"Экономическое противостояние Белоруссии и России, завершившееся в области транзита газа, будет продолжаться и даже нарастать в других сферах", - заявил 4 апреля корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Александр Синкевич, комментируя перспективы поставок российского газа по планируемому газопроводу "Ямал-Европа-2".

"Вопрос о строительстве второй нитки газопровода "Ямал-Европа", поднятый Владимиром Путиным, абсолютно логичен, если вспомнить его предысторию, - считает белорусский экономист. - В конце 2011 года "Газпром" получил полный контроль над белорусской газотранспортной системой, приобретя "Белтрансгаз" за $5 млрд. Минск при этом лишился последних рычагов влияния на пропуск газа в Евросоюз, а тем самым исчезли рецидивы "газовых войн", ставивших под удар репутацию России как поставщика энергоносителей".

По мнению Синкевича, новый расклад сил по вопросу транзита газа был достигнут путем длительного противоборства, в процессе которого Кремлем были задействованы такие аргументы, как снижение прокачки газа через Белоруссию, отказ от строительства новых наземных газопроводов "и, наконец, запуск "Северного потока" - несмотря на очевидную экономическую невыгодность данных мер".

"В итоге можно констатировать стратегическое поражение белорусской стороны, лишившейся возможности влиять на вопросы энергетической безопасности Европы и вынужденной стать рядовым государством-транзитером, получающим сравнительно небольшие бонусы за прокачку чужого газа по чужой трубе, - сделал вывод экономист. - Но в тактическом плане белорусский бюджет выиграл: удалось продать "Белтрансгаз" за существенную сумму, объемы транзита газа возрастают, появилась перспектива строительства нового трубопровода".

"Россия заинтересована в наращивании прокачки газа через Белоруссию как для снижения затрат, так и для усиления давления на Украину, которая сохраняет контроль над своей газотранспортной системой, - отметил эксперт. - Учитывая успешное получение белорусского транзитного коридора, можно прогнозировать продолжение подобной российской политики кнута и пряника в отношении остальных стран-транзитеров Восточной Европы, поскольку "Газпрому" для гарантированных поставок газа западноевропейским потребителям требуется контроль над транзитным путем на всем его протяжении".

Синкевич полагает, что "газовые войны" между Минском и Москвой едва ли осложнят двусторонние отношения в ближайшей перспективе. Что, впрочем, не означает снятия с повестки дня многих чувствительных для сторон вопросов.

"Ключевым противоречием в ближайшей перспективе является приватизация белорусских активов: российская сторона настаивает на их скорейшей продаже, а белорусская медлит, как и в случае с "Белтрансгазом". Вполне возможно, что одним из инструментов влияния в этом споре для Российской Федерации на какое-то время станет возможность снижения объемом прокачки газа и даже его поставок белорусским потребителям, - заявил экономист. - Учитывая риски в этой сфере, вполне объяснимым выглядит стремление Минска расширить использование местных энергоносителей, в том числе организовать разведочные работ по добыче сланцевого газа. Однако нужно учитывать, что в нынешних условиях сланцевый газ неконкурентоспособен и рассматривается Минском лишь как запасной вариант на крайний случай".

Отметим, проблема поиска и добычи в Белоруссии сланцевого газа в очередной раз была озвучена 4 апреля на пресс-конференции в Минске. Директор департамента по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии Владимир Варакса сообщил, что зарегистрированная в Швейцарии компания проводит в Белоруссии работы по поиску сланцевого газа с перспективой его добычи и ищет соинвестора в проект из числа компаний, обладающих технологиями добычи сланцевого газа. На том же мероприятии замгендиректора, главный геолог по нефти и газу геологоразведочного республиканского унитарного предприятия "Белгеология" Ярослав Грибик со ссылкой на учёных заявил: "В Белоруссии есть реальная перспектива добывать сланцевый газ на глубине 3-4 км, в том числе используя ранее пробуренные скважины". Грибик сообщил, что при добыче сланцевого газа "потребуется бурить очень много скважин" и использовать гидроразрывы, поэтому добыча такого газа может обойтись в 3-5 раз дороже, чем добыча обычного газа фонтанным способом.

Как сообщало ИА REGNUM, комментируя возобновление проекта "Ямал-Европа 2", министр экономики Польши Януш Пехоциньски отметил, что польское правительство разделилось во мнениях относительно данного проекта. Второй отрезок газопровода из России позволит польской стороне получать доходы от транзита, однако следует также учесть, насколько реализация проекта соответствует законодательству Евросоюза, сказал Пехоциньски в интервью "Польскому радио". В свою очередь министр государственной казны Польши Николай Будзяновски считает проект газопровода "Ямал-Европа 2" необоснованным. По его мнению, Евросоюз не нуждается в увеличении поставок природного газа из России. "Глядя на 2011-2012 годы, мы наблюдаем снижение импорта российского газа в Европейский союз. А значит, это предложение сомнительно с экономической точки зрения. И я не вижу пространства в Польше и на территории Европы для использования очередных 15 миллиардов кубометров российского газа", - сказал Будзяновски.

Напомним, 3 апреля президент РФ Владимир Путин на встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода "Ямал-Европа - 2" для повышения надёжности поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию. "Мы прорабатываем варианты строительства газопровода с территории Белоруссии с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу Ямал-Европа-1 является самым экономически эффективным", - сказал, в свою очередь, Миллер. Он напомнил, что газотранспортная система Белоруссии на сегодняшний день находится в собственности "Газпрома", отметив: "Для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям".