Предложение Генеральной прокуратуры Казахстана о создании специальных подразделений для обеспечения правопорядка при проведении митингов и забастовок может говорить об ожидании в правоохранительных органах событий по "жанаозенскому" сценарию. Об этом в своей ежемесячной работе "Обзор внутриполитических событий и трендов в Казахстане. Март 2013 года" пишут аналитики Института политических решений, комментируя основные тенденции казахстанской социально--экономической политики республики за прошедшие месяц и сезон. ИА REGNUM представляет вашему вниманию обзор ИПР с незначительными сокращениями в графической части статьи.

Основные тенденции марта

Общее количество знаковых внутриполитических событий в марте 2013 года составило 33.

Наибольшую активность в марте продемонстрировал сектор социальных процессов. Существенно ниже была активность в секторах административно-бюрократических процессов и внесистемных событий. В большинстве других секторов активность была эпизодической.

Основными причинами высокой внутриполитической динамики в начале весны стали:

• сезонное увеличение социальных протестов;

• реформирование пенсионной системы;

• активная фаза обсуждения нововведений в правоохранительной системе;

• продолжение реформы государственной службы;

• рост числа резонансных преступлений.

Главный тренд марта - демонстрация органами власти понимания необходимости снижения градуса социальной напряженности. Выдача разрешений на проведение организованных митингов по социально-значимым вопросам позволяет частично разряжать обстановку. Однако вместо системных и превентивных мер, предпринимаемые государством действия в социальной сфере по-прежнему носят по большей части ситуативный характер. Между тем, количество социальных конфликтов постепенно подходит к критическому уровню. Социальная протестность, переформатируясь, находит все новые и новые формы выражения, на которые органы власти не успевают своевременно реагировать.

Второй тренд - продолжение реформирования правоохранительной системы Республики. Внимание профильных ведомств, СМИ и общественности сконцентрировано на обсуждении проекта обновленного уголовно-процессуального кодекса. Обсуждение реформы проходит на фоне заявлений представителей демократических институтов (в том числе, международных) об ущемлении политических прав и свобод казахстанцев.

Третий тренд - активизация государственных и общественных структур по вопросам защиты прав потребителей. На уровне госорганов реализация данного направления Стратегии "Казахстан-2050" сводится к созданию новых ведомств, эффективность которых вызывает у экспертов серьезные сомнения. В свою очередь, общественные объединения критикуют чиновников за подобный формальный подход, предлагая взамен модернизировать уже существующие структуры.

Четвертый тренд - наметившееся оживление оппозиционных сил. После длительного затишья, вызванного перебоями в финансировании, часть оппозиции вновь реанимировала работу по подготовке общенационального референдума, затрагивающего целый ряд слабо связанных между собой внутри- и внешнеполитических процессов. Параллельно разворачивающиеся события (X съезд Общенациональной социал-демократической партии - ОСДП) демонстрируют идейную разобщенность в рядах оппозиции. Тем не менее, эти акции соперничающих оппозиционных групп нацелены на получение определенных имиджевых дивидендов в протестно настроенных стратах общества.

Акценты месяца

Социальные процессы. По итогам марта сектор стал лидером по количеству зафиксированных событий.

Согласно заявлению заместителя председателя Агентства по регулированию естественных монополий Анатолия Шкарупа, в марте розничная цена дизельного топлива возросла до 102 тенге (1 USD = 150,6 KZT - ИА REGNUM) за 1 литр. Ценовой уровень пересмотрен в связи с тем, что существуют риски вывоза дизельного топлива за пределы Казахстана. Рост стоимости ГСМ усугубляется низким качеством самого дизельного топлива, а также сокращением разницы цены между ним и бензином АИ-92 наполовину.

Второе событие - митинг пенсионеров и инвалидов в центре Алма-Аты. Митинговавшие требовали у правительства повышения размеров пенсий и пособий до размеров, адекватных современному уровню цен. Данная акция наглядно демонстрирует резкое ухудшение социального самочувствия уязвимых слоев населения, соцобеспечение которых основано на заниженном прожиточном минимуме, не учитывающем многие статьи расходов.

Третье событие - голодовка строителей возводимого по госпрограмме жилого дома в Таразе. Рядовые рабочие не получали зарплату 2 месяца. Администрация фирмы-генподрядчика на контакт с протестующими не выходит. Вероятнее всего, до руководства компании не доходят вовремя бюджетные деньги и/или имеет место коррупционная составляющая.

Четвертым событием стала забастовка работников таразского филиала алматинской шерстеобрабатывающей фирмы ТОО "Алдияр Тауэрс". 102 сотрудника не получали зарплату с сентября прошлого года. Задолженность составляет порядка 8 млн. тенге. Примечательно, что люди бастуют уже в четвертый раз. Местный департамент министерства труда и соцзащиты отреагировал только постфактум - на работодателя заведено административное дело. Пятым событием стало коллективное письмо 200 работников алматинского ГКП "Метрополитен" к своему руководству с требованием восстановить прежние оклады и увеличить продолжительность отпуска. На предприятии в одностороннем порядке (без учета мнения коллектива) было проведено снижение окладов на 25 процентов, а также отменены выплаты материальной помощи и сокращена продолжительность отпуска. Протест против снижения зарплаты уже выражался сотрудниками метрополитена в октябре прошлого года.

Шестым событием стала забастовка сотрудников подрядной организации "OSC" (Oil Service Company) на месторождении Каламкас в Мангистауской области. Люди не вышли на работу, требуя повышения заработной платы. Одной из вероятных причин забастовки может быть разница в оплате труда иностранных и отечественных специалистов. Для разбирательства на место выехал аким (губернатор - ИА REGNUM) Мангистауской области Алик Айдарбаев и руководство предприятия. Конфликт был улажен посредством обещания поднять зарплату в апреле текущего года.

Целая цепочка событий произошла из-за недовольства населения высоким уровнем коммунальных тарифов:

А) Столичным городским комитетом Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК) был организован митинг в знак протеста против систематического повышения коммунальных тарифов, неподкрепленного реальным увеличением доходов населения. Митингующие заявили, что коммунальные расходы не должны составлять более 10 процентов от дохода граждан и потребовали ужесточения административного контроля за коммунальными службами. Данный митинг - первый упорядоченный социальный протест с четко сформулированными требованиями по актуальной социальной тематике.

Б) Несколько позже уже в Алма-Ате появилось сообщение ГКП "Алматы су" о планах снизить тариф на холодную воду для физических лиц. Данный шаг был воспринят как лишнее подтверждение того, что ценовая политика коммунальщиков изначально неадекватна - тарифы повышаются без реальных оснований с целью извлечения сверхприбылей.

В) Не удовлетворившись обещаниями "Алматы су", алматинские инвалиды направили президенту открытое письмо с требованием остановить рост коммунальных тарифов либо вернуть им 50-процентную скидку. В закрепленном 400 подписями обращении люди с ограниченными возможностями говорят о несоразмерности пособий по инвалидности коммунальным сборам и необходимости установки законодательного контроля над монополистами. В случае если власти не примут решительных действий, в ближайшее время инвалиды намерены провести митинг.

Восьмым событием стали предложения министерства труда и социальной защиты населения ввести для работников вредных производств обязательные профессиональные взносы в размере 5 процентов от фонда оплаты труда, а также унификация пенсионного возраста для женщин.

Взносы станут дополнением к обязательным пенсионным отчислениям. По плану МТСЗН, новшества не повлекут дополнительную нагрузку на работодателей, поскольку отчисляемая сумма будет вычитаться из налоговых платежей. Таким образом, министерство страхуется от возможных социальных протестов со стороны работников вредных производств, способных оспорить размеры пенсий.

Предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста для женщин, несмотря на ожидаемость события, вызвала в обществе всплеск недовольства. Глава профильного ведомства Серик Абденов подвергся жесткой критике, поскольку при назначении на этот пост в принципе отрицал возможность повышения женского пенсионного возраста.

Аргументация МТСЗН вызвала среди общественности и экспертов острые дебаты. Раздражение вызывает уже сам факт завуалированности истинных целей проведения пенсионной реформы. Среди реальных причин предлагаемых изменений в пенсионном законодательстве обсуждается возможный дефицит бюджетных средств после увеличения выплат по солидарной пенсионной системе вследствие массового выхода на пенсию граждан, рожденных в годы послевоенного бэби-бума.

Отдельные наблюдатели считают, что продление трудовой деятельности женщин на 5 лет едва ли решит проблему дефицита кадров. Высокая квалификация сотрудниц, получивших профессиональное образование и опыт работы в советское время, нивелируется низкой трудоспособностью в предпенсионном возрасте. К тому же, трудовое "долгожительство" усугубит проблему молодежной безработицы, сводя на нет государственные программы по обеспечению занятости населения.

Повышение пенсионного возраста женщин находится в общем тренде непопулярных социальных реформ последних месяцев. А потому - пока еще не выделяется рядовыми гражданами из общего потока негативных социальных событий. Впоследствии имиджевый негатив для власти мог бы быть компенсирован введением определенных льгот при выходе на пенсию для женщин (например, в зависимости от количества детей).

Еще одно событие - протест водителей пригородных маршрутных такси Уральска против действий транспортной инспекции и дорожной полиции. Данные органы штрафуют водителей "Газелей" за отсутствие лицензии на извоз. Проблема изначально заключается в том, что тендер на обслуживание данного маршрута выиграл перевозчик, автобусы которого не в состоянии обслужить весь поток пассажиров. Но на переговорах с бастующими в городском акимате конструктивного решения предложено не было. Ситуация остается неразрешенной, поскольку готовые работать легально водители маршруток сталкиваются с искусственными бюрократическими препонами.

Десятое событие - новый митинг "За справедливые декретные" в Алма-Ате. Около месяца назад группа активисток уже проводила подобную акцию. На этот раз организаторы продемонстрировали более деловой подход - органам власти представлена резолюция, призывающая ввести мораторий на изменения в закон "Об обязательном социальном страховании". При этом стоит отметить, что социальная база подобных протестов по вполне объективным причинам остается небольшой.

Последнее событие - предложение прокуратуры Актау о законодательном усилении ответственности работодателей (увеличение штрафов) за нарушение правовых норм в сфере трудовых отношений. Надзорный орган приводит статистику, согласно которой в 60 процентах случаев суд удовлетворяет иски к работодателям, вследствие незаконных действий которых работники недополучили зарплату или были уволены. Ужесточение ответственности действительно необходимо как фактор, способный частично минимизировать количество трудовых конфликтов подобного характера.

Внесистемные события. В марте в секторе произошло 8 разноплановых событий.

В Алма-Ате сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью задержан лидер организованной преступной группы, действующей в Талгарском районе. У арестованного конфискована боевая граната и около 4 грамм героина. Акция силовиков носила профилактический характер и была нацелена на демонстрацию усилий по противодействию преступности.

Второе событие также произошло в Алма-Ате. Около 200 человек, опоздавших на полтора часа на вечернее представление "Чимкент-шоу" во Дворце Республики, не были допущены в зал. Возмущенные люди снесли турникеты, выломала двери и силой попыталась проникнуть на представление. Толпу удалось остановить только нарядам полиции.

Третье событие - убийство активиста экологического союза "Табигат" Нурлана Утеулиева в поселке Кыргауылды Алма-Атинской области. Несмотря на поимку убийцы, нельзя исключать версию о возмездии со стороны недовольных деятельностью общественника по защите леса от незаконной вырубки. По свидетельству матери Утеулиева, неделей ранее у него был конфликт с владельцем земельного участка, вырубающим деревья и угрожавшим общественнику расправой в случае препятствования своим действиям.

Четвертым событием месяца стал поджог 8 автомашин и автобуса в Актау. Причем, 3 из пострадавших автомашин стояли на платной автостоянке. Злоумышленники действовали в три подхода.

Пятое событие - похищение 14-летнего подростка в Петропавловске. В числе злоумышленников оказалось 2 бывших полицейских, не прошедших аттестацию. Скорее всего, экс-силовики намеревались получить выкуп от родителей школьника, владеющих автомойкой.

Шестое событие также связано с криминалом. Налетчики похитили 10 млн. тенге из центрально офиса АО "Казпочта" в Алма-Ате. Связав охранника, грабители электропилой вскрыли зарплатный терминал. Наводка, предположительно, была дана одним из сотрудников почты - поскольку налетчики были информированы о слабой охране, наличии денег в терминале и его расположении.

Седьмое событие - ножевое ранение одного и гибель другого офицера одной из военных частей Капшагая. Тело военнослужащего было обнаружено на одной из улиц города. Второй офицер с колото-резаными ранениями госпитализирован. По одной из версий, офицеры пытались защитить девушку. В результате оперативно-розыскных действий установлена личность нападавшего, который впоследствии самостоятельно сдался полиции.

Последним событием стало убийство участкового инспектора полиции в Алатауском районе Алма-Аты. 31-летний лейтенант полиции в одиночку отправился выручать свою двоюродную сестру, насильно удерживаемую неким Малдыбаевым. Последний нанес участковому ножевое ранение в шею и скрылся. Трагические последствия обусловлены непрофессиональными действиями полицейского, явившегося на место преступления без подкрепления.

Группы влияния и политические элиты. Сектор отметился 3 событиями. В середине месяца в ряде СМИ прошла информация об открытом письме президенту Назарбаеву от видных представителей общественности и творческой интеллигенции Казахстана. В письме выражается просьба поддержать акима (мэра - ИА REGNUM) Астаны Имангали Тасмагамбетова в качестве преемника действующего главы государства. Впоследствии большинство авторов письма опровергли свою причастность к этому делу.

Данная акция может быть расценена как начало очередной атаки на властно-политические позиции Тасмагамбетова с целью понижения его уровня влияния и лишения значимых ресурсов в борьбе за позицию преемника Нурсултана Назарбаева. В качестве возможных причин атаки может быть борьба за пост акима Астаны, который становится особо притягательным в контексте финансовых вливаний в проведение ЭКСПО-2017.

Второе событие прогнозировалось в ноябре прошлого года. 99,75 процентов акций АО "АТФ Банк" приобретены зятем акима Алма-Аты Галимжаном Есеновым. Приобретение крупного, но убыточного актива (сумма сделки - 475 млн. долларов США, однако надо учитывать значительную долю проблемных кредитов и задолженностей банка, которая потребует от нового владельца дополнительных вливаний) трактуется неоднозначно. В частности, вопросы вызывает дальнейшая политика по управлению финансовой структурой. Скромные финансовые показатели "АТФ" на момент сделки могут означать, что банк будет либо перепродан, либо - что более вероятно - станет использоваться для финансовых операций с аффилированными структурами.

Третье событие - письмо АО "ФНБ "Самрук-Казына", адресованное руководству АО "Народный банк Казахстана", с предложением рассмотреть вопрос о приобретении АО "БТА банк". По сути, ФНБ предлагает принять акции убыточного БТА в качестве платы за НПФ "Народного банка". Таким образом, акционеров "Народного" призывают взять на себя заботы о дальнейшей судьбе весьма проблемного финансового учреждения. В качестве компенсации могли быть предложены средства, выведенные за рубеж экс-председателем БТА Мухтаром Аблязовым, в частности те, которые теоретически могут быть возвращены по постановлению Высокого суда Лондона.

Административно-бюрократические процессы. В марте в рамках данного сектора произошло семь событий.

Первым стала отмена вынесенного 11 сентября 2011 года оправдательного приговора в отношении Заурбека Ботабаева, в настоящий момент разыскиваемого за причастность к массовым убийствам в Иле-Алатауском национальном парке. Приговор отменен столичным судом по раннему делу об убийстве гражданина Т. в связи с тем, что главный свидетель, находясь под давлением подельников Ботабаева, дал суду заведомо ложные показания, создав подозреваемому алиби. В случае поимки преступник гарантированно будет осужден хотя бы по делу 2011 года. Данная мера хотя и выглядит неоднозначно, но, учитывая особую опасность Ботабаева, является необходимой. Второе событие - сообщение о введении практики поручительства при повышении в должности либо приеме на работу в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Согласно приказу председателя финансовой полиции Рашида Тусупбекова, в указанных случаях будут требоваться рекомендации от 2 служащих Агентства, занимающих равные либо вышестоящие позиции. Изначально верное нововведение по повышению взаимной ответственности сотрудников почти гарантированно сведется к разрастанию коррупционной составляющей, особенно - за посредничество в поиске поручителей при приеме на работу. Тем не менее, при условии, что для рассмотрения кандидатур в финансовой полиции будет создан дисциплинарный совет из наиболее авторитетных финполовцев, есть вероятность, что процесс подбора кадров все же станет более прозрачным.

Следующее событие касается силовых органов. На пленарном заседании Мажилиса (нижней палаты парламента - ИА REGNUM) заместитель генерального прокурора Иоганн Меркель сообщил об изменениях в законодательстве, согласно которым планируется проверять на полиграфе сотрудников, поступающих на службу в правоохранительные органы. Подобное решение является дополнительным "фильтром" по отсеву сомнительных кандидатов на ранних стадиях. Наибольший интерес представляет предложение подвергать аналогичной проверке также и корпус политических госслужащих. Учитывая, что в мировой практике полиграфические показания не рассматриваются как абсолютно достоверные, подобное тестирование может стать лишь дополнительным инструментом для избирательного давления на политуправленцев.

Четвертое событие - указ Главы государства "О Национальной комиссии по кадровой политике при президенте РК и кадровых комиссиях областей, столицы, города республиканского значения". Данным указом дан старт к созданию мощной структуры, контролирующей кадровые ротации на всех уровнях власти. В идеале комиссия должна стать властным органом, регулирующим действия Агентства по делам государственной службы.

В тот же день президентом Назарбаевым был подписан указ, утверждающий реестр должностей государственных служащих. должности поделены на 3 категории: политические, административные корпуса "А" и административные корпуса "Б". Примечательно, что руководитель Агентства по делам государственной службы не отнесен к разряду политических. Данный факт подтверждает второстепенную роль этой структуры в проведении реформы госслужбы.

Пятое событие - предложение Генеральной прокуратуры о создании в органах внутренних дел специальных подразделений, единственной компетенцией которых должно быть обеспечение правопорядка при проведении общественно значимых массовых мероприятий политического и культурного характера, организации митингов и забастовок. Постановка данной проблемы показывает низкую квалификацию существующих ныне силовых структур. В числе прочего правоохранителям требуется умение профессионально вести переговоры, по крайней мере, до прибытия ответственного руководства.

Новостной повод для шестого события вновь создала Генеральная прокуратура. В ходе обсуждения проекта программы по дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики было предложено ввести индекс доверия населения к правоохранительным органам. Инициатива подкрепляется примерами развитых стран, где силовые структуры тратят значительные силы и средства для укрепления своего имиджа борцов за правопорядок и законность в глазах населения. Вопросы вызывают методы практической реализации данной инициативы, поскольку индексы доверия, рассчитываемые аффилированными структурами, не могут давать адекватного представления об истинном восприятии населением правоохранительных и любых других госорганов.

Седьмое событие также связано с реформированием правоохранительной системы. Представитель Генеральной прокуратуры Руслан Токтагулов сообщил, что в новый уголовный кодекс планируется ввести альтернативу лишению свободы. За административные правонарушения, а также уголовные небольшой и средней тяжести можно будет откупиться в эквиваленте 1000 МРП за 1 год лишения свободы. В случае если приговор будет вынесен на срок до 1 года, в качестве альтернативы тюремному заключению могут быть применены исправительные работы. Инициатива воспринимается двояко. С одной стороны, государство получит возможность не только пополнять бюджет, но и экономить средства на содержании заключенных. С другой - появляется новый символ социального неравенства, поскольку для платежеспособного населения фактически снимается ответственность за совершение преступлений малой и средней тяжести.

Партийное пространство. За отчетный период зафиксировано 2 события. Крайне противоречивый информационный повод дал журналистам первый заместитель председателя НДП "Нур Отан" Бауыржан Байбек, который на встрече с молодежью заявил, что повышение коммунальных тарифов должно научить казахстанских граждан экономить природные ресурсы. Приведенный им пример потребителей Германии вызвал в обществе всплеск негодования по причине очевидной некорректности сравнения государства с высокоразвитой экономикой и Казахстана.

Вторым событием стал X съезд Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП). Вместо 300-500 участников прибыл всего 161 делегат. В ходе съезда была принята новая партийная программа. Необходимость выработки нового программного документа продиктована членством ОСДП в Социалистическом интернационале. Однако неформально собрание было использовано командой Жармахана Туякбая, чтобы избавиться от внутрипартийных конкурентов (Булата Абилова и Амиржана Косанова) - решение об отмене института сопредседателей было принято в 2012 году, а сейчас просто реализовано де-факто.

Политэмигранты. Рахат Алиев (Шораз) заявил о готовности предстать перед уголовным судом Вены по обвинению в убийстве топ-менеджеров АО "Нурбанк" Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова. Заявление прозвучало в ответ на подтверждение "весомых" подозрений в отношении Алиева Верховным судом Федеральной земли Вены. Данное заявление Алиев сделал, чтобы избежать или максимально отсрочить арест. Скорее всего, до конца года он будет взят под стражу. Сам Алиев рассматривает отбытие срока в Европе в качестве крайней меры, альтернативной экстрадиции в Казахстан.

Гражданское общество. Единственным событием данного сектора стало проведение собрания оппозиционных сил в Алма-Ате по поводу организации и проведения общенационального референдума. Несмотря на то, что с момента озвучивания идеи референдума (сентябрь 2012 года) прошло достаточно много времени, часть оппозиции продолжает эксплуатировать эту информационную тему. По итогам голосования принята резолюция по вопросам:

• выхода Казахстана из Таможенного союза;

• возвращения в государственную собственность стратегических предприятий;

• выборности акимов всех уровней;

• запрета размещения в Казахстане Международного банка ядерного топлива и строительства АЭС.

Кроме того, на собрании была единогласно принята резолюция с требованием немедленно освободить и реабилитировать лидера незарегистрированной партии "Алга!" Владимира Козлова.

Отражение ключевых внутриполитических событий в СМИ

Максимальное количество откликов в СМИ в марте набрали: собрание оппозиции по организации общенационального референдума в Алма-Ате (49 откликов); заявление 1-го зампреда НДП "Нур Отан" Бауржана Байбека о том, что рост коммунальных тарифов научит граждан экономии (36 откликов), а также X съезд ОСДП (30 откликов). События, связанные с деятельностью партийной оппозиции, традиционно широко освещаются соответствующими масс-медиа. Касательно заявления Байбека необходимо отметить широкие дебаты в блогосфере.

Несколько меньшее количество откликов получил ряд значимых событий: женский митинг "За справедливые декретные" в Алмат-Ате (17 откликов); открытое письмо президенту от общественности и творческой интеллигенции с просьбой поддержать Имангали Тасмагамбетова в качестве преемника (22 отклика); предложение МТСЗН об унификации пенсионного возраста женщин и введении обязательных профессиональных взносов (18 откликов); убийство активиста экологического союза "Табигат" Утеулиева в пос. Кыргауылды Алма-Атинской области (22 отклика); указы президента "О Национальной комиссии по кадровой политике", а также об утверждении реестра должностей госслужащих (12 откликов).

Примечательно, что все 17 откликов по событию - "письмо ФНБ "Самрук-Казына с предложением "Народному банку" приобрести "БТА Банк" - появились в СМИ еще до официальной пресс-конференции.

Ряд важных общественно-политических событий получил крайне малое количество откликов (от 1 до 9): приобретение 99,75% акций "АТФ Банка" зятем акима Алма-Аты Есеновым; заявление Алиева о готовности предстать перед судом в Вене; предложение Генпрокуратуры о создании спецподразделений по охране общественного порядка при проведении митингов и забастовок; митинг, организованный горкомом КНПК Астаны против повышения коммунальных тарифов; забастовка нефтяников компании "OSC" на месторождении Каламкас с требованием повышения окладов; погром во Дворце Республики Алма-Аты, устроенный опоздавшими на "Чимкент-шоу"; сообщение заместителя генпрокурора Иоганна Меркеля о введении тестирования работников правоохранительной системы на полиграфе; приказ главы финполиции Рашида Тусупбекова о введении поручительства при приеме на работу и повышении по службе; забастовка работников ТОО "Алдияр Тауэрс" с требованием выплатить зарплату в Таразе; отмена ранее вынесенного оправдательного приговора Ботабаеву; голодовка строителей жилого дома с требованием выплатить зарплату в Таразе; митинг пенсионеров и инвалидов в Алма-Аты с требованием поднять пенсии и пособия; заявление зампредседателя АРЕМ А. Шкарупа о повышении цены на дизтопливо п.

Значительное количество событий СМИ вообще не восприняли как значимые: предложение прокуратуры Актау о законодательном усилении ответственности работодателей за нарушение правовых норм в сфере трудовых отношений; убийство участкового в Алатауском районе Алма-Аты; сообщение представителя Генпрокуратуры Токтагулова о намерении ввода штрафов и общественных работ вместо лишения свободы; гибель и ранение военнослужащих в г. Капшагай Алматинской области; ограбление центрального офиса "Казпочты" в Алматы; похищение 14-летнего подростка в Петропавловске; инициатива Генпрокуратуры по введению индекса доверия населения к правоохранительным органам; протест водителей маршруток против запретов транспортной инспекции в Уральске; поджог 8 автомашин и автобуса в Актау; коллективное письмо 200 сотрудников ГКП "Метрополитен" руководству с требованием восстановления размера окладов; задержание лидера талгарской ОПГ в Алма-Ате.

Прогнозы и риски на кратко- и среднесрочную перспективу

1. На правительственном уровне обозначилась качественно новая линия по урегулированию социальных "всплесков" - государственные органы признали целесообразность снижения цен на социально значимые товары и услуги для уязвимых слоев населения. Агентством по защите конкуренции (АЗК) озвучены возможные пути сдерживания роста коммунальных тарифов, которые могут отчасти ослабить социальное напряжение.

2. В процессе выработки решений по государственному регулированию оптовых цен на горюче-смазочные материалы самым сложным для Министерства нефти и газа является соблюдение баланса интересов розничных и оптовых продавцов. В данном случае наибольшим рискам подвержено достижение компромиссных договоренностей с оптовиками (вплоть до полного сворачивания инициативы).

3. Министерство внутренних дел прилагает усилия для восстановления имиджа полицейских структур на время проведения реформы правоохранительной системы. Выбрана тактика создания информационных противовесов многочисленным скандалам с участием полицейских путем проведения показательных операций по задержанию особо опасных преступников. Подобная тактика формирует в обществе завышенные ожидания относительно оперативности и эффективности действий силовиков в случае совершения резонансных преступлений, а, следовательно, ставит силовые структуры перед необходимостью жертвовать качеством следствия в пользу оперативности. Указанные процессы, в силу своей непроработанности и неполноты доказательной базы, потом терпят фиаско в суде.

4. Предложение Генеральной прокуратуры о создании специальных подразделений для обеспечения правопорядка при проведении митингов и забастовок может говорить об ожидании в правоохранительных органах событий по "жанаозенскому" сценарию. Подготовка к силовому решению социальных конфликтов также может свидетельствовать о неуверенности в эффективности планов по их превентивному урегулированию, если подобные планы вообще существуют в природе.

5. Достойно внимания предложение ряда неправительственных организаций о расширении компетенции Агентства по защите конкуренции в части отстаивания прав потребителей как альтернативы образованию нового, отдельного государственного органа. Это позволит не создавать дополнительные штатные позиции, экономить существенные бюджетные средства. В случае расширения полномочий АЗК в части защиты прав потребителей, реформированное агентство должно непременно работать в тесном взаимодействии с действующими общественными организациями по защите прав потребителей (в органах юстиции зарегистрировано более 200 подобных структур).

6. По информации Ассоциации пенсионных фондов, в результате сворачивания деятельности частных накопительных фондов высвобождается порядка 12 тыс. сотрудников. Основная масса этих специалистов размещается в Алма-Ате. В этой связи для регулятора и городских властей было бы целесообразно заранее провести переговоры с руководством финансовых учреждений банковского и страхового сектора на предмет возможности трудоустройства хотя бы части бывших работников НПФ.