"Chevron, go home!" - обзор СМИ Румынии

Москва, 16 апреля 2013, 23:01 — REGNUM  

Энергетика: "Те, кто выступают против экспорта газа, препятствуют тому, чтобы мы составили конкуренцию "Газпрому" в Молдавии". Геополитика: "Буш не просто знал о существовании двух румынских государств, но и поддерживал идею их воссоединения".

Энергетика: "Те, кто выступают против экспорта газа, препятствуют тому, чтобы мы составили конкуренцию "Газпрому" в Молдавии"

В Румынии возобновились акции протеста против добычи сланцевого газа, пишет Realitatea. В одном лишь ключевом пункте добычи - Бырладе, уезд Васлуй - на протест против разработок, проводимых американской компанией Chevron, вышли около тысячи человек. Протесты развернуты и в других населенных пунктах. Акции протеста под общим лозунгом "Chevron, go home!" организованы с подачи экологических движений, считающих, что негативные эффекты от добычи газа из сланцев не изучены, а экономические показатели добычи в США не могут оправдывать ускоренные работы в Румынии. "Так же, как наши предки защищали страну, чтобы мы жили в ней свободными и в достатке, также сегодня и наш долг вновь встать на защиту. Мы не хотим загрязнений и будем бороться за свой город", - заявил один из молодых участников протеста.

Манифестации были развернуты после того, как премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что страна не хочет импортировать российский газ по текущей цене, и выходом может стать добыча сланцевого газа, продолжает Realitatea. "Я за такую добычу, если в Румынии сланцевый газ будет найден, но естественно, в условиях охраны окружающей среды. Я не хочу импортировать газ из России по текущей цене и не хочу, чтобы мы были зависимы от импорта", - сказал он в эфире Antena3. В то же время, по оценкам главы правительства, добыча газа из сланцев станет возможна только через 5 лет, а при разработке предполагаемых месторождений следует применять американские и европейские стандарты охраны экологии. Стоит отметить, что работы по добыче сланцевого газа в Бырладе уже несколько раз прерывались из-за акций протеста местного населения, выходившего на многотысячные митинги, подводит итог издание.

Напряженность в обществе и политические заявления на тему добычи сланцевого газа в Румынии являются частью спектакля местного характера с весьма предсказуемой развязкой, пишет Business24. Решение в пользу этой процедуры является вопросом времени, а не вероятности, если брать во внимание экономическое и геостратегическое значение в Европе, а также переменчивость румынских политиков. В апреле 2012 года Виктор Понта встал во главе исполнительной власти, высказывая жёсткую критику относительно добычи сланцевого газа и с заявленным намерением объявить мораторий на такую деятельность. А уже сегодня тот же Виктор Понта совершает крутой вираж: "Я выступаю за проведение разведывательных работ, поскольку раньше, чем через пять лет, речи о добыче идти не может. И если в результате этих разведок выяснится, что Румыния может добывать сланцевый газ в условиях безопасности для экологии, то я буду за".

Какова ставка для Румынии? - продолжает Business24. По общим оценкам, в Румынии, Болгарии и Венгрии находятся месторождения, содержащие 538 миллиардов кубометров сланцевого газа, как отмечается в докладе информационного агентства по энергетике США. Хотя о заинтересованности в этих ресурсах заявили несколько компаний, например MOL, OMV или Romgaz, наиболее активным в этом плане на данный момент остаётся американский Chevron, который обладает концессией на территориях в Васлуе и Констанце. Глава Chevron в Румынии Том Холст объявил о планах начать разведывательные работы в Васлуе и сбор сейсмических данных в Констанце во второй половине 2013 года. Прямые инвестиции в более чем $80 млн. на четыре года могут быть привлечены только на разведку сланцевого газа в регионе Добруджа, согласно подсчётам Национального агентства минеральных ресурсов, а если учитывать почти в три раза большие площади в Васлуе, то инвестиции на разведку можно оценить в $300 млн. К этим суммам можно добавить дополнительные прибыли, которые принесут соответствующие предприятия, развивающиеся в этом районе, а также - создание новых рабочих мест.

Потребление природного газа составляет порядка 30% национального энергопотребления страны, при этом 25% в настоящий момент импортируется из России, пишет Business24. В дальнейшем импорт будет лишь увеличиваться по мере того, как будут исчерпываться собственные ресурсы в течение ближайших 10-15 лет. По мнению консультанта по энергетике Ионуца Пурикэ, с началом добычи сланцевого газа, который мог бы заменить российский импорт, государство могло бы ежегодно экономить порядка $2 млрд. (около 1,5% ВВП).

"Моду" на добычу сланцевого газа задали американцы, продолжает Business24. Результаты их усилий и вложений в эту область впечатляющие: по данным The Guardian, газ подешевел в шесть раз за пять лет, а выбросы CO2 снизились до уровня 1992 года. По оптимистическому сценарию, к 2025 году сланцевый газ будет составлять 30% мировой энергетической корзины и 35% к 2040 году, опередив нефть и став самым важным источником энергии на планете. Это будет означать энергетическую независимость для США и снижение влияния России на Европу, то есть значительную победу в "холодной войне" ресурсов. В некоторых международных экономических кругах дебаты на тему добычи сланцевого газа уже не формулируются в категориях преимущества - риски, но достаточно ли "рентабельна" Европа чтобы уравнять "американскую революцию". Низкая рентабельность добычи газа в Европе обуславливается более жесткими экологическими нормами и различными геологическими условиями, что может увеличить издержки производства на 40%. "Если не воспользоваться этими ресурсами, Европе останется только сжигать уголь из США и импортировать сланцевый газ, а политика контроля над выбросами станет ненужной. Европа станет состарившимся континентом, в пригороде российско-китайско-индийско-азиатской гегемонии, с департаментами, занимающимися иммигрантами, и энергетика не будет находиться в руках европейцев", - отмечает консультант по энергетике Ионуц Пурикэ.

Если мы сегодня либерализуем рынок, цены на газ не поднимутся до уровня цены импорта у "Газпрома" (которая достигает $500), пишет Revista22. Petrom будет продавать газ гораздо дешевле по сравнению с другими, поскольку они добывают попутный нефтяной газ, то есть, по сути, сопутствующий продукт. Romgaz бы тоже продавал дешевле, чем "Газпром". "Газпром" снизил бы свои цены, также как и GDF, у которой мы импортируем через венгров. Возможно, цена снизилась бы до уровня $300-350 за 1000 м3, но никак не $500. Если рынок начнёт функционировать, то со временем будут появляться новые игроки. Газ из Черного моря (найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия - прим. ИА REGNUM), сланцевый газ. Больше импортируемого газа с Запада. Если же нет, то новых инвестиций нам не видать.

Если стоимость газа будет больше для промышленных потребителей, они начнут беспокоиться об энергоэффективности, продолжает Revista22. Давайте внесем ясность: главные промышленные потребители - три предприятия InterAgro, Azomureș и Elcen. Эти три предприятия потребляют столько газа, сколько все бытовые потребители вместе взятые. Продавать InterAgro & Co дешёвый газ будет означать, что мы будем содержать эту компанию из своего кармана, так как именно мы - народ - владеем 80% Romgaz и 20% Petrom. То есть народ субсидирует самого богатого человека в Румынии (Иоан Никулае, владелец группы InterAgro, по данным журнала Forbes на 2013 год, имеет состояние в $1,1 млрд и занимает первое место в десятке румынских миллиардеров - прим. ИА REGNUM). Это в условиях, когда 50% людей не имеет даже доступа к газу!

Либерализацию рынка можно провести мгновенно, без дополнительных затрат со стороны бытовых потребителей, пишет Revista22. Если Romgaz будет продавать газ по цене в 2-3 раза выше, чем на сегодняшний день, то довольно приличная сумма поступит в госбюджет - та часть, которая не реинвестируется. 20% прибыли Petrom принадлежит государству. Далее мы можем применить повышенное налогообложение: дополнительные прибыли Petrom и Romgaz можно разделить между государством и компаниями - другими словами, мы можем брать больше денег с Petrom чем 20% дивидендов и 16% налога на дополнительную прибыль. Из этих денег государство может оплачивать половину, три четверти или 90% от суммы фактуры каждого бытового потребителя. Этот механизм уже используется для фактур по отоплению для определённой части потребителей, так что это довольно легко сделать. И это совершенно законно и абсолютно совместимо с директивами ЕС.

Почему этого не делается? - продолжает Revista22. Потому что нам нужны "регулируемые цены", чтобы оправдать низкую цену на газ для таких, как Никулае из InterAgro. То есть ссылка на регулируемую цену является ложной, служит лишь на благо "шустрых ребят". Возможность экспорта газа будет означать немедленную либерализацию рынка (Румынское Национальное агентство по регулированию в энергетике в конце марта издало распоряжение о снятии существовавшего до сих пор запрета на экспорт природного газа из Румынии в другие страны. Решение принято во исполнение требований Европейской комиссии и взятых на себя Румынией обязательств перед Евросоюзом - прим. ИА REGNUM). Вот почему "шустрые ребята" этому противятся. На самом деле, те, кто выступают против экспорта газа (что заведомо невозможно, если мы хотим быть в ЕС), на самом деле, препятствуют тому, чтобы мы составили конкуренцию "Газпрому" в Молдавии (Согласно распоряжению Национального агентства по регулированию в энергетике, экспорт природного газа из Румынии возможен как в страны-члены ЕС, так и в государства, не входящие в европейское сообщество, в частности - в Молдавию. К концу текущего года власти Румынии и Молдавии намерены завершить строительство газопровода Яссы-Унгены, призванного объединить газотранспортные системы двух стран. Молдавия рассчитывает на "диверсификацию поставок газа" в республику за счет объединения своей газовой системы с румынской. В то же время сама Румыния не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого газа - прим. ИА REGNUM). Вот почему мы не спешим с трубопроводом Яссы-Унгены, хотя это проект по сути пустяковый в денежном эквиваленте. Haraşo! - подводит итог издание, очевидно намекая на "русский интерес" в таком развитии событий.

Энергетическая независимость является столь важной целью, что Румыния не может позволить себе её упустить, пишет Capital. Энергетическую войну так же важно выиграть, как преодолеть сегодняшний финансовый кризис. Способность страны обеспечить своим гражданам необходимые энергетические объёмы может означать выживание экономики, и не только во времена глобального кризиса. Кроме того, нам больше воздуха нужны инвестиции, особенно иностранные. Энергетический сектор за последние годы привлёк достаточно фондов, только ветроэнергетические проекты собрали 1,5 миллиарда евро за последние два года. Потенциал Румынии, однако, гораздо выше, и вопрос энергетики довольно широкий. Благодаря альтернативным инвестициям сегодня у нас есть и фотоэлектрические панели, и сланцевые нефть и газ.

Газовые резервы Румынии можно значительно увеличить, если утвердить добычу сланцевого газа, продолжает Capital. К сожалению, технология гидроразрыва довольно спорна и, как любая инновация в области разведки и добычи природных ресурсов, привлекает эмоциональный интерес тех, кто в принципе против использования какого бы то ни было ископаемого топлива. Это означает, что проекты могут быть отсрочены ещё до того, как окажутся неэффективными с финансовой точки зрения. Проблема наивысшего порядка - энергетической независимости страны и иностранных инвестиций, однако, остаётся неразрешённой.

Инвестиции необходимые на разведку и добычу достигают сотен миллионов евро в год, пишет Capital. Поскольку в области добычи сланцевого газа или нефти не стоит вопрос государственной поддержки, румынские власти могли бы перенять опыт Польши в том, что касается законодательства в этой области. Польское законодательство считается наилучшей моделью для европейских стран, а также Польша стала первой страной в Европе, начавшей добычу сланцевого газа. Для энергетического сектора Румынии следует разработать комплексную политику, которая будет включать в себя проекты для всех областей. А привлечь инвестиции в энергетику намного проще, чем в другие отрасли промышленности, - инвестиции, без которых экономика остается в состоянии стагнации, а то и спада, подводит итог издание.

Геополитика: "Буш не просто знал о существовании двух румынских государств, но и поддерживал идею их воссоединения"

Adevarul публикует интервью работающего в настоящий момент в США румынского политического исследователя Стойки Кристинела Попы, который полагает, что объединение Молдавии и Румынии "желательно и необходимо" и обязательно состоится благодаря молодому поколению, воспитанному в обеих странах в последние десятилетия.

Adevarul: Как выглядит Румыния, если смотреть на нее из США?

С.К.Попа: За те шесть лет, что я живу в США, могу сказать, что на уровне рядового американца самыми известными символами Румынии являются Дракула, Николай Чаушеску и Надя Команечи. В определенных кругах также известен Георге Хаджи. Многие американцы не знают, что Румыния состоит в ЕС, но большинство знает, что она состоит в НАТО. Все знают, что Румыния была коммунистическим государством, но некоторым неизвестно, были ли мы частью СССР или просто союзником как Польша. Недавний скандал с попыткой государственного переворота значительно подпортил имидж Румынии, но мы все же не на уровне Венгрии, которая считается практически диктатурой с националистическим и экстремистским правительством (6 июля 2012 года депутаты от Социал-либерального союза объявили импичмент президенту Траяну Бэсеску, который в свою очередь назвал это попыткой "государственного переворота". После этого озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Вашингтона и Брюсселя, а также канцлер Германии Ангела Меркель, вставшие на сторону Бэсеску. По итогам состоявшегося 29 июля всенародного референдума об импичменте президенту Траяну Бэсеску, явка избирателей на плебисцит составила 8.459.053 человек или 46,24% от действующей избирательной базы при необходимом пороге в 50% + 1 голос. При этом за отставку Бэсеску проголосовали 87,52% избирателей, пришедших 29 июля на участки, против - 11,15%. Конституционный суд признал референдум несостоявшимся. 28 августа Бэсеску вернулся к исполнению своего второго президентского мандата, который истекает в 2014 году - прим. ИА REGNUM). В общем, можно сказать, что имидж Румынии смешанный - есть и плохое, и хорошее. Мы и не первые в списке, когда речь идет о развитых европейских государствах, которые необходимо обязательно посетить, но и не среди проблемных - вроде Греции или Белоруссии. Чаще всего нас просто не замечают. Более того, во время бесед с американскими чиновниками и людьми науки я с удовольствием отмечал, что у Румынии положительный имидж. Все отмечают сходство между Румынией и США и активное участие нашей страны в евроатлантических структурах. Многие положительно оценивают нас за то, что мы посылали свои войска в Афганистан и Ирак. В научной сфере в США очень мало румын, даже если учитывать численность населения Румынии. По сравнению с большинством европейских народов, у румын в США прекрасный имидж. Нас ценят и уважают. Мы не ассоциируемся у них с ворами, попрошайками и т.д. как зачастую происходит в Европе. Работаем мы в основном в наиболее престижных сферах - информационные технологии, наука и т.д.

Adevarul: Вы согласны с тем, что воссоединение румынских земель возможно по примеру ГДР и ФРГ?

С.К.Попа: Отвечая на ваш вопрос, я бы хотел остановиться на некоторых мифах, существующих в связи с воссоединением Германии, которые используются теми, кто против объединения Румынии. Первый миф, - что Германия пользовалась поддержкой Европы, когда восстанавливала свою территориальную целостность, который используют, указывая на сопротивление различных европейских государств воссоединению Румынии, или предоставлению населению Республики Молдова румынского гражданства. На самом деле все было совсем не так. Большинство европейских государств открыто воспротивилось объединению Германии. Жестче всех в этом вопросе оказались Великобритания, Франция, Голландия и Италия. Маргарет Тэтчер, руководившая Великобританией в то время, умоляла Рональда Рейгана, президента США, сделать все возможное для того, чтобы сохранить Германию разделенной (договор об объединении Германии подписали 3 октября 1990 года ФРГ, ГДР, СССР, Великобритания, Франция и США; президентом США на тот момент был Джордж Буш-старший - прим. ИА REGNUM). Но все эти страны не смогли остановить воссоединение, потому, что у них не было аргументов, соответствующих нормам международного права. Когда представители двух политических единиц - министерств иностранных дел, парламентов, или любых других госструктур, обладающих полномочиями в области внешней политики, выражают законным, мирным и демократичным способом свое желание объединиться, ни одно другое государство не может этому воспротивиться, согласно нормам международного права. Просто не существует законных механизмов, позволяющих запретить объединение в подобных случаях. В случае признания независимости, например, есть механизмы международного права, позволяющие государству получить международное признание. Обычно, это происходит в результате долгой гражданской войны или очевидных нарушений прав человека, вроде геноцида. Однако, законных механизмов, позволяющих остановить демократическое и мирное объединение, не существует. Понятно, что тут мы говорим о законных методах, а не о незаконных, вроде присутствия российских войск на территории Республики Молдова, которые находятся там, в том числе и для того, чтобы предупредить возможное объединение с Румынией (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из ПМР, звучащие на протяжении трех с лишним лет нахождения у власти в Молдавии Альянса за евроинтеграцию, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил - прим. ИА REGNUM).

Adevarul: Второй миф?

С.К.Попа: Второй миф заключается в том, что воссоединение Германии состоялось за ночь, а тот факт, что Румыния и Республика Молдова до сих пор не объединились, говорит о том, что этого не произойдет никогда. На самом деле все не так. Воссоединение Германии заняло 44 года. Начиная с 1949 года, когда она была разделена, и до 1989 года, когда состоялось объединение, все политические партии, вне зависимости от ориентации - и правые, и левые, все они высказывались за объединение, включая это в свои программы. Начиная с Конрада Аденауэра и заканчивая Гельмутом Колем, каждый канцлер Германии назначал объединение основным приоритетом для внешней политики. Для объединения использовались различные методы. Так, до семидесятых годов Западная Германия отказывалась признавать Восточную Германию и объявляла себя единственным законным германским государством. Позже, начиная с канцлера Вилли Брандта, ФРГ начала использовать политику сближения с Востоком. После эта политика лучше всех послужила унионистским идеалам, улучшив отношения между Западом и Востоком. Западные политики начали совершать поездки в ГДР. Параллельно, на протяжении всей "холодной войны" Западная Германия приняла миллионы беженцев из Восточной Германии, что позволило сохранить связи, пусть и слабые, между гражданами двух государств.

Adevarul: А как у нас?

С.К.Попа: В случае Румынии об объединении не могло быть и речи вплоть до 1991 года, когда Республика Молдова получила независимость, а СССР распался. Если мы отметим 1991 год как точку отсчета процесса объединения Румынии, каковым был 1949 год для Германии, то у нас еще есть как минимум два десятилетия для того, чтобы объединиться до того, как у нас появится причина отказаться и объявить, что объединение провалено. Воссоединение Румынии, также как и вступление в НАТО и ЕС должно быть долгосрочной целью для Румынии и поддерживаться большинством руководства. Так же, как Румыния не вступила в НАТО в 1997 году, как хотела ранее, но в конце концов вступила, так же, как она не интегрировалась в ЕС в 2004 году, как планировалось, но спустя три года смогла сделать это, также произойдет и с объединением, - это случится рано или поздно.

Adevarul: Подумайте над тем, что "недавний политический скандал с попыткой государственного переворота", о котором говорилось выше, имел и другие причины, которые замалчиваются. А именно - желание определенных сил избавиться от лидера, у которого были двухсторонние отношения с президентом Джорджем Бушем. Буш не просто знал о существовании двух румынских государств, он еще и поддерживал идею их будущего воссоединения. Если бы его место в Белом доме занял также республиканец, то ситуация сегодня была бы иной. Но вернемся к мифам. Каков третий?

С.К.Попа: Различие между двумя Германиями на момент воссоединения было минимальным. На самом деле было совсем не так. В 1989 году уровень экономики в ФРГ был в три раза выше, чем в ГДР, но все эти расчеты делались до приватизации в ГДР. Как известно, все страны, переходившие от плановой экономики к рыночной, переживали период серьезного спада. Это означает, что, несмотря на то, что уровень закрытой экономики ГДР по подсчетам был лишь в три раза ниже, на самом деле, при рыночной экономике, уровень производства в ГДР был гораздо ниже. В случае Республики Молдова переход к рыночной экономике уже свершился, а значит нынешняя разница между румынским и молдавским ВВП на душу населения, то есть 12 тысячами и 3 тысячами долларов, является такой же, если не меньше, как и разница между ВВП ФРГ и ГДР.

Adevarul: Какой еще урок могут извлечь румынские власти из объединения Германии?

С.К.Попа: Таких уроков много. В первую очередь, улучшение отношений с политическим классом Республики Молдова должно стать абсолютным приоритетом для внешней политики Румынии. Бэсеску стал первым президентом-унионистом Румынии. Нынешняя коалиция Социал-либерального союза довольно дружелюбна по отношению к Республике Молдова. В этом смысле хорошей инициативой является программа по укреплению сотрудничества в неправительственном секторе Румынии и Республики Молдова. Важно понять, что румынское общество на обоих берегах Прута было разделено насильно, и сейчас мы должны работать над восстановлением этой связи. Так, необходимо не просто поддерживать, но и расширять процесс получения румынского гражданства среди населения Республики Молдова. В соответствии с соглашениями ЕС, миграционная политика касается только стран-членов и не может контролироваться Брюсселем. Это потому, что у каждого государства-члена свои запросы для рынка труда. И поэтому, даже если есть страны, которые недовольны политикой Румынии в области возвращения гражданства (сегодняшняя политика Бухареста относительно предоставления румынского гражданства жителям Молдавии и Украины исходит из того, что после 1940 года, когда оккупированная Румынией с декабря 1917 года Бессарабия была возвращена СССР, бессарабцы и буковинцы "не по своей воле" лишились гражданства Румынии, и поэтому в данный момент они и их потомки вплоть до третьего колена имеют право на "восстановление гражданства" по упрощенной процедуре, - прим. ИА REGNUM), эти страны не могут аргументировать законами свои претензии и препятствовать подобной политике. Политический класс Румынии должен понять и различать действия, прямо нарушающие европейское право и европейские соглашения, вроде попытки государственного переворота, вызвавшей жесткую критику со стороны ЕС, США и европейских структур, и действия, которые вызывают критику со стороны ограниченного круга стран ЕС, вроде предоставления гражданства, но которые никоим образом не нарушают европейские законы. То есть тем государствам, которым это не нравится, придется терпеть. Они ничего не могут с этим поделать. Миграционная политика, нацеленная на граждан из стран, не являющихся членами ЕС, была раскритикована многими странами, начиная от Испании и Франции, и заканчивая Великобританией и Польшей, но она не противоречит законам ЕС.

Adevarul: Каковы желания граждан за Прутом?

С.К.Попа: Согласно последним опросам, почти 50% населения Республики Молдова желают получить румынское гражданство, что радует (По данным исследования, проведенного Фондом Сороса, с 1991 по 2012 год гражданство Румынии получили около 400 тыс. из 3,5 млн. жителей Молдавии, при том, что Бухарест предлагает "восстановить" по упрощенной процедуре румынское гражданство всем потомкам вплоть до третьего колена тех, кто жил на территории Бессарабии в период румынской оккупации 1918-1940 гг., т.е. по факту абсолютному большинству жителей сегодняшней Молдавии в ее фактических границах. Более того, по данным того же исследования Фонда Сороса, число желающих получить румынское гражданство в последние годы последовательно идет на спад. Авторы исследования также отмечают, что жители Молдавии обзаводятся румынским гражданством в основном по экономическим, а не идейным или "унионистским" мотивам - прим. ИА REGNUM). Очевидно, что чем больше человек за Прутом обладают румынским гражданством, тем ближе объединение. В румынской прессе это редко отмечается, но молдаване, восстанавливая гражданство, платят за это сборы, и довольно большие, то есть можно сказать, что Румыния ни в коем случае не проигрывает в финансовом плане. Даже если большая часть граждан Республики Молдова, получающих румынское гражданство, уезжают на заработки в ЕС, значительная часть все же остается в Румынии, как это стало заметно в последние годы. А для тех, кто не остается, даже если они уезжают в другие страны Евросоюза, тот факт, что они смогли это сделать благодаря Румынии является весьма важным, что позволяет нам восстанавливать связь с потерянным населением с левого берега Прута, завоевывая их доверие. Во времена СССР в Молдавской ССР проводилась политика "промывания мозгов", сконцентрированная на навязывании идеи, что Румыния предала Бессарабию. Пора менять эти взгляды! Также как это было в Германии, весь политический класс Румынии должен проводить политику объединения. Каждая партия обязана включить в свою программу объединение как цель. После вступления Румынии в НАТО и ЕС, объединение должно стать основным приоритетом. Опросы показывают, что абсолютное большинство румын, где-то 85 - 90% уже высказались за объединение (В то же время, согласно социологическому исследованию, проведенному в 2011 году институтом CBS-AXA, за объединение с Румынией выступают лишь 5% жителей Молдавии. Согласно "Барометру общественного мнения" за тот же год, Румынию в качестве главного стратегического партнера Молдавии видят лишь 4% респондентов, в то время как Россию в этом качестве указали 60,5% опрошенных - прим. ИА REGNUM). Это значит, что, кроме разве что Демократического союза венгров Румынии, ни одна партия не потеряет свой электорат, если включит в свою программу пункт об объединении.

Adevarul: Таким образом, что должны понять все остальные европейские государства?

С.К.Попа: Европа должна понять, что в Румынии все общество желает объединения, а не просто отдельные партии, набирающие минимум сторонников. А идеи унионизма не стоит путать с национализмом, экстремизмом или ксенофобией. Параллельно с идеями унионизма необходимо продвигать права меньшинств: образование на родном языке, право голосовать, право на вероисповедание и т.д. А если коснуться разговоров об автономии секуев, то стоит отметить тот факт, что Всеобщая декларация прав человека не включает в себя автономию по этническим признакам. Этнические меньшинства в Румынии и так обладают расширенными правами, которых гораздо больше, чем в Декларации прав человека. Если мы не дадим автономию секуям, никто не придет и не скажет, что мы недемократичная страна или что правовое государство в Румынии нефункционально. При этом Румыния может в соответствии с международными нормами объявить самые радикальные и ксенофобские организации секуев в Трансильвании террористическими. В таких странах как Австралия, США, Великобритания есть целые списки организаций, которые считаются террористическими. И в этих списках не просто террористические группировки вроде Аль-Каиды, а любые организации, которые используют методы, не соответствующие демократическим нормам и законам. Чтобы меня поняли, - я не предлагаю объявить Демократический союз венгров Румынии террористической организацией. Я говорю о радикальных группировках, существующих в Трансильвании. Угрозы смертью и любые другие нападки на этнических румын, ромов, венгров и т.д., должны наказываться вне зависимости от того, кто нападает. А антидискриминационная политика уже действует и ее нужно использовать. Демократический союз венгров Румынии по закону может предлагать все, что угодно - автономию, независимость, объединение с Венгрией... но это не значит, что парламент Румынии обязан соглашаться. До тех пор, пока Демократический союз венгров Румынии получает 6 - 7% мест в парламенте Румынии, а секуи являются меньшинством, они могут мирным путем выражать любые свои пожелания. Но они не исполнятся, пока большинство населения или депутатов парламента не согласится с ними. Таковы основные правила функционирования демократии, и не Румыния их изобрела. Как я уже говорил, согласно нормам международного права, территориальные изменения производятся только с согласия обеих сторон. В случае секуев это означает референдум или петицию за автономию от имени населения, желающего чего-то подобного, а также промульгацию закона в парламенте Румынии и подписание его президентом. Единственное исключение возможно в том случае, если меньшинства смогут доказать, что их постоянно дискриминируют, уничтожают или репрессируют национальные власти, как это случилось в Косово и в Южном Судане. В случае же с секуями, по очевидным причинам, это невозможно (До 1918 года Трансильвания была частью Австро-Венгрии. Венгрия уступила Трансильванию Румынии по Трианонскому договору 1920 года со странами-победительницами в Первой мировой войне, потеряв таким образом 2/3 территории и населения. Сегодня в Румынии проживает около 1,5 млн венгров, что составляет около 6,6% населения страны. Основная часть венгерского меньшинства проживает на территории Трансильвании и имеет самоназвание секуи. 5 сентября 2009 года прошедший в городе Одорхейул Секуеск съезд представителей местных органов власти Секуйского края провозгласил создание Секуйской автономии, в которую вошла большая часть территории уездов Ковасна, Харгита и Муреш. На съезде были утверждены гимн, флаг, герб и административная карта новообразованной Секуйской автономии. 12 марта 2010 года в городе Сфынту Георге состоялся второй съезд мэров и советников Секуйского края. Главным решением участников съезда стало придание венгерскому языку официального статуса на региональном уровне. Со своей стороны центральные органы власти Румынии не признали законности решений обоих съездов. Несмотря на это, в конце мая 2011 года группа румынских европарламентариев от Демократического союза венгров Румынии во главе с вице-председателем Европарламента, одним из лидеров трансильванских венгров Ласло Токешем открыла в Брюсселе представительство Секуйского края при Европейском парламенте. В связи с этим МИД Румынии распространил заявление, в котором выразил сожаление в связи с "учреждением некоего "представительства" так называемой административно-территориальной единицы" Румынии, которая не существует и не имеет под собой ни конституционных, ни законных оснований". А в самой Венгрии в 2010 году было принято и вступило в силу 1 января 2011 года новое законодательство о предоставлении второго венгерского гражданства представителям диаспоры, которое предоставляет им те же избирательные права, что и гражданам в самой Венгрии. Аналогичное законодательство действует и в Румынии. Аналогичную венгерской политику по "воссоединению нации", направленную, в первую очередь, против Молдавии и Украины, проводит и Румыния с 1990-х годов - прим. ИА REGNUM).

Adevarul: Вернемся к воссоединению, ведь 27 марта мы отметили 95 годовщину объединения Бессарабии с Родиной-матерью...

С.К.Попа: Я уверен, что объединение Румынии и Республики Молдова произойдет в ближайшие 10 - 20 лет, и этим займется мое поколение. Румыния и Республика Молдова - два государства, абсолютное большинство населения которых - румыны. И после воссоединения Румынии, 85% населения которой - румыны, она останется национальным государством, в соответствии с определением национального государства, используемым на международном уровне. Молодые унионисты с обоих берегов Прута уже организовывают НПО, а идеал объединения притягивает все новых и новых сторонников в обоих румынских государствах. А в это время мы, румынская диаспора, продвигаем идею объединения в европейских и мировых столицах.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году была аннексирована Австро-Венгрией.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году и возглавленное немецкой династией Гогенцоллернов-Зигмарингенов, правившей страной до 1947 года. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существует на кириллице с XVI века, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР 1989 года молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване ПМР сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44 гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР. B 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным молдавским Национальным бюро статистики, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.