"Необходимость данной встречи очевидна, так как в белорусско-украинских двухсторонних отношениях имеется ряд неразрешенных противоречий", - заявил 16 апреля корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Александр Шпаковский, комментируя состояние белорусско-украинских отношений накануне запланированной на май встречи Александра Лукашенко с Виктором Януковичем.

Напомним, 15 апреля заявил Александр Лукашенко в ходе телефонного разговора с украинским коллегой Виктором Януковичем обсудил проблематику двусторонних отношений. Руководители постсоветских республик, провозгласивших разные векторы интеграции, договорились встретиться в мае и обсудить вопросы двусторонних отношений.

По мнению Шпаковского, многие проблемные вопросы в белорусско-украинских отношениях "имеют длительный характер и оказывают существенное влияние не ситуацию не только в части касающейся непосредственно белорусско-украинского сотрудничества, но являются определенным фактором в формировании повестки действий Белоруссии и Украины как во внутренней политике, так и на международной арене".

"Основным противоречием белорусско-украинских украинских отношений является проблема ратификации белорусской стороной договора о государственной границе с Украиной, - отметил Шпаковский. - Данный вопрос имеет давнюю историю противоречий и является принципиально важным для руководства Украины, которое планирует в ноябре текущего года в ходе очередного саммита государств-участниц программы Евросоюза "Восточное партнерство" в Вильнюсе выйти на подписание договоренностей об ассоциированном членстве и зоне свободной торговли с ЕС. Одним из очевидных условий для реализации евроинтеграционных устремлений политического руководства Украины является наличие четких государственных границ. В украинских экспертных кругах, близких к официальному Киеву, определенное распространение имеет мысль о том, что "Минск не пускает Украину в Европу по заданию Москвы", однако официальная позиция белорусского руководства увязывает решение данного спорного вопроса с ликвидацией украинской стороной задолженности украинских субъектов хозяйствования от 1992 года за подставки электроэнергии".

"Вторым немаловажным фактором двусторонних отношений является вопрос экспорта белорусских нефтепродуктов на Украину, который в настоящее находится под угрозой введения ограничительных мер со стороны украинского правительства, - продолжил политолог. - Существует мнение, что данные ограничения пролоббированны собственниками украинских нефтеперабатывающих заводов, которые не выдерживают конкуренции со стороны белорусских производителей. С учетом того, что собственниками данной отрасли на Украине в основном являются российские компании, то и этот факт создает почву для спекуляций относительно "руки Москвы".

Эксперт отметил, что экспорт нефтепродуктов на Украину является серьезным источником валютных поступлений в белорусский бюджет, и данное обстоятельство "усиливает переговорные позиции Украины, в том числе в затянувшемся вопросе ратификации белорусской стороной договоренностей о государственной границе".

"Одновременно очевидна заинтересованность белорусского руководства в участии Украины в проекте Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза, что создает предпосылки для создания внутренней оси Минск-Киев-Астана и укрепления белорусских позиций в ходе диалога с российскими партнерами", - добавил политолог.

Шпаковский считает, что Белоруссия как наиболее тесно связанная с Россией постсоветская республика, состоящая в Союзном государстве, Таможенном союзе и ЕЭП, может выступить посредником в решении проблемных вопросов между Киевом и Москвой. "В посреднических услугах Белоруссии по налаживанию отношений с Кремлем может быть заинтересована Украина, так как украинско-российские отношения в настоящее время переживают не лучшие времена, что привело украинскую сторону к поиску и реализации реверсных схем поставок российских энергоносителей и может привести к ситуации абсолютной периферийности украинских газотранспортных сетей в случае реализации "Газпромом" проекта "Ямал-Европа 2" через территорию Белоруссии", - сказал он.

Шпаковский отметил также: "Одновременно, руководство России не заинтересовано в дальнейшей эскалации конфликта с Украиной, но наоборот - заинтересовано в активном привлечении украинской стороны к российским инициативам в области внешней политики. Потому факт возможного посредничества белорусских партнеров в продвижении интеграционных инициатив для Украины, особенно с учетом определенной популярности белорусской государственной модели и лично Александра Лукашенко в общественном сознании украинцев, может быть воспринят в Кремле весьма позитивно".

"Таким образом, значимость анонсированной встречи "Янукович-Лукашенко" очевидна как для развития непосредственно белорусско-украинского сотрудничества, так и для процессов региональной интеграции в целом. Именно исходя из этих причин, ряд сил и персоналий, в том числе и в экспертной среде Российской Федерации, будут пытаться максимально нагнетать обстановку вокруг данного визита, основываясь на неверном понимании его сути и извращенном понимании национальных интересов России, Белоруссии и Украины", - сказал Шпаковский.

"Напомню, что, по имеющейся информации, переговоры об организации данного визита велись внешнеполитическими ведомствами Белоруссии и Украины еще в 2011 году, а возможность подобной встречи анонсировалась после разговора Виктора Януковича и Александра Лукашенко в ходе саммита глав государств СНГ в Москве в декабре 2011 года, - отметил политолог. - Кстати, по "странному совпадению" именно в те дни в Минске прошла абсолютно бессмысленная акция активисток украинского движения Femen, которые впоследствии заявили о своем избиении и похищении сотрудниками белорусских специальных служб. Акция Femen сопровождалась активной информационной кампанией в прессе и "акциями солидарности" у стен украинского посольства в Минске и только взвешенная позиция посла Украины в Белоруссии Виктора Тихонова не дала возможности для перерастания данной ситуации в международный конфликт".

"Есть основания полагать, что и данная белорусско-украинская инициатива не останется без внимания деструктивных сил, потому необходимо максимально сдержано подходить к оценке различных "скандальных поводов" в белорусско-украинских отношениях обозримого будущего", - констатировал белорусский политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, по итогам 2012 года белорусско-украинский товарооборот достиг $7,9 млрд - на 27% больше уровня 2011 года с положительным для Белоруссии сальдо в размере $3,3 млрд. Наиболее успешно реализуются совместные проекты в топливно-энергетической сфере и производственной кооперации, в частности - сборка на Украине белорусских тракторов "МТЗ", сельхозтехники "Гомсельмаш", грузовиков "МАЗ" и др.

О планируемой встрече руководителей постсоветских республик стало известно 2 апреля: Александр Лукашенко, принимая с докладом посла Белоруссии на Украине Валентина Величко, заявил, что в скором времени может встретиться с Виктором Януковичем и обсудить проблематику белорусско-украинских отношений. "Для нас это очень важно - наша близкая нам страна, очень близкая, - сказал Лукашенко, обращаясь к Величко. - Мы очень серьезно торгуем с Украиной, и у нас есть ряд нерешенных вопросов, в том числе - граница, долги - старые долги Украины перед Белоруссией (пусть они небольшие, но тем не менее). Как здесь у нас ситуация складывается? И те проблемы, которые сегодня существуют в наших отношениях - для того, чтобы выстроить более прагматичную политику в отношении Украины".

Также напомним, Минск и Киев успешно провели демаркацию госграницы, однако белорусская сторона затормозила юридическое оформление процесса, отказавшись передавать властям Украины ратификационные грамоты. Поводом для задержки, по версии официального Минска, является непризнание властями Украины долга перед белоруской стороной. Размер госдолга является предметом обсуждения, фигурирует сумма около $80 млн. По версии официального Минска, задолженность возникла в период "парада суверенитетов" советских республик: предприятия объявившей "незалежность" Украины получили оплату за продукцию, которую не поставили белорусским партнёрам. Официальный Киев не считает данную задолженность своим госдолгом, указывая на недопустимость объединения проблематики демаркации госграницы и споров хозяйствующих субъектов.

Отметим, ранее президент Украины избегал встреч с Александром Лукашенко после того, как в 2011 году руководитель Белоруссии не получил приглашения на киевские мероприятия, посвященные 25-летию чернобыльской катастрофы. По неофициальной версии, представители Евросоюза выдвинули условие: либо они присутствуют на мероприятиях, либо Лукашенко. Комментируя ситуацию, 26 апреля 2011 года Лукашенко указал на "вшивость" Януковича и других украинских чиновников, назвал президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу "козлом", сравнил еврочиновников с животными и назвал их "негодяями". Позже "невъездной" на территорию Евросоюза Лукашенко бывал в Киеве, однако не мог встретиться с Януковичем.