На форуме "Женщина и религия", прошедшем в казахстанском городе Атырау, произошла политико-историческая сенсация: советник президента Казахстана, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике Гульшара Абдыкаликова заявила, что первой в истории исламского мира женщиной-правительницей была казашка, которой Абдыкаликова объявила последнюю казанскую ханшу Сююмбике (предп. 1519-1557).

"Речь идет о потомке Едиге бия, вдове главы Казанского ханства - Суйинбике. После смерти хана Санагерея она правила Казанским ханством в 1549-1551 годах", - пояснили в пресс-службе акимата (регионального органа исполнительной власти) Атырауской области.

Однако ученые тут же усомнились в достоверности этих предположений. Казахстанский политолог Айдос Сарым считает, что "всем - и особенно представителям власти - стоит воздержаться от политических спекуляций на историческом материале". "Суйинбике (или Сююмбике) является общим историческим персонажем для многих тюркских народов, и такая ее "приватизация" не совсем корректна", - приводит его слова казахстанская общественно-политическая газета "Время".

По мнению завкафедрой истории татарского народа Казанского федерального университета Искандера Гилязова, Сююмбике была ногайкой, дочерью крупного и весьма известного ногайского мурзы Юсуфа. "Впрочем, если считать ногайцев казахами, а ногайскую орду - предками современных казахов, тогда, конечно, можно так говорить", - заметил профессор Гилязов. Он уточнил также, что Сююмбике не была правительницей Казанского ханства.

Сначала она была выдана замуж за хана Джан-Гали, а когда его убили, стала женой казанского хана Сафа Гирея, после смерти которого в 1549 году была провозглашена регентом. То есть формально она исполняла обязанности правителя, но реальной властью не обладала. В 1551 году Сююмбике (имя которой носит главный символ Казани - башня в Казанском кремле - прим. ИА REGNUM) была отправлена в Москву, где впоследствии ее выдали замуж за касимовского правителя Шах-Али. Так что определить ее социальный статус и даже национальную принадлежность довольно затруднительно, считает Гилязов.

Сама Гульшара Абдыкаликова так объяснила свое заявление: "В прошлом году наши коллеги из Татарстана говорили: "Вот казашка ваша, Суйинбике, ей будет 500 лет, надо отметить".