Учреждено открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Тем самым подведен первый этап реформирования железных дорог России.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM - Архангельские Новости заместитель начальника отделения Северной железной дороги Архангельской области по экономике Евгений Сергеев, с 1 октября 2003 года Северная железная дорога переходит в состав этого акционерного общества.

100 процентов акций нового общества принадлежат государству. Инфраструктура железной дороги остается федеральной собственностью. Эти объекты ОАО "РЖД" будет арендовать у государства.

В результате реформы произошло разделение функции хозяйственной деятельности и государственного регулирования. Функции государственного регулирования остаются за Министерством путей сообщения, а хозяйственные функции передаются вновь созданному ОАО "РЖД".

Целью второго этапа реформ является реорганизация путем выделения из ОАО "РЖД" структурных образований, осуществляющих те виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами, и открыты для конкуренции.

Основная цель реформ - это привлечение инвестиций в железнодорожную отрасль. Мы не имеем в виду частные инвестиции в инфраструктуру железнодорожного транспорта: путь, энергетика, связь, специфические аппараты, часть вокзалов. Данное имущество будет, согласно закона "Об особенностях управления имущества железнодорожного транспорта", ограничено в обороте. Конкуренция возможна благодаря изменению тарифной политики. Например, грузовой тариф будет иметь вагонную и инфраструктурную составляющую. Для частных перевозчиков, имеющих свой подвижной состав, тариф будет снижен на величину вагонной составляющей. По мнению Е.Сергеева, это будет стимулировать частных перевозчиков приобретать собственные вагоны.