"Заявления о том, что Армения по сравнению с остальными странами региона получает российский природный газ по самым низким ценам, - абсолютная ложь", - написал на своей страничке в Facebook бывший премьер-министр Армении, экс-кандидат в президенты страны Грант Багратян, касаясь цены на российский газ для этой республики.

Согласно Багратяну, Россия также поставляет природный газ в Грузию, а грузинские потребители платят за 1000 кубометров газа 110 тыс. драмов ($268), в то время как армянские потребители платят газ 132 тыс. драмов ($321).

Оценки Гранта Багратяна в этой части являются некорректными, поскольку Грузия не покупает газ у ОАО "Газпром", а изымает в качестве платы за транзит 10% проходящего по ее территории в Армению российского газа. Главный поставщик газа в Грузию - Азербайджан. Средневзвешенная цена газа для Грузии с учетом поставок азербайджанского газа с месторождения "Шахдениз" по Южнокавказскому газопроводу, поставок газа Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР/SOCAR), а также топлива, получаемого за транзит российского газа через территорию Грузии в Армению - $186 за 1000 кубометров.

Багратян пишет, что Ереван, якобы, закупает газ по ценам дешевле мировых, и считает это неправдой. "$180 за 1000 кубометров (к слову, по данным таможенной службы, Армения уже давно платит больше этой суммы) касается оптовой цены. Это та цена, по которой одна российская компания ("Газпром") продает газ другой российской компании - "АрмРосгазпром". Последний надбавляет на этот тариф $150 и продает газ потребителям Армении. Если учесть качество газа и наши стандарты (калорийность ниже европейской), то до армянского потребителя он доходит за $420 - вот настоящая цифра", - пишет он.

Здесь с экономистом можно согласиться лишь частично, поскольку "АрмРосгазпром" все-таки не полностью российская компания - 20% компании принадлежат правительству Армении в лице соответствующего министерства. А маржа компании "АрмРосгазпром" ($150) уже второй год не позволяет компании получать прибыль, "АрмРосгазпром" работает с убытками. Здесь было бы интереснее ознакомиться с анализом финансовой и хозяйственной эффективности компании, по поводу которой есть существенные сомнения. Что касается стандартов по калорийности природного газа, то ими занимаются соответствующие национальные органы по стандартизации.

Багратян продолжает: "Здесь есть одно значительное обстоятельство: когда Россия продает газ по более высокой оптовой цене, скажем, Украине, то там конечная розничная цена формируется исходя из этого, а также на основе надбавки украинского "Нефтогаза". В отличие от Украины, в случае с Арменией армянская сторона юридически никак не представлена в этой череде сделок. Армения не покупает газ у России. В нашем случае одна российская компания продает этот газ другой, а оптовая цена на газ имеет нулевую значимость. Армянина интересует розничная цена, которая выше как тарифов в Украине, так и в Грузии".

В сравнении Армении с Украиной и Грузией не учтено одно весомое обстоятельство, делающее это сравнение экономически неэтичным: и Грузия, и Украина в лице своих газовых операторов получают существенные доходы от транзита топлива по своим внутренним газотранспортным системам. У Армении нет транзита, соответственно, низка и коммерческая эффективность компании-распределителя газа.

"Теперь цена на газ поднимется. Ну, а нам что? Повысится, а значит российская компания "А" будет дороже продавать газ российской компании "Б". Зачем президенту Армении вмешиваться в это? Представим на минуту, что он этого не делает (да и верно поступит, если на то пошло): считаете, что русские будут бесконтрольно поднимать цены? Нет. Их доход состоит из двух элементов - цена на газ, умноженная на объем потребления. Поднимут цену, сократится объем. Все равно настанет момент, когда повышение цены на единицу газа приведет к сокращению объемов потребления более чем на одну единицу", - пишет Багратян.

Мало чему можно тут возразить: юридически цены, по которым потребители в Армении покупают газ, определяет Комиссия по регулированию сферы общественных услуг Республики Армения, а не "Газпром" или "АрмРосгазпром".

Рубен Грдзелян