"Хитроумные прибалты стараются "впарить" не менее хитроумным колхозникам из самопровозглашенного "центра Европы" то, что рискует превратиться в не самый ликвидный ресурс", - заявил 22 апреля корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Малишевский, комментируя итоги клайпедского форума и вызвавшие широкий резонанс заявления премьер-министра Белоруссии.

Напомним, 18 апреля в Клайпеде на Белорусско-литовском экономическом форуме председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович проинформировал: белорусское госпредприятие "Беларуськалий" приобрело за $30 млн 30% терминала сухих насыпных грузов клайпедского порта. Он заявил также о готовности официального Минска нормализовать отношения с Евросоюзом, подчеркнув: "ЕЭП для Белоруссии - это не альтернатива ЕС". Он отметил также: "Для нас Таможенный союз и ЕС - взаимодополняющие друг друга интеграционные объединения".

Малишевский уверен: по мере того, как Россия развивает собственную портовую инфраструктуру на побережье Балтийского моря (порты Ленинградской и Калининградской областей), значение портов постсоветских прибалтийских республик будет снижаться. В настоящее время Клайпедский порт играет большую роль в перевалке белорусских грузов, однако данный фактор перестал быть сугубо экономическим - он имеет ярко выраженное политическое значение в свете членства Белоруссии в программе Евросоюза "Восточное партнёрство" и применения Литвой как страной ЕС санкций к официальному Минску.

"Российский порт Усть-Луга уже нанес мощный удар по транзиту из Прибалтики. Зачем литовцам, прекрасно знающим, как это недавно отразилось на эстонцах, потенциально ненужные, но дорогие терминалы?, - сказал Малишевский. - На взгляд с Востока - это нечто вроде очередного "объегоривания" всех и вся и самих себя в первую очередь. Хотя бы потому, что столь хитроумная попытка подлизаться к "Восточному партнерству" в преддверии его осеннего саммита может быть расценена и как белорусский ответ на российское предложение по Ямалу (строительству газопровода "Ямал-Европа-2", - прим. ИА REGNUM)".

"А вот с Запада ситуация выглядит несколько иначе, - продолжил политолог. - "Восточное партнерство" создавалось как потенциальный инструмент энергетического колониализма, окончательного превращения постсоветского пространства в сырьевой придаток Запада, вытеснения России на северо-восток Евразийского континента и создания "санитарного" Черноморско-Балтийского энергоколлектора-кордона вдоль её границ. Украинцы в последнее время очень поджимают белорусский экспорт с юга, но проекты типа "Одесса-Броды" недаром изначально задумывались для транзита в обход России в Центральную Европу и порты Балтийского моря".

"Поскольку местный нефтяной оффшор в начале этого года был просто вынужден Москвой резко сократить поставки нефтепродуктов на Запад, сейчас, как и весной 2009 года, когда Минск присоединился к "Восточному партнерству", местные хлопцы грызутся с украинскими братками, и не просто опять демонстрируют готовность участвовать в Балто-Черноморском проекте, но и предпринимают для этого конкретные шаги. Насколько хватает мозгов и пока в части транспортировок грузов", - сказал политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, в литовской компании UAB Birių krovinių terminalas (ЗАО "Терминал сыпучих грузов", находится во владении семьи Удовицких) отрицают, что сделка уже состоялась и подчеркивают, что переговоры только идут. Компания UAB Birių krovinių terminalas зарегистрирована в 1997 году. Пуск терминала в эксплуатацию состоялся в феврале 2002 года. В первый год работы было перегружено 350 000 тонн. Были запущены линии загрузки сыпучих грузов, фасовки сыпучих грузов, производства смеси удобрений, в декабре 2011 года началось строительство второй очереди терминала. Терминал расположен в южной части Клайпедского порта. Общая занимаемая площадь - 4 гектара, длина причальной линии 423 метра. Глубина у причалов - 13 метров. По неофициальной информации, документы о продаже "Беларуськалию" 30% одного из терминалов клайпедского порта были подписаны 16 апреля. В литовской компании UAB Birių krovinių terminalas (ЗАО "Терминал сыпучих грузов") отрицают, что сделка уже состоялась и подчеркивают, что переговоры не завершены и озвученная сумма $30 млн за 30% акций не соответствует действительности.

Также не соответствует действительности и намерение премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса в ближайшее время посетить Белоруссию - он не получал официального приглашения, заявила 19 апреля агентству BNS представитель главы литовского правительства Эвелина Буткуте-Лаздаускене. Тем временем государственные СМИ Белоруссии проинформировали общественность об установлении контроля Белоруссии над клайпедским портом и о скором визите главы правительства Литвы в Белоруссию.