Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на прошлой неделе решил приостановить финансовую поддержку 42 субъектам РФ из-за невыполнения регионами программ капремонта многоквартирных домов и расселения аварийного фонда. ИА REGNUM опросило чиновников в регионах: как они относятся к претензиям Фонда ЖКХ и с чем связан срыв программ на территориях.

Большинство субъектов признают, что нарушения есть, но готовы исправить их в ближайшее время. В качестве причин нарушений называют недобросовестность подрядчиков, плохую погоду и длительность тендерных процедур.

Так, в управлении ЖКХ и энергетики Воронежской области виновником сбоя в программе расселения аварийного жилья называют местное ООО "Регион-Дом", которое отстало от графика строительных работ. Решить проблему обещают к середине мая.

В Калужской области чиновники пояснили, что нужно было построить 17 домов для расселения аварийного фонда, а построено только 13. "За допущенные технические ошибки и невыполнение поставленной задачи в срок был отстранен от должности руководитель Фонда поддержки доступного жилья. Также по этим объектам были сменены генеральные подрядчики", - заявил глава управления жилищного строительства Минстроя и ЖКХ Калужской области Вадим Чернышов.

В Чувашии, как сказала начальник отдела ЖКХ и реформирования Минстроя Оксана Гаранина, не успели вовремя сдать ряд объектов, например, не был к 30 декабря завершен ремонт фасада дома в городе Канаш: "Если помните, были очень сильные морозы, - уточнила чиновник. - Сейчас в течение недели этот вопрос будет снят".

В Тверской области из 14 муниципалитетов, участвующих в программах капремонта жилья, работы завершены только в семи. Невыполнение программы, в первую очередь, связано с недобросовестными подрядчиками, сетуют в региональном министерстве ТЭК и ЖКХ.

В Новгородской области тоже обещают оперативно решить проблемы, из-за которых было приостановлено финансирование. По словам председателя комитета по ЖКХ и ТЭК Ирины Николаевой, строительство одного из домов в Новгороде "находится в завершающей стадии", а в Старой Руссе администрация пытается через суд заставить подрядчика - ООО "Строй-Инвест" исполнить муниципальные контракты.

Решили проконтролировать выполнение программ расселения и в Ставропольском крае, тем более, что к властям региона уже появились соответствующие претензии у прокуратуры. После решения Фонда ЖКХ прекратить финансирование премьер-министр Ставрополья Иван Ковалёв сообщил, что в отношении недостроев уже приняты меры и срыва быть не может. Он также поручил министерству ЖКХ края обеспечить контроль над сдачей объектов в срок.

Кроме подрядчиков, недовольство чиновников вызывает длительная процедура тендеров, которая сдвигает сроки начала работ над строительством и ремонтом объектов. Так, в Свердловской области до сих пор не завершено строительство 10 домов, и в министерстве энергетики и ЖКХ считают, что тому причиной стали, прежде всего, "длительные сроки проведения конкурсных процедур на определение застройщика в соответствии с действующим законодательством". Кроме того, недовольные результатами конкурсов, проигравшие участники начинают оспаривать результаты, что сдвигает срок заключения контрактов. Ну и, наконец, подрядчики жалуются еще и на нехватку стройматериалов, техники и специалистов.

Большинство регионов согласились с замечаниями и решили заняться их устранениями. Однако встречается и неожиданная реакция. Так, губернатор Саратовской области Валерий Радаев заявил, что сомневается в достоверности информации о том, что Фонд ЖКХ мог приостановить софинансирование программ по капитальному ремонту домов. Он обещал журналистам встретиться в середине апреля с сотрудниками Фонда и уточнить у них лично, не доверяя информации, размещенной на портале ведомства.

Сомневаются в этой информации и в Смольном. Санкт-Петербург пока не получал никаких официальных документов из Фонда реформирования ЖКХ, заявил вице-губернатор города Василий Кичеджи. От Фонда ЖКХ Санкт-Петербург по-прежнему ожидает 250-300 млн рублей на софинансирование капремонта жилого фонда.

Эксперты уверены, что решение Фонда приостановить финансирования является всего лишь инструментом давления на регионы, которые опаздывают с выполнением программ. именно после решений Фонда ЖКХ работы в регионах активизируются. Так, аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин поясняет, что "подобные решения принимаются, если регионы не успевают целевым образом использовать средства, которые выдает Фонд. Это один из инструментов стимулирования более активного развития инфраструктуры на местах. Это происходит регулярно".

Однако высказываются и мнения о том, что регулярное приостановление финансирования - первый шаг к полному прекращению выделения федеральных средств на расселение аварийного фонда и капремонт жилья. Например, депутат заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко говорит, что "государство старается избавиться от расходов, и обязательства по капремонту - не исключение. Фонд содействия реформированию ЖКХ, созданный под давлением общественности, проработал всего четыре года, на протяжении которых шло регулярное сокращение доли финансирования со стороны государства - регионам выделяли все меньше и меньше. [...] Я не удивлюсь, если через год-два государство полностью сбросит ответственность за капремонты на субъекты федерации, те в свою очередь - на муниципалитеты и таким образом людей заставят попросту забыть о капремонте".

В самом же Фонде ЖКХ приводят неутешительные данные: за пять лет ситуация в процентном соотношении по ветхому и аварийному жилью практически не изменилась, уверяет генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин. В настоящее время, по его словам, аварийным и ветхим в России признано 98,6 млн кв. метров жилья. Причем нерасторопность регионов глава Фонда ЖКХ называет главной проблемой в решении этого вопроса.