Челночный ближневосточный визит госсекретаря Джона Керри - очередной апдейт американской внешней политики и вывод ее из стагнации в этом регионе. Во время остановки в Анкаре госсекретарь США обсудил ситуацию и на Южном Кавказе, который находится в зоне естественных интересов России.

За несколько дней до приезда в Турцию Джона Керри, 3 апреля должно было состояться торжественное открытие авиасообщения между столицей Армении, Ереваном и Ваном, расположенным в северо-восточной провинции Турции. Официальная Анкара заявляла, что не имела к этому отношения. Скупые сообщения свидетельствовали, что переговоры по открытию авиарейса Ереван-Ван-Ереван проходили между турецкими и армянскими представителями деловых кругов под эгидой USAID, представляющего интересы администрации США.

Несмотря на замораживание Анкарой и Ереваном ратификации турецко-армянских протоколов, подписанных в 2009 году, западные доноры оказывают финансово-организационную поддержку реализации положений этих протоколов. При участии консорциума турецко-армянских НПО USAID реализует проект "SATR" - "Support to Armenia-Turkey Rapprochement" ("Поддержка Армяно-Турецкого Сближения"). Более 75% финансирования инициатив в этом проекте поступает из США и Европы. Так например в этом году USAID для реализации интеграционных проектов предоставит грантовую линию в размере $1 млн. Бюджет известной и авторитетной в Турции неправительственной организации Фонда Социально-Экономических исследований ("TESEV"), являющейся мостом между турецкими экспертами и политическими кругами страны, формируется при участии Института Открытого Общества (Фонд Сороса ), а также грантов World Bank, Freedom House, The European Institute, The United Nations Development Programme, The National Endowment for Democracy. The European Institute тесно работает с Европейской Комиссией, Евросоюзом и Европарламентом, а также с администрацией и конгрессом США.

Глава Фонда "TESEV" Кен Пакер (Dr. Can Paker) является специальным представителем правительства и министерства иностранных дел Турции на переговорах Турция - Евросоюз. Он является членом правления стамбульской консалтинговой группы "EuroHorizons", руководящий состав которой состоит из бывших и действующих европейских деятелей, бывших журналистов европейских изданий, сотрудников исследовательских центров. "EuroHorizons" имеет прямую или косвенную связь с турецкой политической элитой, лоббирует в Турции интересы Европейских институтов и политиков, и обеспечивает их влияние на внешнюю и внутреннюю политику турецкого правительства.

Все эти факты указывают на широкомасштабную региональную акцию в зоне российских интересов под финансовый аккомпанемент США и Европы.

Турция, взвалив на себя функции локального оператора НАТО и США, в соответствии с позицией патронов выступает за немедленный уход президента Сирии с политической арены, Россия предостерегает оппонентов от вмешательства во внутрисирийские дела.

По ходу дела, Турция вкупе с Западом настойчиво продвигают повестку по превращению Южного Кавказа и Центральной Азии в транзитный коридор в обход России.

Если армяно-турецкий "брак по расчету" состоится, то и Армения постепенно будет входить в орбиту тех, кто стремится вытеснить Москву из зоны российских интересов - Южного Кавказа и Центральной Азии.

Для Еревана игра на сближение с Турцией кажется беспроигрышной, ибо у нее появляется возможность пожонглировать интересами России и Турции. А продолжающаяся уже 2-ой год "Сирийская демократическая революция" усиливает интригу в регионе.

Кремль не проявляет ревности к перспективе армяно-турецкого сближения или же эту ревность хорошо скрывает. Российская военная база под боком Турции и владение некоторыми активами армянской экономики, видимо, придают уверенность Кремлю в том, что Ереван далеко не уйдет. Либо же в Москве убеждены, что в ближайшей перспективе армяно-турецкому браку не бывать.

Однако основательность и последовательность Запада при решении проблем любой сложности не стоит недооценивать. Взять хотя бы зачаточный пока проект, в котором, кстати, нет России - Черноморский Шелковый Путь (Black Sea Silk Road ), в котором участвуют Турция, Армения, Грузия и Греция. Проект финансируется Европейским Союзом и USAID. Состав участников и их география позволяют Западу при желании оперативно нарастить этот кажущийся "пушистым" пока проект геополитическими мышцами.

Согласно западным экспертам, до 2015 года в отношениях Турции и Армении ожидаются важные события, которые в конечном итоге должны привести к нормализации отношений. С другой стороны, неизвестно, устоит ли правительство Асада в Сирии. Если в Дамаске к власти придут проамериканские группировки, для России на пространстве к югу от Северного Кавказа образуется стратегическая брешь. Так что, при нежелательном для Москвы развитии событий на пути геополитического сквозняка из сирийской воронки, надежной заслонки может не оказаться, вплоть до Большого Кавказcкого хребта. И тогда на повестке дня встанет уже вопрос сохранения стабильности на Северном Кавказе.

В прошлом году Москва запретила деятельность на своей территории USAID и сильно ограничила активность Национального демократического института (NDI), возглавляемого бывшим госсекретарем США Мадлен Олбрайт, из-за вмешательства этих структур в политические процессы в стране. В итоге NDI был вынужден существенно ограничить свое присутствие в России.

После недавних шагов Москвы у этих игроков явные проблемы с избыточным адреналином и желчью. При таком сценарии западные гроссмейстеры, вероятно, попытаются выжать максимум из позиции и фигур на политической шахматной доске.

Обозреватель Роман Лесневский специально для ИА REGNUM