Новая схема поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ) для коммунально-бытовых нужд, введенная Минэнерго с 1 марта, поставила ряд регионов перед угрозой дефицита газа. При этом компенсировать нехватку за счет покупки топлива на свободном рынке газораспределительные организации регионов не считают возможным: цены на этом рынке с апреля пошли в рост из-за начала сезона экспортных поставок, тогда как конечная цена газа для населения ограничена тарифами.

"Дефицит СУГ для коммунально-бытовых нужд уже ощущают во многих регионах страны, потребляющих сжиженный газ", - заявил в интервью ИА REGNUM гендиректор ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока "Сибдальвостокгаз" Андрей Румянцев. Среди таких регионов, в частности, Республика Алтай, Алтайский край, Забайкалье, Приморье, ряд субъектов Федерации в центре страны.

Только в Алтайском крае потребителями сжиженного газа являются более 1 млн человек, о чем указал губернатор этого региона Александр Карлин, обратившийся в конце марта к министру энергетики с просьбой вернуть старую схему распределения поставок. В противном случае, по мнению губернатора, перебои в газоснабжении "приведут к негативным экономическим последствиям и росту социальной напряженности".

Причиной неожиданно возникшего дефицита участники рынка называют изменение с 1 марта Минэнерго схемы поставок балансового газа, идущего на нужды населения. "Раньше половину газа мы получали на Омском и Ачинском НПЗ, остальное - на заводах других близлежащих регионов. После 1 марта по рекомендации Минэнерго 64% объема мы должны брать на заводе "Няганьгазпереработка", который отгружает газ только в танк-контейнерах, которые не в состоянии принять ни наше отделение Западно-Сибирской железной дороги, ни газонаполнительные станции региона", - поясняет гендиректор компании "Алтайкрайгазсервис" Дмитрий Липпа.

В Минэнерго объясняли изменение схемы поставок необходимостью навести порядок в распределении балансового газа. В ведомстве исходили из предположения, что газораспределительные организации (ГРО), получая этот газ по регулируемым ФСТ ценам, продают его по рыночным и не населению. Однако участники рынка полагают: новая схема "привязки" ГРО к заводам-производителям не решает эту проблему. А подготовка газовых хозяйств регионов к приему танк-контейнеров потребует как масштабных инвестиций (только в Алтайском крае они оцениваются суммой в 245 млн рублей), так и времени, тогда как с угрозой дефицита регионы столкнулись уже сейчас.

Отсутствие технической возможности принимать танк-контейнеры - только одно, хотя и существенное, последствие новой схемы распределения балансового газа. Второе последствие - резкое повышение затрат на транспортировку СУГ от нового поставщика-производителя до газонаполнительных станций региона.

В Минэнерго на совещании, посвященном проблеме надвигающегося дефицита, высказали предположение: рост транспортных издержек могли бы компенсировать администрации регионов двумя путями - увеличив тариф для населения либо предоставив ГРО бюджетные дотации. "Только с учетом повышения транспортных затрат тариф нужно было бы увеличить на 26,7%, при этом рост платы населения за коммунальные услуги в 2013 году ограничен планкой в 6%", - говорит Дмитрий Липпа.

"Экспорт разогревает цены на СУГ с апреля по ноябрь, когда зарубежные партнеры заводов-производителей запасаются газом. Если в декабре-марте цены свободного рынка практически равны установленным ФСТ (сегодня это 10,3 тыс. рублей за тонну балансового газа), то к концу экспортного сезона они достигают 18-20 тыс. рублей. Закупка регионами газа в период низких цен невозможна из-за отсутствия достаточных мощностей для хранения газа", - утверждает Андрей Румянцев.

"Ни один производитель СУГ, с которым мы обсуждали тему, не готов гарантировать нам стабильные цены по долгосрочным контрактам, а такие скачки цен на рынке при утвержденном конечном тарифе - верный путь к банкротству ГРО", - добавляет Дмитрий Липпа.

Выбор, как полагают в "Сибдальвостокгазе", невелик: либо существенно увеличить тарифы для населения, либо ограничить пошлинами экспорт, направить газ на внутренний рынок и стимулировать его использование и переработку внутри страны. С последним тезисом согласны и промышленные переработчики СУГ - в частности, производитель каучука "Нижнекамскнефтехим", который из-за роста цен на рынке испытывает серьезные трудности.

В поддержку идеи корректировки существующей формулы расчета экспортных пошлин на СУГ выступил и президент Татарстана Рустам Минниханов, написавший в начале марта об этом в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву. "В 2010-2012 годах цены на газовое сырье выросли в среднем на 8 тыс. рублей за тонну, или в 1,9 раза. На наш взгляд, это произошло, в основном, за счет снижения экспортных пошлин на сжиженные углеводородные газы. В результате с 2008 года объем экспорта сжиженных газов из России вырос более, чем в три раза", - написал президент Татарстана, выразивший в письме уверенность, что увеличение пошлин будет способствовать развитию нефтехимии.