"Сибирский "Конкордат".

(Эксперт 06.10.03)

КРАСНОЯРСК Губернаторы Александр Хлопонин ( Красноярский край), Борис Золотарев (Эвенкийский автономный округ) и Олег Бударгин (Таймырский автономный округ) подписали соглашение о создании совета губернаторов. Таким образом, объединение трех субъектов федерации в один, да под единым началом, о чем последние несколько лет велись бурные дискуссии, получает статус задачи с отложенным сроком решения. Не спешить с укрупнением регионов - наиболее предпочтительный на сегодня ход, считают руководители трех субъектов.

Дело в том, что после известного разрешения, данного бывшим президентом России Борисом Ельциным, регионам брать столько суверенитета, сколько они смогут, региональные элиты (политические, чиновничьи, бизнес) укрепили свои позиции. И сегодня для них, и прежде всего для элит в присоединяемых регионах, объединение будет означать передел, причем не только политического влияния, но и собственности. Да и изменение личного статуса пережить трудно. И опыт Республики Алтай, выступающей против объединения с Алтайским краем, составной частью которого она не так уж давно была, лишний раз укрепляет губернаторов в их мнении.

Создание совета губернаторов позволяет руководителям Красноярского края, Эвенкии и Таймыра и сохранить статус-кво, и сделать явный шаг к объединению. А главное - Эвенкия и Таймыр сохраняют трансферты, ежегодно получаемые из Москвы. А это по полтора миллиарда рублей на каждого. В случае же территориального объединения выбывающие трансферты пришлось бы искать в бюджете Красноярского края, который хоть и является сегодня регионом-донором, но едва ли найдет лишние три миллиарда.

"Уступки и поблажки".

("Комок" 07.10.03)

На последней сессии Законодательного собрания ничего сверхъестественного не случилось. Все по плану. Слушали - постановили. Слушали губернатора - постановили снять Кротова. Слушали Сокола - постановили ничего не постанавливать. Там какая-то заминка получилась. Или саботаж. Администрация Красноярского края изо всех сил ведет переговоры с финансово-промышленными группами, подписывает какие-то протоколы. Депутаты злостно препятствуют. Путем задавания вопросов и неполучения ответов. Им, видите ли, не вполне понятно - почему частная компания СУЭК идет на уступки администрации? Причем, по словам заместителей губернатора, уступки достаточно серьезные. Однако показать бумаги депутатам никто не смог. И объяснить такое пренебрежение к интересам собственных акционеров со стороны руководства СУЭК тоже никто не смог. У депутатов возникли даже вопросы - а нет ли каких уступок со стороны края, которые компенсируют угольщикам все. И даже много еще остается.

Да тут еще не кстати вспомнились трудные переговоры с "Русским алюминием". Там тоже какие-то теоретические уступки и поблажки. Практически это иногда оборачивается утратой краевой собственности и другими позитивными переменами. Нет, экономическими рывками, вот так точнее будет.

"Кротов зря уповал на Хлопонина".

("Комок" 07.10.03)

Губернатор счел-таки работу Кротова плохой. Во всяком случае, комментируя как-то по телевизору слухи о своем "уходе", теперь уже бывший глава бывшего КГУ "Правопорядок" не скрывал уверенности: мол, что мне депутатские расследования, вот если Александр Геннадиевич скажет, что фонд работал плохо, что все это было не нужно, тогда... Героем себя чувствовал.

А губернатор взял и сказал. И даже пошел дальше. Предложил ликвидировать сам "Правопорядок". Действительно, предприятие, которое так себя дискредитировало, не имеет права на существование. Независимо от того, есть или нет состав преступления. Тем более когда деятельность его связана с правоохранительными органами. Слишком щепетильная ситуация. Всю власть марает. Во всем мире люди, занимающие государственные посты, оскандалившись, уходят сами. Евгению Кротову следовало бы сделать то же самое, не дожидаясь выводов Генеральной прокуратуры и губернатора. Но он почему-то был уверен, что Хлопонин его ни за что "не сдаст".

Губернатора поступил как губернатор. Ни больше, ни меньше. Жаль, что некоторые поняли это неправильно. И сделали из Александра Геннадиевича какого-то самодура. Который в своем решении о ликвидации КГУ "Правопорядок" руководствовался вовсе не вопросами чести власти, а исключительно желанием отобрать игрушку у депутатов Законодательного собрания. Выходит, предприятие работало классно, честно, прозрачно, приносило огромную пользу правоохранительным органам края, значит - и всему населению, а губернатор, не смотря на это, решил его ликвидировать. И ради чего? Чтобы "умыть" депутатов?

От слов известной телеведущей "7 канала", выдвинувшей эту версию, повеяло тревогой. А вдруг она права? Вдруг губернатор и в самом деле предпочтет ликвидировать все то, что депутаты Законодательного собрания вздумают расследовать? Сначала предприятие, потом сферу или целую отрасль? Угольную, например. Депутаты же никак не могут успокоиться на предмет утраты влияния красноярской власти на угольщиков, все поднимают и поднимают тему. Значит, чтобы снять ее раз и навсегда - надо ликвидировать красноярский уголь. Впрочем, это неудачный пример - он и так ликвидирован...

А вот начальник УВД края Юрий Астахов понял губернатора правильно. Причем до такой степени, что не стал шибко-то защищать предприятие, которое якобы такую огромную помощь милиции оказывало. Мол, "Правопорядок" хорош, но губернатор все равно прав.

"Край - не тонущий корабль".

(Юрий Чигишев "Комок" 07.10.03)

ЗНАЧИТ, ДЕПУТАТЫ ВСЕ - ТАКИ ПТИЦЫ

Председатель Законодательного собрания края Александр Усс. Сразу после сессии ЗС. Сняли председателя фонда "Правопорядок". Спорили по поводу договора с СУЭК. Почти десяток депутатов Заксобрания собираются на повышение - в думу. Год губернаторства Хлопонина. Вот про это про все.

- После сессии создалось впечатление, что администрация Лебедя А.И. состояла сплошь из патриотов, которые только и думали, что об интересах края. Включая Вернера Н.В. Не стыдно, что какую-то оппозицию создавали?

- Нет, на самом деле сравнение не в пользу прежней администрации, по крайней мере по трем параметрам. Во-первых, по профессиональной подготовленности эта администрация гораздо более предпочтительно выглядит и однородно. Она больше похожа на команду, в хорошем смысле слова, и при всех просчетах и слабостях, которые имеются у каждого коллектива, мне кажется, она способна возглавлять и решать все задачи. Далее, по ее направленности. Профессиональная подготовка - не всегда хорошо. Можно быть хорошо подготовленным диверсантом, например.

На сегодня я могу констатировать: мне неизвестны факты, когда бы нынешняя администрация явно работала на свой карман, так же как неизвестны попытки торговли своими возможностями, то есть конвертировать властные полномочия с явной выгодой для себя. Я далек от мысли, что люди, работающие в этих коридорах, являются альтруистами либо комсомольцами шестидесятых, которые думают только о благе родины. Но Хлопонин ставит перед собой высокие федеральные политические цели, его главная прагматическая цель - на примере края доказать свою способность решать управленческие задачи любого уровня. Все мы будем очень рады найти подтверждение этому в его дальнейших действиях. И наконец, третье отличие от прежней команды - это гораздо более дипломатичные люди, старающиеся выстраивать отношения с теми, с кем приходится работать. Они избегают каких-то демонстративных агрессивно-вызывающих поступков, которые были характерны для прежней администрации. Поэтому сегодня в крае относительно спокойная атмосфера.

- Но вот и сегодня на сессии были - назовем это шероховатостями...

- На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

- Щука - это...

- В данном случае - депутаты Законодательного собрания. Не исключено, что в некоторых оценках мы не всегда объективны, можем быть излишне жесткими. Главное, чего нельзя допускать, - это политиканства, to есть стремления действовать по принципу "чем хуже, тем лучше", подлавливать своих оппонентов или коллег. Кстати говоря, в этом зале даже в тяжелые годы не стремились депутаты загнать администрацию в угол. Поддерживали безоговорочно все, что в интересах населения. Помню, год мы бодались с администрацией по поводу облигаций швейцарского банка, но когда они нашли приемлемый способ разрешения коллизии, мы собрали чрезвычайную, сессию и поддержали Лебедя. Сессия прошла в рекордно короткие сроки - за девять минут. Не было политиканства, сейчас тоже нет. Какие-то эмоции - да. Мы тоже люди. К этому надо относиться спокойно, с пониманием.

- К дипломатическим заслугам вы относите отношения с ФПГ?

- Нет, как раз здесь рано говорить о каких-то успехах. Я говорю в целом об отношениях в крае. Когда нет стремления тех же самых депутатов загнать под ковер, запугать. Когда нет попыток глав администраций построить в один ряд и заставить шагать в ногу. Когда не привлекаются силовые структуры для решения хозяйственных споров. Вот это я отношу к дипломатическим заслугам - общая достаточно доброжелательная обстановка в крае. Это тоже хороший результат. Не единственный, но главный. Жизнь-то складывается не только из собранных налогов, размера зарплаты - она еще складывается из настроения людей. Вот этот социально-психологический фон удалось создать. Что касается экономических успехов, пока тут говорить особенно не о чем.

Применительно к ФПГ - почему я достаточно сдержанно отношусь к этим соглашениям? На самом доле я уверен в том, что работа с ними - важнейший элемент работы администрации. Поскольку без участия ФПГ невозможно говорить об управлении экономикой, о планировании. Большая часть бюджета формируется ими, основной экономический потенциал, основные рычаги находятся в руках крупных финансово-промышленных групп. Но уверен, что здесь далеко не всегда следует действовать методом длительных переговоров и уступок. Потому что за предшествующие годы степень социальной ответственности ФПГ, работающих в крае, оказалась если не нулевой, то минимальной. И поэтому надо добиться того, чтобы они брали на себя больше социальных обязательств, чтобы они рассматривали нашу территорию как территорию своих интересов, смотрели на людей, работающих на их предприятиях, не как на рабочую силу, а как на граждан своей страны, которые нуждаются в качественных условиях труда, в нормальном жилье, образовании. Поэтому где-то неизбежны конфликты, они объясняются стремлением отыграть то, что утрачено. Большая часть соглашений, о которых идет речь, к сожалению, только фиксирует сложившееся положение вещей, хотя и содержит предпосылки наращивания потенциала государства и защиты интересов населения Красноярского края. На стоит делать окончательные выводы, надо приветствовать эту работу. Рычаги у нас есть.

- Насчет рычагов. Если существуют соглашения - двухсторонние, - стало быть, закона у нас нет. Того, который бы регулировал все эти отношения. Закон должен быть безусловным - они должны платить. Что за фигня - вот если вы нам сделаете хорошо, то мы вам денег дадим. Развели тут эскорт-услуги...

- Это не совсем так. Тот минимум, который они должны делать по закону, безусловно, это вещь, которая не подлежит никакому обсуждению. Тем не менее варианты более выгодных отношений с ФПГ существуют. Где платить налоги - в Мордовии или у нас? Вертикально интегрированная структура, такая как ЮКОС, может это делать, и она делает. Мы потеряли около двух миллиардов только по акцизам. Или тот же СУЭК пресловутый. Он может вести реализацию добываемого у нас угля либо через структуры, зарегистрированные в Москве, или зарегистрировать их здесь. И возникает совершенно другая позиция по уплате налогов. Очень простой пример. Конкретная ФПГ намерена инвестировать зарабатываемые средства в другие предприятия, где имеется доля ее собственности. Власть может на определенных условиях способствовать переходу этих пакетов в руки тех или иных ФПГ или тормозить, дать в аренду лесные массивы на 49 лет или не дать - и это зависит от того, как позиционируется данная финансовая группа в отношении краевых интересов. Она сокращает рабочих и сбывает продукцию через офшорные фирмы или делает это через Красноярск и наращивает производство? При таких условиях - пожалуйста, будут все предпосылки, чтобы ты вкладывал деньги в другие отрасли здесь, идем на какие-то льготы. Помоему, нет здесь противоречий.

- Красноярск стал зоной, благоприятной для инвестирования? Отчего тогда большинство крупных корпораций предпочитает свои сбытовые структуры открывать за пределами края?

- Давайте от обратного. Сегодня я не вижу у нас в крае каких-то предпосылок для создания неблагоприятных условий для производственно-финансовой деятельности корпораций. По крайней мере, властно-административных. Но есть определенная инерции. Они же структуры свои зарегистрировали не сегодня, у них возникли соответствующие обязательства а других регионах. Смена того же юридического адреса болезненно скажется и на территории, и на тех, кто на это идет. Там ведь тоже производство, на которое могут прийти налоговая инспекция, СЭС и так далее. Перенос центров прибыли на нашу территорию - вещь болезненная, сложная.

- Хорошо, простенький пример. Есть поселок Коркино. Какие-то американцы выигрывают иски к табачным компаниям в сотни миллионов долларов. Уровень никотина выше, чем указано. В Коркино речь идет не о граммах - о тоннах вредных веществ. Миллиарды долларов потенциальных убытков - разве не повод для ведения переговоров с "Русским алюминием"! Юристы имеются...

- Рычаги такие безусловно есть. Кстати, я на думаю, что Коркино такая уж проблема для "РУСАЛа". Если уж действительно тема станет камнем преткновения, они переселят жителей. Цена вопроса для масштабов компании невелика.

Я полагаю, что нельзя идти на переговоры, не имея серьезных аргументов, не зная уязвимых мест партнера. Власть может создать для себя каталог инструментов, и любое сколько-нибудь серьезное предприятие не захочет ссориться с ней, если та задействует весь имеющийся у нее ресурс. Такой ресурс, конечно же, есть. Это та же самая экология, отвод земли, санитарные нормы и прочие вещи. Действительно, очень серьезный рычаг.

- Фонд "Правопорядок". На сессии с вопросом о снятии Кротова вышел губернатор. Но полгода краевая администрация занимала по меньшей мере нейтральную позицию. А секретарь Совета безопасности просто бился как лев, отстаивая интересы фонда.

- Может быть, это та самая склонность сохранить спокойствие и найти компромисс со всеми, в том числе и теми, кто этого не заслуживает. Иногда нужно проявлять характер и волю, идти на обострение, чего бы это ни стоило, но я могу объяснить еще и тем, что новым людям нужно было разобраться в ситуации, не рубить сгоряча. Мы, живущие здесь, многие вещи схватываем быстрее, и это понятно - нам знакома суть дела, история вопроса. Нынешняя администрация, состоящая из новых людей, не успела определиться - кто друг, кто враг, на кого можно положиться, на кого нельзя. Вот эта неопределенность и не дает возможности быстро принимать решения. Хотя это вовсе не означает, что любой человек из местных предпочтительнее приезжего.

- Разрешилась ли ситуация с фондом "Правопорядок"? Формальное решение принято, но как быть, например, с деньгами, которые незаконно собирали, или с милиционерами, которых уволили - за содействие расследованию, надо понимать...

- Учитывая практику последних лет, я не могу исключать предвзятого отношения к тем, кто имеет другую точку зрения, в том числе в органах внутренних дел. Ярчайший пример - трагедия с Евгением Коноваленко. Человека просто загоняли в могилу. Не могу исключать, что увольнения эти связаны с помощью комиссии депутатского расследования. Но в то же время у нас иногда встречаются случаи, когда люди выдают себя за жертв политических репрессий, хотя есть только внутренние, служебные дела. Вон Борис Абрамович Березовский - тоже ведь жертва. Надо разбираться.

- Вот и до политики дошли. Как вы относитесь к тому, что восемь депутатов Законодательного собрания решили кинуть своих избирателей? В смысле - пойти на выборы в Думу. "Птицы летят перелетные, или крысы бегут с корабля" - это у "Воскресенья" такая песня есть...

- Ну, я бы не сказал, что Законодательное собрание и вообще наш край это корабль, с которого нужно бежать. Может быть, кузница кадров. Противоречивое у меня отношение. Если часть наших депутатов пройдет в Государственную думу, это может усилить позиции края на федеральном уровне. Тем более что по некоторым депутатам нет никаких проблем с замещением - они прошли по партийным спискам. Все нормально. В то же время есть вполне обоснованное мнение, что необходимо внести дополнение в закон, которое бы запрещало выборному должностному лицу баллотироваться в другой орган. Вряд ли это пройдет, потому что противоречит конституционным правам личности.

- Хорошо, а вот этакие прыжки по разным коридорам власти нарушают права миллионов личностей - избирателей. Мы вам свои права даем в аренду, вы условия договора нарушаете. Неустойка, как минимум, должна быть уплачена.

- Если вы считаете, что кто-то не выполнил обязанности по первому договору, вы можете отказать ему в доверии. Да вспомните губернаторские выборы. Петр Иванович Пимашков набрал голосов меньше, чем мог бы, только по одной причине - избирателей он полностью устраивал как мэр. В чем проблема? Мне тоже приходилось на этих выборах слышать этот аргумент - вас только что избрали депутатом, куда вы еще идете? Так что избиратели в любом случае решают все.

"Что стоит за "тройственным союзом".

(Алексей Тарасов "Городские новости" 07.10.03)

АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН ОТКАЗАЛСЯ ИГРАТЬ РОЛЬ "СТАРШЕГО БРАТА" В ОТНОШЕНИЯХ С АВТОНОМНЫМИ ОКРУГАМИ

Недавно главы Красноярского края, Эвенкии и Таймыра создали Совет губернаторов, решения которого будут обязательны к исполнению на территории этих трех субъектов Федерации. Обещали его давно, все провозглашенные губернаторами сроки давно закончились, но вот, наконец, это событие состоялось. Однако впечатление, что вскоре можно будет говорить об укрупнении громадного сибирского региона, обманчиво. Ни о каком объединении русских земель и национальных автономий речи не идет.

Итак, подписывая соглашение о создании "тройственного союза", Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золотарев предпочли протоколу веселый пикник: действо происходило на необитаемом берегу эвенкийского озера Виви. Хотя губернаторы дружат, вспомнили об обычае закапывать топор войны. Вместо топора закопали в ягеле под елкой три бутылки коньяка с собственными портретами на этикетках. Под шутки и прибаутки подписали документ. Меж тем каковы будут механизмы принятия советом обязательных для всех решений, пока не совсем ясно - каждый из глав, судя по всему, имеет на сей счет собственные воззрения. Эго хорошо видно уже из того, как сообщают о данном событии пресс-службы губернаторов. Если в Красноярске говорят о создании единого органа исполнительной власти трех субъектов, то в округах ударение делают на совещательном характере совета, на том, что его цель - лишь "в координации совместных действий в развитии определенных направлений экономики, культуры, социальной сферы равноправных субъектов Федерации".

О необходимости интеграции земель, прежде составлявших единый регион, политики начали говорить с того момента, как Красноярский край распался - сначала ушла Хакасия, потом Таймыр с Эвенкией (хотя две северных автономии формально до сих пор остаются в составе края, они обрели статус субъектов Федерации). Вялотекущие попытки договориться регулярно проваливались. Безрезультатными были и неоднократные вмешательства в конфликт Кремля.

После дефолта, при губернаторе Александре Лебеде, Норильск стал центром экономической и финансовой силы, а затем и политической воли. Краевая казна оказалась в почти монопольной зависимости от платежей Норильского комбината. Переговоры Хлопонина, тогда губернатора Таймыра, с Лебедем, перекрой отчислений промрайона в край и округ шли тяжело. Хлопонин счастливый брак представлял так: Норильск - в Таймыр, Таймыр - в край. Красноярцы же опасались, что, забрав Норильск себе, Таймыр забудете втором шаге - воссоединении с краем. Наверное, боялись не зря. Тот же Хлопонин предлагал "объединить Красноярский край в составе Таймырского округа". Затем Лебедь погиб.

С Эвенкией же договариваться красноярцам поначалу было проще. Еще в середине 90-х годов Заксобрание края и эвенкийский Законодательный Суглан санкционировали создание межрегиональной комиссии, чьи решения будут обязательны для органов власти Красноярского фая и Эвенкии. Сей механизм был найден в первоначальном проекте договора России с Белоруссией. (Однако власть сменилась, и нынешний глава Эвенкии категорический противник объединения.)

Еще в 1997 году главы трех регионов и президент России подписали договор о разграничении предметов ведения и полномочий, который предусматривал возможность создания единого надрегионального органа исполнительной власти. Вроде того, что и появился сейчас, спустя шесть лет.

Однако реальность в Сибири, как и на просторах ЕЭП, пока далека от пропагандистских лозунгов. В феврале сего года, когда три губернатора впервые объявили о решении создать свой совет, появились комментарии о том, что Красноярье и округа объединяются. Но начальники тут же открестились: не стоит преувеличивать значение создаваемого органа. И называли его то консультативным, то совещательным, то координационным.

В любом случае решения совета, затрагивающие бюджеты регионов, потребуют согласия трех законодательных органов. Кроме того, если решения совета будут обязательны к исполнению в трех регионах, не значит ли это, что красноярцам следовало бы участвовать в выборах губернаторов Таймыра и Эвенкии, а северянам - в избрании глав соседних регионов? Голосование жителя южного Минусинска за губернатора заполярного Таймыра (Китай ближе) будет выглядеть как голосование за начальника Луны.

В общем, можно повторить то, что "Городские новости" писали еще в феврале, когда Хлопонин, Бударгин и Золотарев впервые объявили о своем союзе: исходя из российской политической практики, енисейскому региону всплеск "укрупнительства" не будет грозить до тех пор, пока губернаторы не задумаются о "третьем сроке". Что произойдет весьма не скоро. И поскольку идея укрупнения регионов - всего лишь модная, она никого ни к чему не обязывает.

Дело, разумеется, в деньгах. Дотационные округа получают из федерального бюджета ежегодно более чем по миллиарду. Если регион укрупняется, эти миллиарды придется искать в бюджете единого края. Хлопонин категорически против, не уставая при этом подчеркивать, что "в принципе он за укрупнение территорий". И демонстрирует карту (почти глобус) громадного Красноярского фая, каким он был при первом губернаторе Александре Степанове. Говорит о необходимости объединения органов внутренних дел трех регионов с подчинением единому управлению с центром в Красноярске - так уже работают ФСБ и МЧС.

Позиция Хлопонина, вроде бы, безупречна: за объединение, но против того, чтобы оплачивать деньгами красноярских налогоплательщиков "объединительные" амбиции кого бы то ни было, включая обитателей Кремля.

Но почему Хлопонин согласился на равноправие с краем автономий, которые, повторю, входят в состав края? На состоявшемся несколько месяцев назад совещании в администрации президента, посвященном проблемам сложносоставных субъектов Федерации, была принята иная точка зрения. По словам одного из красноярских политиков, депутата Госдумы, участвовавшего в совещании, спор о распределении финансовых потоков должен утихнуть: "Дума приняла в первом чтении закон о разграничении полномочий субъектов Федерации, и если брать как пример Красноярский край, то главенство отдается именно Красноярску, и именно через краевой центр пойдут все финансовые потоки. То, о чем так долго спорили в начале 90-х годов, теперь совершенно ясно - край един, и приоритет в принятии решений принадлежит Красноярску".

На самом деле разработанный в президентской администрации законопроект "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной, власти субъектов РФ" оставляет округам лишь 18 полномочий из 41, лишая автономии в том числе права распоряжения недрами и доходами от их разработки.

Хлопонин же, не решаясь брать на себя функции "старшего брата" в отношениях с округами, по сути, всего лишь следует своим жизненным установкам - он никогда не отождествлял себя с "красноярским народом", считая себя гражданином России и имея федеральные политические амбиции.

Таким образом, и Хлопонин, и уж тем более губернаторы автономий против воссоздания края в границах 20-летней давности. Идеи интеграции выглядят все более утопичными, не выдерживая и мимолетного столкновения с реальностью. Лишь один пример: депутаты Заксобрания края выступили против создания в Эвенкии окружного суда, поскольку краевой суд вполне справляется с эвенкийскими делами. Однако власти округа все же настояли на своем - благодаря Госдуме.

Округам удобно считать край лишь соседним регионом. И Хлопонин с этим соглашается. Имитация объединительных усилий предназначена, видимо, лишь для Кремля и той части избирателей, которая вздыхает о прежнем могучем крае. Сибирской республике в обозримом будущем не бывать.

"Приватизация правоохранительных органов края состоялась?".

(Антон Видишев "Вечерний Красноярск" 07.10.03)

Долго думал над тем, каким образом написать этот материал. Окончательно запутавшись в вопросе, кто прав, кто виноват в ситуации вокруг фонда "Правопорядок", решил предложить эту головоломку вам, дорогие читатели.

Из интервью Евгения Кротова газете "АиФ на Енисее": "Моей команде удалось создать достаточно эффективную систему поддержки правоохранительных органов. За последние четыре года различные силовые ведомства благодаря нам получили почти полмиллиарда рублей. Легитимно заработанные деньги делают правоохранительные органы более независимыми, их становится труднее "приручить".

Из письма прокурора Красноярского края Виктора Гриня Александру Уссу о ходе проверки сведений о нарушениях законодательства в деятельности Красноярского краевого фонда "Правопорядок", КГУ "Правопорядок", OCJO Предприятие "Движение":

"Проверкой установлены многочисленные факты нарушений при предоставлении населению услуг по выдаче (замене) паспортов, водительских удостоверений, регистрации автотранспортных средств".

Возвращаемся к интервью Кротова: "...Что касается пресловутых 54 рублей, то они собирались в рамках законодательства...

...Меня проверяли и Счетная палата, и прокуратура, и комиссия МВД, и налоговая инспекция, и краевое ревизионное управление. И в КГУ, и в работе ликвидированного этой весной фонда серьезных нарушений не нашли..."

А теперь к материалам прокурорской проверки: "В ряде районов Красноярска и края, в нарушение требований Указа Президента РФ № 232 от 13.03.1997...

...Таким образом, государственные функции, обязанность исполнения которых упомянутыми нормативными правовыми актами возложена на штатных сотрудников органов внутренних дел, неправомерно были переданы коммерческой структуре - 000 Предприятие "Движение"...

...Вопреки требованиям Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", а также нормативно-правовых актов Правительства и МВД РФ в ПВС Ленинского и Советского РУВД... в перечень документов, представляемых гражданами для получения (замены) паспорта, была включена квитанция на сумму 54 руб. "за услуги ПВС", фактически оказываемые коммерческой структурой - 000 Предприятие "Движение".

...Подобная практика приводила к тому, что в ряде случаев указанные суммы (54 руб.) взимались с граждан, которые фактически не пользовались услугами "Движения" и помимо этого оплачивали установленную законом плату за получение паспорта в размере 50 руб...

Аналогичные по своему характеру нарушения выявлены и при осуществлении 000 Предприятие "Движение" деятельности в помещениях, занимаемых подразделениями ГИБДД..."

Это, что касается деятельности Евгения Кротова лично. Однако стоит вспомнить заявление, сделанное на прошедшей на прошлой недели сессии Законодательного собрания края, депутата Алексея Клешко. Суть его сводится к тому, что помимо вопросов к Кротову есть еще один, более важный момент во всей этой истории. А именно: каким образом рядом с правоохранительной системой края образовалась еще одна, чуть ли не параллельная ей коммерческая система?

О том, что Евгений Кротов в этой ситуации выступает козлом отпущения, а главные герои пока находятся в тени, говорят давно и часто. Участвовали ли, как выразился Александр Усс, в "приватизации правоохранительных органов края" руководители этих самых органов, на сегодняшний момент неизвестно. Для того чтобы приблизить читателя к разгадке этой тайны, приведем еще несколько цитат из вышеупомянутого письма Виктора Гриня Александру Уссу:

"Проверкой правомерности нахождения информационно-справочных служб и иных структурных подразделений и имущества ООО Предприятие "Движение" в зданиях и помещениях РЭО ГИБДД городских (районных) ОВД, службы Управления ПВС установлено...

Руководством органов внутренних дел на местах, в нарушение требований статей 296,298 ГК РФ, принимаются незаконные решения о предоставлении помещений сотрудникам 000 Предприятие "Движение" без согласия на то комитетов по управлению госимуществом...

Как показала проверка, органы внутренних дел на местах, зачастую за свой счет, оплачивают эксплуатационные расходы за занимаемые структурными подразделениями "Движения" помещения...

Таким образом, с согласия руководства подразделений органов внутренних дел допускалось нецелевое и неэффективное использование зданий и помещений... При этом ГУВД Красноярского края со своей стороны не осуществлялось надлежащего контроля за соблюдением подчиненными подразделениями законодательства об использовании государственного и муниципального имущества.

По результатам проверки начальнику ГУВД края Астахову внесено представление об устранении нарушений законодательства... а также о принятии мер к установлению суммы и реальному возмещению ущерба, причиненного в результате незаконного нахождения сотрудников и структурных подразделений "Движения" в зданиях и помещениях органов внутренних дел, привлечению виновных должностных лиц к строгой дисциплинарной ответственности...

Проверка законности расходования Красноярским краевым фондом "Правопорядок" бюджетных средств в настоящее время не завершена".

С учетом всего вышесказанного, предлагаем читателю еще одну тему для рассуждений. Могли ли сотрудники правоохранительных органов на местах действовать подобным образом без одобрения сверху?

Ставить точку во всей этой истории пока рано. Нам предстоит еще узнать результаты проверки всей этой ситуации Генеральной прокуратурой и отделом внутренней безопасности МВД России. А также мы надеемся на ближайшей сессии Заксобрания услышать мнение относительно всей этой истории руководства ГУВД края в лице Юрия Астахова Однако уже сейчас для большинства интересующихся этим вопросом людей, наминая от журналистов и заканчивая депутатами ЗС, картина ясна Надеюсь, что свое мнение появилось и у читателей.

"Новый этап".

("Вечерний Красноярск" 07.10.03)

4 октября закончился срок подачи документов на участие в выборах в Государственную думу. Лидером по количеству поданных документов стал 50-й Красноярский одномандатный округ. По нему выдвигаются 13 человек. Меньше всего заявлений подано в 48-м Енисейском округе. За минувшие выходные об участии в выборах избирком уведомили еще 10 претендентов. Это Олег Гончар, который идет от партии "Союз", самовыдвиженец Валерий Колмаков, Олег Коледов - от партии ЛДПР, депутат Заксобрания Александр Многогрешное, Василий Ковалев - объединенная российская партия "Русь", Александр Кузнецов - от партии ЛДПР; инженер Российской железной дороги, самовыдвиженец Владимир Фролов, пенсионерка Ольга Лифтина и "вечный кандидат" Александр Потылицын. Таким образом, общее число кандидатов-одномандатников составляет 39 человек, 25 из них - выдвиженцы политических партий и блоков.

Желание потягаться за место в российском парламенте объединило самых разных представителей общества - от пенсионеров до банкиров, однако самую многочисленную группу среди кандидатов неожиданно составили красноярские депутаты. Ряд членов краевого парламента - Раиса Кармазина, Сергей Натаров, Марина Добровольская - и другие, а также депутат горсовета Артем Черных решили не останавливаться на достигнутом и изъявили желание принять участие в теперь уже думских выборах. Спикер краевого парламента Александр Усс уверен, что такое массовое выдвижение краевых депутатов в большую политику - явление позитивное: "К таким начинаниям я отношусь очень хорошо. Это говорит о том, что Заксобрание - авторитетный орган. Чем больше представителей ЗС будет в Госдуме, тем лучше не только для самого Законодательного собрания, но и для края". С точки зрения некоторых аналитиков, если человек серьезно решил заняться политикой, не стоит удивляться тому, что он стремится к как можно более высокому положению в этой области: "То же самое происходило в крае на выборах в Заксобрание. Тогда несколько раз назначались довыборы в горсовет, тратились бюджетные средства. Но эта практика является довольно распространенной".

Однако на этом предвыборные сюрпризы не заканчиваются. Накануне губернатор края Александр Хлопонин подтвердил свое участие в выборах как первого в региональном списке "Единой России". Так как госчиновник категории А по выборному законодательству не имеет права агитировать, губернатор намерен уже в первых числах ноября пойти в отпуск.

Подавшие документы кандидаты-одномандатники могут официально приступать к сбору подписей. Подписные листы либо соответствующий залог необходимо сдать в избирком не позднее 22 октября, и уже после регистрации, 2 ноября, кандидаты смогут, наконец, начать агитацию.

"Кандидаты от Эвенкии".

(по сообщениям НИА и "Персс-Лайн" "Вечерний Красноярск" 07.10.03)

Ещё один желающий занять кресло депутата в Государственной думе уведомил Эвенкийскую окружную избирательную комиссию о своем участии в предстоящих выборах. Руслан Кадырбечевич Делокаров один из самых молодых претендентов по Эвенкии. Ему 26 лет, самовыдвиженец, в данное время безработный.

По Эвенкийскому округу о своем участии в выборах уведомили пять человек. Сложившуюся ситуацию прокомментировала секретарь избирательной комиссии Ирина Бокова, она связывает это с ужесточением выборного законодательства. По словам Боковой, в предыдущей избирательной кампании в Государственную думу на 2 октября 1999 года было 20 уведомивших кандидатов, из которых впоследствии 12 было зарегистрировано. Для регистрации нужно было собрать 142 подписи, а по новому законодательству необходимо предоставить 1250 подписей. Сумма залога тоже заметно возросла: с 84 тысяч до 900 тысяч рублей.

Как в целом покажет себя новое выборное законодательство, нам ещё предстоит увидеть. Заменит ли количество качество или получится так, что в выборах смогут принять участие только наиболее обеспеченные слои населения?

"Учитель спрашивает - губернатор отвечает".

(Наталья Сангаджиева "Красноярский рабочий" 07.10.03)

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", губернатор Александр Хлопонин встретился с учителями сельских и городских школ края.

Встреча состоялась накануне Дня учителя в краевом Доме просвещения за "круглым столом", за чаем и теплым разговором. Губернатор поделился школьными воспоминаниями, рассказал о своих учителях, которых помнит до сих пор, навещает, помогает родной школе. Учителя, а их было по представителю от 21 региона края, делились своими насущными проблемами.

Сельских учителей волновал вопрос якобы снятых с них льгот на коммунальные платежи. С введением в крае реформы ЖКХ появилась информация о том, что сельские учителя будут лишены этой льготы. Но Александр Хлопонин заверил присутствующих, что все это не более чем слухи. Никто не намерен ущемлять права сельских учителей, как, впрочем, и городских. Согласно федеральному закону с 1 октября учителя края получат 33-процентную прибавку к жалованью. С середины месяца начнутся выплаты пособия в виде двойного оклада в рамках краевого закона. Продолжая тему достойной учительской зарплаты, на пресс-конференции Хлопонин пояснил журналистам, что эта зар-плата должна удовлетворять потребности семьи, составлять 70 процентов от заработной платы работников промышленных предприятий.

Не обошли учителя тему так называемой оптимизации образования. Представитель из Назаровского района, директор Преображенской школы Надежда Обухова высказала опасения по поводу оптимизации малокомплектных сельских школ. Ее поддержали коллеги, рассказали губернатору о том, что сельская школа на самом деле не просто школа, а некий культурный и духовный центр. Не будет этого центра - заглохнет деревня. Губернатору рассказали, что в крае есть немало деревень, где нет ни клуба, ни почты. И только усилиями сельских учителей в таких местах теплится жизнь, а дети из неблагополучных семей имеют возможность хотя бы раз в день получать горячие обеды.

Подняли учителя и проблему устаревшей материально-технической базы школ. Губернатор заметил, что эта проблема накапливалась на протяжении многих лет, и в одночасье ее не решить. Нужна программа, причем касающаяся не только школ, но и развития региона и села в частности.

- Некоторые главы территорий зачастую любят перекладывать свои проблемы, в том числе и проблемы школ, на плечи краевой администрации. Но, согласитесь, я не могу решать проблемы каждой отдельно взятой школы, - сказал Хлопонин. - Если я, как губернатор, начну вникать во все нюансы образования, то просто "утону".

Как видит губернатор разрешение проблемы за-крепления учительских кадров? Как он пояснил, идет работа над созданием проекта закона об ипотеке, в рамках которого молодые специалисты и в глубинке, и в городе смогут получать кредиты на приобретение жилья. Губернатору был задан и вопрос о социальном заказе - по его мнению, какого выпускника должны готовить школы края? Выдержав паузу, Хлопонин ответил, что край сейчас особенно нуждается в инициативной молодежи, без которой невозможно сдвинуть махину с мертвой точки. Были и такие вопросы, на которые Александр Геннадиевич с ходу ответить не мог, признаваясь по-честному: "получил двойку, согласен". В завершение встречи он сказал, что ни один проект в краевом образовании без обсуждения среди учителей приниматься не будет. Проведение ближайшего координационного губернаторского совета по образованию намечено на 9 октября. Некоторые проблемы, озвученные на встрече с учителями края, как подчеркнул Хлопонин, он вынесет на обсуждение координационного совета.

"Выборы".

("Красноярский рабочий" 07.10.03)

В крае завершился прием документов от желающих баллотироваться в депутаты Госдумы.

Срок подачи уведомлений в избиркомы продлился по 4 октября. Список кандидатов-одномандатников существенно расширился.

В Ачинском округе № 47 новыми претендентами на депутатский мандат стали командир ООО "Сибирский казачий полк" из Черногорска Олег Гончар (партия "СОЮЗ"), главный советник аппарата полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Валерий Колмаков (самовыдвижение), депутат Законодательного Собрания края Олег Пащенко ("Аграрная партия России") и начальник отдела "Иркутскэнерго" Анатолий Сидоров (избирательный блок "Великая Россия - евразийский союз"). В Енисейском округе № 48 документы подал помощник депутата Госдумы Олег Коледов (ЛДПР).

В Канском округе № 49 о своих притязаниях заявили красноярский пенсионер Василий Ковалев ("Объединенная российская партия "Русь"), ведущий специалист администрации Канска Александр Кузнецов ("Демократическая партия России"), депутат ЗС Александр Многогрешнов (самовыдвижение) и исполнительный директор ООО "Карабулатранслес" Анатолий Шевченко (самовы-движение). В Красноярском округе № 50 депутатами Госдумы захотели стать еще три самовы-движенца - красноярская пенсионерка Ольга Лихтина, мерчендайзер ООО РА "Телерадио - МФ" Александр Потылицын и инженер службы гражданских сооружений и водоснабжения Красноярской железной дороги Владимир Фролов.

В целом по избирательным округам края на четыре думских кресла приходится 39 претендентов.

В Таймырском и Эвенкийском округах насчитывается по восемь соискателей депутатских мандатов. В их числе - председатель Таймырской думы Виктор Ситнов и бывший глава Илимпийского района, противник золотаревской реформы МСУ в Эвенкии Николай Супряга. Теперь кандидаты, чтобы получить статус зарегистрированных, должны будут собрать подписи в свою поддержку либо внести избирательный залог.

Тем временем Центризбирком заверил все списки кандидатов по федеральному и одномандатным округам, представленные политическими партиями и блоками.

Всего в думских выборах примут участие 26 партий и 5 блоков. Двадцать пять из них выдвинули своих кандидатов по общероссийскому списку, остальные выставили одномандатников.

"Антитеррор".

("Красноярский рабочий" 07.10.03)

Вчера в администрации края состоялось заседание краевой антитеррористической комиссии, на которой рассмотрено состояние антитеррористической и противодиверсионной безопасности объектов оборонно-промышленного, ядерно-энергетического и топливно-энергетического комплексов, а также принимаемые меры по ее повышению.

Совещание носило секретный характер, так сказал губернатор края Александр Хлопонин, который встретился с журналистами сразу же после заседания комиссии. По его словам, за последний год в крае проделана серьезная работа по усилению безопасности потенциально опасных предприятий и сооружений как в организационном, так и в техническом плане. По мнению губернатора, они защищены на 90 процентов, а возможные 10 процентов он отнес к тому, что может что-нибудь не сработать из-за отсутствия нового современного защитного оборудования. Губернатор также подчеркнул, что не все объекты защищены в полной мере. Причем как в Красноярске, так и за его пределами.