Как известно, национальный авиаперевозчик Армении, компания "Арамвиа" прекратила полеты и заявила о начале процесса банкротства. Эксперты сферы, анализируя причины банкротства авиакомпании, приходят к выводу, что проблема заключалась в плохом менеджменте. "Так как я еще являюсь гендиректором авиакомпании, скажу, что в основе создавшейся ситуации лежит - плохой менеджмент. Если что-то не так, то виновен я", - заявил в интервью ИА REGNUM гендиректор "Армавиа" Норайр Беллуян.

ИА REGNUM: Г-н Беллуян, руководимый вами национальный авиаперевозчик на днях прекратил полеты и объявил о начале процесса банкротства. В 2006-2008 гг. компания процветала. Что же сейчас изменилось, и почему компания заявила о банкротстве?

Так как я еще являюсь гендиректором авиакомпании, скажу, что в основе сложившейся ситуации лежит - плохой менеджмент. Если что-то не так, виноват я. Другой же причиной является отсутствие государственной поддержки. Многие крупные компании осуществляли полеты в Армению. Наша же компания маленькая и не может конкурировать с такими гигантами, как "Аэрофлот", "Трансаэро" и "Сибирь".

ИА REGNUM: Однако у вашей авиакомпании были монопольные права по некоторым направлениям полетов. Разве не так?

Сейчас об этом все говорят. Не было никакой монополии. Монополия означает, что только наша компания осуществляет полеты из Армении. А на армянском рынке работают различные мировые авиакомпании. Только по некоторым направлениям, среди которых Бейрут и Афины, "Армавиа" была единственным авиаперевозчиком. Но на таких прибыльных направлениях, как Москва и Париж, была высокая конкуренция. В нашем случае было бы хорошо, если действовали правила игры 2006-2008 гг., когда "Армавиа" процветала. Тогда были установлены четкие паритеты, у кого сколько рейсов. Сейчас количество рейсов иностранных крупных авиакомпаний уравнено с полетами нашего авиаперевозчика. Более того, например, в Ростов-на-Дону осуществляется 8 рейсов, из которых только два совершает "Армавиа". Мы со своим малочисленным парком машин не может конкурировать с крупными компаниями.

ИА REGNUM: На каком этапе находится процесс банкротства?

Мы пока не обратились в суд, но это дело времени. Сейчас над оформлением документов работают юристы. Когда будут подготовлены все документы, мы обратимся в суд. Это произойдет в ближайшее время. До этого будут возвращены оплаченные ранее за авиабилеты деньги. Было продано около 800 авиабилетов. С 11 апреля начался процесс возврата денег, и мы расплатимся со всеми.

ИА REGNUM: Сколько летчиков в результате банкротства потеряли работу?

После того, как в компании начались трудности, часть наших летчиков нанялись работать в иностранных авиакомпаниях. Они хорошо подготовлены и не остались бы без работы. После же банкротства около 30 летчиков в настоящий момент безработные, однако, они тоже высококвалифицированные кадры, и уверен, что найдут себе работу. Их зарплаты будут полностью выплачены.

ИА REGNUM: "Армавиа" часто обвиняла ЗАО "Армения - международные аэропорты" в дороговизне обслуживания, чем и во многом были обусловлены высокие цены на билеты. Однако недавно представители ереванского аэропорта "Звартноц" заявили, что "Армавиа" на самом деле пользовалась скидками. Так в чем проблема? Со стороны аэропорта все-таки не было проблем?

Скидки мы получили после длительной и упорной борьбы, однако этого, по моему убеждению, было для нас мало. Если аэропорт говорит, что для всех были установлены равные условия, да это так, никто не возражает. Однако нужно учитывать, что другие компании в день осуществляли 2-3, а мы 10-15 рейсов. То есть, на самом деле существенных скидок для нас не было сделано.

ИА REGNUM: Сколько у "Армавиа" долгов? В частности российским банкам и ереванскому аэропорту "Звартноц". Сообщается, что компания задолжала более $20 млн только банку ВТБ.

Аэропорту "Звартноц" мы задолжали $5 млн. Что касается российского банка ВТБ, то здесь сумма намного меньше, чем сообщается. На самом деле сумма составляет $7 млн, все остальное - штрафы за неуплату. Но мы знаем, что если начнется судебный процесс, все штрафы будут сняты. Такая большая сумма фигурирует ради сенсации.

ИА REGNUM: Воздушный парк "Армавиа" достаточно разнообразен - один самолет А320, три Bombardier CRJ-200, три Boeing 737-500 и один Як-42VIP-класса. Обслуживание различных типов самолетов стоит дорого. Почему компания не смогла определиться с парком самолетов?

Да вы правы, наш парк довольно разнообразен, что само собой проблема. Парк маленькой авиакомпании должен состоять из одного или максимум двух типов воздушных судов. С точки зрения облегчения обслуживания самолетов это правильно. В один момент у нас были самолеты марки Airbus, затем мы решили остановиться на Boeing. В процессе перехода от Airbus к Boeing мы эксплуатировали машины и других производителей. Однако от них тоже избавились и окончательно решили использовать только Boeing. Но компания не выдержала, начался процесс банкротства, и мы не успели осуществить поставленную программу.

ИА REGNUM: Почему вашей компании не удалось открыть трансатлантическое направление? Ведь была поставлена и такая задача.

Это комплексный вопрос. Открытие указанной зоны зависело не только от "Армавиа". Необходимо было получить разрешение от властей государств данного континента. Процесс затянулся, после чего начались наши проблемы, и о трансатлантическом направлении мы забыли.

ИА REGNUM: Почему не удалось "Армавиа" создать альянсы с более крупными авиакомпаниями и осуществлять транзитные рейсы из Армении? Это решило бы много проблем.

"Армавиа" не смогла бы все это провернуть в одиночку. Необходима была поддержка государства. Мы нуждались в государственном подходе, о чем уже долгое время говорим. При наличии этой поддержки, компания была бы намного стабильней. Поддержки нет, но зато все трубят о том, что у нас монопольные позиции, и что мы национальный авиаперевозчик. На самом деле ничего такого нет. В таких условиях невозможно достичь успеха.

ИА REGNUM: Как вы отнесетесь к идее участия государства в управлении национальным авиаперевозчиком вкупе с солидным международным оператором?

Мое убеждение заключается в том, что совсем необязательно приглашать зарубежную компанию. Если будет государственное участие в создании авиаперевозчика и стабильная поддержка, то можно и нашими усилиями запустить хорошую авиакомпанию. Государственная поддержка заключается не столько в субсидировании, сколько в установлении паритетов. То есть необходимо "реанимировать" правила игры 2006-2008 гг. Паритет не означает отсутствие конкуренции. На рынке будут и другие авиаперевозчики, и с ними придется конкурировать. Однако, учитывая возможности крупных авиакомпаний, необходимо установить на рынке равные условия посредством паритета. Если же мы позволим, чтобы многие иностранные крупные компании начали свободно осуществлять рейсы в Ереван, тогда нужно забыть об идее национального авиаперевозчика.

ИА REGNUM: На днях было распространена информация о том, что некая компания "Крунк" готова вложить 750 млн евро в формирование нового национального авиаперевозчика.

Это просто смешно. Такой компании в качестве авиаперевозчика вообще нет. Это просто неудачная шутка.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян