Андрей Сафонов: Бендеры: противостояние или "игра в четыре руки"?

Москва, 12 апреля 2013, 19:54 — REGNUM  

Опасное обострение обстановки в зоне безопасности и, прежде всего, в Бендерах, чревато новым кровопролитием. Или, как минимум, столкновениями между полицией Молдавии и милицией Приднестровья. Чтобы этого не произошло, политики и гражданское общество должны разрядить ситуацию.

Кишинёв делает свой ход

Но что кроется за происходящим?

Как известно, недавно молдавская полиция блокировала автомобиль с приднестровскими милиционерами, которые направлялись на службу в Бендерский микрорайон "Северный". Этот действительно уникальный форпост ПМР отделён от остальной части города находящимся под юрисдикцией Кишинёва селом Варница. Кое-как этот конфликт удалось утрясти.

Затем власти Молдавии приняли уже чисто политическое решение. В рамках решительного ухода из пространства бывшего СССР и курса на евроинтеграцию правительство РМ, которое возглавляет премьер Влад Филат, главный партнёр по переговорам президента ПМР Евгения Шевчука, решило выставить 6 миграционных постов на некотором отдалении от молдавско-приднестровской границы. Например, если ехать из Бендер в Кишинёв, то на молдавских миграционщиков, которые фактически будут играть роль пограничников, натолкнёшься в Гербовце. Как полагают многие эксперты, с помощью этих постов Кишинёв намерен отслеживать и пресекать въезд в РМ из ПМР иностранцев; прежде всего, граждан России и Украины. А заодно - прессовать приднестровцев, не обладающих паспортами Молдавии или молдавским видом на жительство.

Правда, Кишинёв антиприднестровскую направленность данного шага опровергает, заявляя, что постоянно проживающих в ПМР людей это не коснётся. Однако, учитывая кишинёвскую методику усиления давления на Тирасполь после каждой односторонней уступки приднестровской стороны, немалое число людей этим заверениям властей РМ не верит. Одно из конкретных объяснений столь кардинального шага политиков Молдавии таково: раз Приднестровье официально не собирается сближаться с Евросоюзом, а также с Румынией (что активно делают власти Молдавии), то Кишинёв собирается либо задавить ПМР путём изоляции (в том числе уговорив Киев заблокировать "сепаратистов" с Востока), либо готовиться с помощью обустройства границы к окончательному "разводу" с ПМР.

"Пресекать": как и где?

Но вот свой ход сделала и приднестровская власть. И ход этот оставляет очень странное впечатление. Глава государственной администрации Бендер Юрий Гервазюк, считающийся одним из приближённых к президенту ПМР чиновников, запретил полицейским Молдавии появляться на территории города в форменной одежде.

Мэр города также дал распоряжение, адресованное Бендерской милиции: "пресекать" нахождение "форменных" полицейских, как специально подчёркивают СМИ, на всей территории, находящейся под юрисдикцией Бендерского городского совета. Подчеркнём и мы: на всей - это значит и в селе Варница, которая с советских времён входит в городскую черту. А после раскола МССР, как указывают приднестровские документы, входит в состав ПМР. Кишинёв придерживается иного мнения. Посему сразу вопрос: что делать, если кто-то решит, что деятельность полиции РМ надо "пресечь" и в Варнице?

Но главное даже не в этом. Вопрос следующий: как "пресекать" на деле? Задерживать? А дальше? Срывать погоны? Но любой уважающий себя офицер может при такой попытке начать сопротивляться, вплоть до применения табельного оружия. К тому же приднестровская сторона признаёт, что с 1992 года, когда мирное соглашение увенчало окончание молдавско-приднестровской войны, число полицейских РМ в Бендерах заметно возросло. И не только в Варнице, но и в самом городе. Как быть, если они распоряжению приднестровского мэра не подчинятся?

Бендеры в опасности

Можно сказать: Кишинёв первым сделал шаг к нагнетанию противостояния. Верно. Попытки изолировать "Северный" и выставление постов вписываются в такое нагнетание. Однако миграционно-пограничные посты РМ расположены на расстоянии нескольких километров от границы и опасности столкновения с приднестровскими силовиками не содержат. Инцидент с милицейской машиной, ехавшей на "Северный", не подразумевал "пресечение" нахождения в данном микрорайоне милиционеров ПМР в форме.

Распоряжение Бендерского мэра выглядит куда радикальнее. Оно прямо создаёт предпосылки для столкновений между правоохранительными органами ПМР и РМ, в том числе - вооружённых. А ведь именно в Бендерах в 1992 году пролилось больше всего крови.

В отличие от Дубоссар, где тоже шли ожесточённые бои, Бендеры расположены на правом берегу Днестра. В город ведут не только автотрассы, но и много мелких дорог, дорожек и тропинок. А с левого берега Днестра для переброски в Бендеры подкреплений - всего один мост. Другие мосты через реку, расположенные дальше, мы в расчёт не берём. В 1992 году они не помогли. Те, кто находились в сражающемся городе (включая Вашего покорного слугу), ощутили это на себе.

Посему вывод: в случае вражеского вторжения Бендеры чрезвычайно трудно защищать. Следовательно, любые столкновения в Бендерах создают для ПМР прямую опасность потери города.

Второго по численности населения и экономическому потенциалу города нашей страны.

К вопросу о полномочиях...

На размышления наводит и вот какой момент.

Дело в том, что глава государственной администрации Бендер не имеет никакого права издавать подобное распоряжение.

"Сосуществование" полиции РМ и милиции ПМР решалось на уровне высших руководителей России, Приднестровья и Молдавии по окончании войны 1992 года. Исходный пункт - мирное соглашение от 21 июля 92-го. К этому уровню мэр Бендер, как и, например, Дубоссар или Рыбницы, отношения не имеет. Проследить за своевременной выплатой пенсий и зарплат в городе - это епархия мэра. А пересматривать баланс сил двух государств - явный перебор.

А дальше ещё интереснее. В ПМР мэры не выбираются народом и не утверждаются местными Советами. Их назначает глава государства. И ни от одного гражданина ПМР (кроме президента) они не зависят. Так с чего бы это Бендерский градоначальник вдруг проявил такую смелость, зная, что в течение нескольких минут президент ПМР может превратить его в безработного? Поэтому весьма сомнительно, чтобы Юрий Гервазюк решился на такой шаг, чреватый непредсказуемыми последствиями, сам, без санкции из Тирасполя.

Мы же поразмышляем: почему в эти дни молчит президент ПМР? Разве он не понимает, что, во-первых, отважный мэр вторгся в его компетенцию; во-вторых, чем всё это может обернуться, учитывая печальный опыт 1992 года?

Странные игры

Если бы нынешние власти ПМР хотели спокойно, без конфликта, пересмотреть положение в Бендерах, они бы начали предпринимать ходы на уровне президента и правительства. А мэру Бендер, положив тяжёлую руку на плечо, сказали бы: "Уважаемый, нам стрельба не нужна. Надеемся, и Вам тоже? А те, кому она нужна, работают против Приднестровья, не так ли?" Попутно отметим: за последний год уже несколько глав государственных администраций лишились своих постов по куда меньшим поводам...

Мы, однако, наблюдаем нечто противоположное. Вот что пишет Kommersant.md: "Бендерские власти признают, что отмашку на ускоренное решение застарелых проблем получили из Тирасполя. В частности, по словам Юрия Гервазюка, курирующий переговоры с Кишиневом МИД ПМР не только в курсе данных действий, но и оказывает им всяческую поддержку. Внешнеполитическое ведомство взялось довести необходимую информацию о предпринимаемых властями Бендер мерах до официального Кишинева, других участников переговорного процесса и Объединенной контрольной комиссии".

Конечно, некомпетентность нынешнего министра иностранных дел ПМР Нины Штански, раскупорившей "Третий пакет" повестки дня переговоров в формате "5+2", общеизвестна (согласно утвержденной повестке дня переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели), которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" (вопросы политики, безопасности, статуса ПМР) не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM). Односторонние уступки Кишинёву в виде "малых шагов" давно создали у многих людей впечатление, что позиции Республики сдаются умышленно. Но перед нами - вообще особый случай. Выходит, если данное СМИ говорит правду, что мэр Бендер принимает на себя полномочия верховной власти, то МИД ПМР, вместо того, чтобы забить тревогу, предупредить президента и Верховный Совет о непредсказуемых последствиях, ещё и помогает подливать масло в огонь?

Что вообще перед нами: недальновидность или провокация? И какова конечная цель нагнетания обстановки?

Сегодня высказывается предположение, что перед нами может быть согласованная "игра в четыре руки" со стороны некоторых политиков Кишинёва и Тирасполя, желающих конфронтации между ПМР и РМ.

Президенту ПМР следует вмешаться

Данная версия исходит из того, что в высшем руководстве ПМР существует влиятельная прозападная и прокишинёвская группировка, навязавшая в прошлом году политику односторонних уступок Молдавии в виде "малых шагов". Одна из возможных целей этой потенциально существующей группировки: прикрываясь внешне пророссийской риторикой, разжечь конфликт на Днестре, чтобы помочь Западу, Кишинёву и Румынии обвинить Россию в потворстве "сепаратистам" и неумении урегулировать конфликт.

После этого противники России и ПМР получают повод требовать ускоренного вывода остатков 14-й армии в лице ОГРВ и замены миротворцев РФ на миссию гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ. Не исключено и требование ввода в зону безопасности, а затем и в ПМР, западных миротворцев типа KFOR, проявивших ранее себя в Югославии в качестве явно антисербской силы. А дальше ПМР могут начать принуждать урегулировать конфликт на унитарных условиях Кишинёва.

Быть может, для разжигания конфликта в Бендерах есть и иные мотивы: отвлечь внимание приднестровцев от тяжелейшего положения в социально-экономической сфере. В 2012-2013 годах промышленность подошла к краю пропасти, крупнейшие предприятия стоят, газовый счёт опустел, на оппозицию идёт давление, идут призывы к роспуску Верховного Совета, неугодные интернет-сайты блокируют, под видом "оптимизации" началась кампания по закрытию учебных заведений, власти обсуждают повышение пенсионного возраста. Об уступках Кишинёву, вызвавших подозрение в "сливе" Республики, мы уже говорили.

Свои "дивиденды" рассчитывают получить от конфронтации и кишинёвские "евроинтеграторы". Они желают заручиться дополнительной благосклонностью Запада как "борцы с сепаратизмом" и "имперскими амбициями России". А это - помощь. Денежная, политическая, иногда - военная.

Думается, президент ПМР должен вмешаться и ликвидировать опасность конфликта в Бендерах. А городской администрации надо лишний раз указать пределы её компетенции. У главы государства достаточно полномочий для обуздания излишне ретивых чиновников.

Андрей Сафонов - член правительства ПМР в 1991-1992 годах.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.