Мировая энергетическая конъюнктура, стимулируемая бурным экономическим ростом в Индии, Китае и Бразилии, оказала волшебное реанимирующее воздействие на нокаутированного американцами "русского медведя". Поток нефтегазовых денег, хлынувший в 1999 году в российский бюджет, позволил словно "живая вода" изменить судьбу запрограммированной на самоуничтожение страны, сделал возможным восстановление контроля государства над собственной территорией, политической системой и ресурсами. И вряд ли забудется - подобный лакмус дорогого стоит - этот экс-госсекретарский фальцет, возопивший о несправедливой чрезмерности российского природного богатства и необходимости его "правильного" распределения.

Однако американский прагматизм не должен оставлять места иллюзиям. Наиболее мощным и фактически единственным средством локализации российской энергетической экспансии, в первую очередь - газовой, является наращивание транзитных издержек. Любыми средствами. Неправильно думать, что Северный и Южный потоки, позволившие практически "выключить" транзитный потенциал украинской ГТС и обеспечить относительную свободу маневра Газпрому - достижение, а не ловушка, как зачастую бывает с вынужденными решениями.

Колоссальные затраты на строительство Потоков, в том числе беспрецедентное кредитное бремя, в обязательном порядке, на протяжении еще долгих лет, будут включаться газовой корпорацией в цену каждого кубического метра продаваемого газа. С учетом патерналистских реалий внутреннего российского рынка, основная стоимостная нагрузка ложится на экспортируемую продукцию, неумолимо убивая некогда основное конкурентное преимущество российского газа - его доступную цену. Именно в условиях растущей цены на российский газ, а не только благодаря технологическому рывку, стала возможной американская сланцевая программа.

Таким образом, американо-европейские политические инвестиции в фактический раскол Украины и стравливание с Россией окупились с лихвой: уже осязаем риск кризиса российской газовой отрасли, чреватый торпедированием политической стабильности внутри нашей страны, не говоря об Украине. В указанных реалиях, единоличным распорядителем политического, военного и материально-финансового ресурса, с помощь которого возможно преодоление хаоса на колоссальной территории (включая Украину), оказывается Запад. Указанный сценарий можно поломать если вышеуказанное кредитно-финансовое бремя "Газпрома" стабильно из года в год распределять на украинского потребителя, что возможно при условии включения Украины или ее части в глобальный интеграционный проект.

В шахматной партии, зачастую, угроза кажется много острее, нежели последствия её реализации. Своего рода блеф, это - все же игра. Псевдодемократизация, сопровождаемая угрозой оказаться страной-изгоем в "цивилизованном" мире, ни при каких обстоятельствах не может быть равноценна целостности государства. Это касается как украинцев, так и нас.

Артём Геворкян - кандидат социологических наук, генеральный директор ЦСиМИ "SOCIUM" (Москва)