"В настоящее время традиционные компоновки летательных аппаратов достигли высокого уровня совершенства и существенное улучшение их характеристик связано со все возрастающими трудностями", - сообщил корреспонденту ИА REGNUM заместитель гендиректора ФГУП "ЦАГИ" (Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского, город Жуковский Московской области), начальник комплекса аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов, доктор физико-математических наук, доцент Сергей Ляпунов.

По его словам, многие специалисты убеждены, что следующее поколение самолетов, которое придет на смену современным гражданским летательными аппаратам, таким как Боинг-787, Эрбас А350, отечественный МС-21 и другие, станет последним поколением, создаваемым по традиционной схеме. В связи с этим все большее внимание уделяется исследованиям нетрадиционных компоновок летательных аппаратов.

"Основное направление в формировании таких компоновок связано с глубокой интеграцией планера и силовой установки, развитии компоновок типа "летающее крыло", экранировании шума двигателей элементами планера, - пояснил учёный. - Следует также упомянуть и работы по созданию сверхзвуковых пассажирских самолетов следующего поколения. Переход к таким компоновкам, с одной стороны, может потенциально обеспечить существенное улучшение технико-экономических характеристик летательных аппаратов, а с другой стороны сопряжен с заметными рисками в связи с ограниченным опытом создания таких летательных аппаратов. Разумеется, в России, в институтах авиационной направленности, в ЦАГИ ведутся исследования различных нетрадиционных компоновок. На данном этапе речь идет о концептуальных исследованиях, такие летательные аппараты могут появиться в широком применении на рубеже 30-х годов.

"Другой принципиально новой областью исследований в аэродинамике являются исследования возможностей управления течениями с помощью усовершенствования известных и применения новых физических принципов: использования выдува/отсоса сжатого воздуха, микроэлектромеханических устройств, плазмы, морфных конструкций и т.п. Соответствующие технологии могут использоваться, например, для уменьшения аэродинамического сопротивления, для управления летательных аппаратов, адаптации летательных аппаратов к изменяющимся условиям полета, снижения шума на местности, уровня звукового удара при сверхзвуковых скоростях. Исследования в этих областях пока носят фундаментальный и поисковый характер", - добавил собеседник агентства.