17 апреля в Казани пройдет VI съезд мусульман Татарстана, на котором должны выбрать нового главу республиканской уммы (прежний - Ильдус Фаизов - в начале марта заявил о намерении покинуть свой пост). Одним из кандидатов на пост председателя Духовного управления мусульман республики является председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман. О том, что думает известный казанский богослов о ситуации в мусульманских сообществах России и Татарстана, он рассказал в своем интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Стоит ли участвовать в выборах на пост муфтия Татарстана, если руководство республики уже обозначило своего кандидата заранее?

Думаю, сначала нужно определиться с терминами. На выборах избирается председатель Духовного управления мусульман, но не муфтий. Муфтия невозможно избрать. Это - духовное звание. Его можно достичь долгим служением на исламском поприще. Муфтий - это человек, разбирающийся в тонкостях религии, способный интерпретировать канонические тексты и издавать религиозные решения. Муфтий - звание пожизненное.

Например, мне это звание было присвоено еще в 1997 году Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином. Что касается самих выборов то, как я сказал, в Татарстане пройдут выборы председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Участвовать в выборах необходимо по одной лишь причине: это именно выборы. Хотя, на мой взгляд, председатель Духовного управления мусульман это больше политическая фигура, но никак не духовная. Да и не всякий председатель Духовного управления является муфтием, но любой муфтий способен стать председателем Духовного управления. В этой связи, в нынешних условиях, разработка положения о гласном назначении председателя Духовного управления мусульман была бы более целесообразной, нежели выборы.

ИА REGNUM: А как же положение об отделении религии от государства?

Положение об отделении религии от государства - это наследие октября 1917 года. Сегодня мы строим гражданское общество, и религия является ее неотъемлемой частью. Невозможно отделить от человека, гражданина его отношение к Богу. Тем более, применение возможного механизма назначения главы мусульманского духовного ведомства никак не является вмешательством во внутренние дела верующих: государство определяет свой приоритет в части с кем или через кого работать с верующими. Вмешательство начинается тогда, когда чиновник гипотетически пытается учить, как читать Коран, поститься в месяц Рамазан или вести праздничное богослужение.

ИА REGNUM: Наблюдатели полагают, что шансы Фарида Салмана и Хариса Салихжана ничтожно малы по сравнению с Камилем Самигуллиным, в поддержку которого выступил президент Татарстана Рустам Минниханов...

Детальное владение ситуацией - это неотъемлемая и необходимая часть работы руководителя республики. В мусульманских регионах России и, прежде всего, в Татарстане и в Чечне, как я неоднократно говорил, руководители живут в исламе и трудятся ради Отечества, ислама и народа. Рустам Минниханов - не только президент Республики Татарстан, но и надежда всего татарского народа. Рамзан Кадыров - глава Чеченской Республики, который прекрасно и наглядно знает, что такое радикализм и экстремизм под маской религии. Он, как никто другой, обладает огромным опытом борьбы с этими страшными явлениями.

Что касается вопроса, то если интерпретировать слова Рустама Нургалиевича "Я с ним общался и думаю, у него есть хорошая возможность возглавить Духовное управление мусульман" как поддержку, то, на мой взгляд, это высокая степень доверия. Получая столь высокую степень доверия, вероятный глава ДУМ Татарстана возлагает на себя всю ответственность за дальнейшее развитие мусульманского сообщества не только Татарстана, но и всего татарского ислама.

Что касается заявлений, что шансов на избрание у меня или Харис-хазрата мало, то для меня лично участие в этом мероприятии не является самоцелью. Кто-то обязательно станет первым - каждому стать первым, победителем на выборах, просто невозможно. Знаю, каково это - быть главой мусульман. Я уже был председателем Духовного управления мусульман Татарстана в составе Центрального духовного управления мусульман России, возглавлял духовное управление на Ямале, опыт работы у меня есть.

Работа будущего главы ДУМ Татарстана будет необычайно трудной, сложной. Для чего тогда я выставил свою кандидатуру? Практика выборов показывает, что победитель использует в своей работе и предвыборные программные установки других участников выборов. Поэтому я озвучу свое видение положения и выхода из ситуации. Кроме того, этика выборов требует уважительного отношения ко всем кандидатам, и победитель предлагает им всем включиться в общую работу.

ИА REGNUM: А что бы муфтий Фарид Салман сделал на посту муфтия Татарстана?

Свою программу я озвучу на съезде. Однако основными блоками моей программы являются курс на развитие традиционного для татарского народа ислама. Он должен заключаться и в сохранении богатого духовного наследия, и в возвращении его незаслуженно забытого пласта, пылящегося в архивах и библиотеках. Казань - цивилизационный центр татарского народа, Волжский Булгар - его духовный центр.

Поэтому ДУМ Татарстана должно стать центром духовного притяжения татар всего мира. Замыкание на внутриреспубликанских мусульманских проблемах - большая ошибка, ее надо исправлять. Никто - ни Уфа, ни Москва не в состоянии решить эти проблемы. Казани, ДУМ Татарстана это под силу.

Сегодня, читая материалы всевозможных интернет-форумов, с радостью могу констатировать, что выборы главы ДУМ республики стали одной из важнейших тем обсуждения и, самое главное, сопереживания за исход. Процесс глобализации привел к тому, что одной из насущных больших проблем татарского народа является проблема сохранения национальной самобытности.

У татарского народа самоидентификация всегда ассоциировалась с национальностью: "татарин" значит "мусульманин", "мусульманин" значит "татарин". Духовное управление должно более тесно работать с национальными организациями по всей Российской Федерации. Конечно, какую-то работу ведет Всемирный Конгресс татар, но, объективно говоря, уровень доверия татарского народа к духовным центрам все-таки выше.

У нас должны быть десятки мечетей наподобие мечети "Сулейман" и десятки подобных Ильдар-хазрату Баязитову имамов. Работа с интеллигенцией, учеными кругами, молодежью и студенчеством, трудовыми мигрантами и силовыми структурами, укрепление взаимоотношений с традиционными конфессиями России и, прежде всего, с Русской Православной церковью, межрелигиозный и внутрирелигиозный диалог - вот неполный список приоритетных направлений моей деятельности, в случае если воля Господня укажет на меня в качестве главы мусульман Татарстана. Именно работа, а не ее имитация, голые декларации и пустые заверения.

ИА REGNUM: В своих предыдущих интервью вы говорили о том, что сегодня институт духовных управлений мусульман, которые существует в России со времен Екатерины II, находится в кризисе и даже морально устарел. Что можно предложить взамен него?

Взамен я предлагаю обновленную форму духовного управления. По старой модели духовного ведомства невозможно работать. Кроме того, большое значение приобретает понятие "Исламский культурно-просветительский центр". Сегодня нужно консолидировать мусульман на основе традиционной мусульманской культуры и просвещения. Число муфтиятов в России сегодня просто зашкаливает. При этом зачастую эти "муфтияты" представляют только самих себя: "муфтия", не способного растолковать самый простой теологический вопрос, и его помощников из числа местного этнобизнесмена, еще кого-то... В результате, происходит вымывание сути понятия "муфтий", "духовное управление мусульман", а их авторитет в глазах мусульманской молодежи падает ниже нуля.

ИА REGNUM: Сейчас в связи с появлением на первых ролях в умме Татарстана Камиля Самигуллина, выпускника кадимистского медресе, многие заговорили о таком течении в исламе - кадимизме. Что собой представляет кадимизм? Как было уже сказано, мусульманское духовенство России в последние несколько лет в целях самозащиты было вынуждено ввести в оборот понятие "традиционный ислам". Почему? Радикалы, экстремисты, фанатики прикрывают свою деструктивную деятельность "исламской" оболочкой. Так вот, есть наш мусульманский (простите за "масло масляное"!), обычный, традиционный, не подверженный каким-то "-измам" ислам, и есть псевдоислам, лжеучение, сектантство, экстремизм, радикализм.

В свое время, век с лишним назад, для разделения мусульман на фракции было придумано искусственное деление на "кадимистов" и "джадидистов". Эта же беда коснулась знаменитого университета "Аль-Азхар", разругались мусульмане в Османской империи, Британской Индии и т.д. Этот спор не утихает и сегодня: то один, то другой татарский деятель объявляется "джадидом".

Думаю, в Судный день, ученые, по классификации некоторых исследователей угодившие в какой-то из двух лагерей, предъявят законный счет своим обидчикам. С точки зрения тех, кто пытался идеологически разделить мусульман на сторонников старого метода обучения (кадимистов) и новометодников (джадидистов), кадимизм и кадимисты представляли собой отсталые, темные, реакционные силы, а джадидисты, якобы, ратовали за реформы в духе времени, за связь с наукой. Все это, конечно же, выдумки.

В исламе всегда присутствовал дух истинного плюрализма. Внедрять в программу религиозных училищ "светские" науки или не внедрять - это всего лишь разница, плюрализм во взглядах, методологии, а не что-то основополагающее. Совершенно недалеким является утверждение, что кадимисты выступали против науки: ислам, как известно, не делит науки на светские и религиозные. В исламе все науки - суть знание от Всевышнего Творца. Разделение произошло не по методологии преподавания и обучения, а по политическим взглядам: кадимисты оказалась патриотами ислама, своего народа и Отечества, а другие стали приверженцами ломки политической системы. Поэтому кадимизма не нужно бояться, скорее нужна научная "реабилитация" и возвращение доброго имени этому термину.

ИА REGNUM: Что собой представляет современный суфизм?

Во-первых, суфизм это не что-то особое, а составная часть ислама, это практическое воплощение в жизнь исламского положения об "ихсане" (добродетели). Во-вторых, понятие "суфизм" ассоциируется с различными суфийскими орденами. Некоторые из них одного возраста с возрастом эпохи Пророка Мухаммеда (Божье благословение и мир ему!).

Некоторые из них (речь идет о европейских и американских орденах) сравнительно молоды. Ряд этих орденов (тарикатов) исторически были представлены в современных Татарстане, Башкирии, Чечне, Ингушетии, Дагестане и т.д. Всех их объединяет рвение во славу Господа, деятельность на пути Всевышнего Аллаха.

Есть реальные суфии, а есть мнимые. Последних татарский народ издревле называл "суган суфийлар", буквально "горе-суфии". Если исходить из классического суфийского взгляда на людей, общество, бытие, истинный суфий, в духе Мевляны Джалял-уд-Дина Руми, видит в каждом человеке - вне зависимости от его религиозного, национального, социального происхождения - вершину божественного творения. И более чем странно видеть "В Контакте" псевдосуфийскую группку, которая озаботилась нашей деятельностью, направленной на укрепление добрых отношений между исламом и православием в России. Как после этого верить этим горе-суфиям, которые твердят о братской любви к своему брату ради довольствия Всевышного.

Настоящий суфизм и истинные суфии всегда работали ради дружбы, взаимопонимания, доброго сотрудничества в обществе. Именно такой суфизм и есть ислам.

ИА REGNUM: Российское государство сейчас осознало необходимость поддержки и развития отечественного мусульманского образования, однако есть проблема с его качеством. Что следует усовершенствовать в этой сфере?

Прежде всего, необходимо четко разделить уровни мусульманского образования. Необходимо, наконец, оснастить, хотя бы на уровне Татарстана все религиозные образовательные центры едиными учебниками и учебными пособиями, подготовленными отечественными кадрами. Нужно с уровня деклараций перейти на уровень реализации проекта возвращения дореволюционного теологического наследия. Необходимо возвратить прежнюю практику распределения выпускников после окончания процесса образования. Нужно реализовать проект подготовки наших отечественных ученых кадров. Все это реализуемо на базе Российского исламского университета в Казани. Именно казанский РИУ сегодня является пионером высшего мусульманского образования, о других можно не говорить. Важно закрепить результаты и наращивать дальнейший потенциал.

ИА REGNUM: Отчего религиозные радикалы быстро приобретают популярность среди части мусульманской молодежи? Это юношеский протест?

В свое время официальные духовные структуры, которые по определению должны были работать с молодежью, просто вообще (!) не занимались этим, у них были другие, более "значимые" проблемы. Свято место, как известно, пусто не бывает. Если одни занимались "освоением" духовного пространства, созданием "клонов" духовных управлений, другие убеждали нашу молодежь в том, что российский ислам - "это не ислам", что все священнослужители - "агенты ФСБ", что "братья" в России "преследуются" и т.д. и т.п.

Когда нет другого мнения, оно не звучит, его не пропагандируют - утверждается мнение, которое денно и нощно внедряют в сознание со страниц интернет-ресурсов. Поэтому я не стал бы называть это явлением юношеским протестом или максимализмом.

ИА REGNUM: Что делать с той молодежью, которая уже оказалась под влиянием идеологии ваххабизма и исламистских партий типа "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами"?

Нужно работать с этой молодежью. Начинать же нужно с самого себя. Самое уязвимое место отечественного ислама, мусульманских деятелей, структур, - это отсутствие ясного понимания того, что означает понятие "традиционный ислам". Нужно разъяснить суть этого понятия, довести его до всех и каждого. Тогда и работа с молодежью упростится.

При этом с молодежью нужно работать именно по тому же принципу, по которому с ней поработали и продолжают работать "религиозные" радикалы и фанатики. Речь идет о современных средствах информации. Разумеется, это интернет, социальные сайты. Подавляющее большинство той части молодежи, которая оказалась под влиянием радикалов, запуталась в своем религиозном выборе именно благодаря деятельности "интернет-пастырей". Следовательно, нужно всеми доступными средствами заполнить интернет правильной информацией.

Необходимо создать единую, национальную мусульманскую социальную сеть, объединить фрагменты в единое целое. Картина измениться тогда, когда качество и количество настоящих исламских сайтов, социальных сетей превысит те же показатели у радикалов.

Необходимо, наконец, заняться патриотическим и национальным воспитанием подрастающих поколений, начиная с детских садов. Именно отсутствие четкой государственной идеологии, патриотического и национального воспитания многократно облегчило пропагандистскую деятельность экстремистов от религии среди молодежи.

Среди оказавшейся в сетях радикалов молодежи есть определенная часть, которая оказалась среди фанатиков по ошибке, вынужденно или в поисках Бога, истины. Есть и та часть, которая влилась в ряды радикалов осознанно, но воочию увидела, каков этот "ислам", раскаялась и хочет вернуться к своим корням. Для этой части молодежи должны быть созданы центры духовного перевоспитания.

ИА REGNUM: Почему до сих пор не издан многотомный тафсир (толкование) Корана современным российским мусульманским богословом, который бы придерживался традиционного для России ханафитского мазхаба? Или у нас нет таких богословов?

Интересный вопрос. Только дело не в богословах, а в спонсорах. Невозможно, чтобы один меценат, бизнесмен, предприниматель спонсировал всех и вся. В конце концов, он еще должен думать о себе, семье и росте бизнеса. А так у нас, у татар, к превеликому сожалению, мало богобоязненных, искренних бизнесменов, меценатов готовых поддерживать реально значимые проекты.

Старинная пословица о том, что когда русский разбогатеет, то строит церковь, а татарин - женится, актуальна и сегодня. Те, кому Всевышний Аллах даровал финансовую состоятельность, не задумываясь, тратят огромные средства на "конкурсы красоты", безумно дорогие машины и яхты или что-то иное в этом духе. Но вот безвозмездно помочь, поддержать богоугодные проекты...

Мною были подготовлены несколько вариантов проекта многотомного толкования Священного Корана. И что же? Многочисленные попытки найти тех, кто был бы готов поддержать нужный всем проект, оказались напрасными. Неудивительно, проект-то не принесет финансовых дивидендов, он рассчитан на адресную рассылку по общинам, учебным заведениям, воинским частям, общественным библиотекам... Тут, что ни говори, но дьявол еще правит бал.