за последние два года сменилось около 70 глав сельских поселений, это практически каждый четвертый". Среди причин назывались низкая зарплата, отсутствие дополнительного пенсионного обеспечения. Отметим, в кулуарах съезда руководители сельских муниципалитетов сетовали, что их специалисты, "с высшим образованием и большим профессиональным стажем" получают в среднем 8-12 тыс. рублей.

Отметим, что в раздаточных материалах были приведены итоги опроса 2013 года среди глав сельских поселений относительно удовлетворенности результатам работы. Согласно представленным данным, около 40% опрошенных не удовлетворены результатами своей работы, 20% собираются сложить полномочия. 75% респондентов отметили, что "министры и их заместители, посещая муниципалитеты, не всегда оказывают практическую помощь", 87% заявили "о возросшем прессинге" со стороны контрольно-надзорных органов.

Делегаты, взявшие слово у микрофона, не ограничивались жалобами на трудности. Прозвучали конкретные предложения. Так, глава администрации Урмарского района Константин Никитин, поднимая давнюю проблему оттока молодежи из сельской местности, предложил внести коррективы в порядок предоставления помощи молодым семьям на улучшение жилищных условий. В частности, по федеральной программе "Жилище" "в части предоставления средств из местных бюджетов по софинансированию". "Необходимо субсидировать только те семьи, которые приобретают жилье в сельском поселении или районном центре. Пока получается, что главы поселений сами стимулируют отток молодежи из села", - пояснил чиновник. По его сведениям, за два года в Урмарском районе жилищной программой воспользовались 31 молодая семья, из них 17 приобрели квартиры в Чебоксарах и других городах.

Глава администрации Канашского района Владислав Софронов предложил снизить участие сельских поселений "в строительстве сельских дорог с 35% до 15%": "На строительство 1 км асфальтированной дороги у нас уходит около 10 млн рублей, плюс проектные работы более 500 тыс. рублей на 1 км". При этом чиновник подчеркнул, что на дорожное строительство приходится привлекать средства населения и спонсоров. Однако, по его словам, приходится действовать на свой страх и риск, поскольку республиканскими ведомствами "не разработан порядок сбора и использования" средств на данные цели. В качестве примера Владислав Софронов привел Шальтямское сельское поселение, где с участием населения построили 1,2 км дороги и 8,6 км водопровода. "Глава поселения ничего не присваивает, но в то же время его могут наказать", - предостерёг канашский чиновник.

В числе проблем Софронов выделил также электрификацию новых улиц в сельской местности. По его словам, работе препятствуют "нормативы подушевого финансирования". "Если в деревне живет сто человек, то её невозможно осветить всю, потому что жителей меньше, чем в одном городском многоквартирном доме". "Мы хотим, чтобы нас услышали", - обратился к республиканским властям глава администрации района.

С надеждой быть услышанным к трибуне вышел глава Чичканского сельского поселения Комсомольского района Юрий Лукиянов. Он обеспокоен тем, что территориальные границы сельских поселений "зачастую не соответствуют реальности". "Расхождения составляют сотни гектаров. А некоторые чересполосные участки вообще отсутствуют. Заказчиком составления муниципальных генпланов являлось Минстрой Чувашии. После публичных слушания все замечания были направлены на устранение ошибок. Но ничего не изменилось", - констатировал глава поселения.

По данным Совета муниципальных образований Чувашии, в настоящее время в республике насчитывается 317 муниципальных образований: 291 сельское поселение, 21 муниципальный район и 5 городских округов. Значительно увеличилось количество местных депутатов - с 500 до 4 тыс. человек.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 1 апреля на заседании Межведомственной комиссии по анализу эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления Чувашии муниципальные власти констатировали, что контрольно-надзорные органы перестали "кошмарить бизнес" и принялись за муниципальных чиновников. В частности, муниципальные чиновники жаловались, что их могут одновременно проверять сразу несколько структур, накладывать серию штрафов за одно и то же нарушение. Было отмечено, что наибольшая доля штрафов выписана Госпожнадзором, прокуратурой, территориальными управлениями ФАС России и Роспотребнадзора. Однако в ходе заседания представители контрольно-надзорных органов открестились от предъявленных муниципальными чиновниками претензий.