По итогам 2012 года объемы производства легковых автомобилей в странах Таможенного союза и ЕЭП увеличились: в России - на 46,4% в 2011 году (по сравнению с 2010-м) и на 13,3% в 2012 г. (по сравнению с 2011-м), в Казахстане - в 2,6 раза и 2,3 раза соответственно, в Белоруссии - на 65,5% и 76% соответственно. Об этом говорится в опубликованном Евразийской экономической комиссией аналитическом обзоре "Состояние легковой автомобильной промышленности государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2010 - 2012 годах".

Директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Владимир Мальцев прокомментировал значительный рост объемов выпуска в странах Таможенного союза автомобилей, отметив: "В Казахстане, ранее не имевшем собственной автомобильной промышленности, активно идет процесс создания собственных автосборочных производств". Он констатировал: автосборочные предприятия Казахстана в основном работают с применением технологии крупноузловой сборки с низкой степенью локализации производства. Аналогичная ситуация сложилась в западной части ЕЭП и, по словам Мальцева, "производство легковых автомобилей в Белоруссии продолжает находиться на стадии становления".

При этом автопроизводителям России необходимо достичь степени локализации производства 60%, в Белоруссии и Казахстана - 30%. Различия в требованиях обусловлены разными уровнями развития автомобильной промышленности в странах Таможенного союза. Вместе с тем проблематично довести уровень локализации производства до 60%, отметил Мальцев, "так как отечественные предприятия не выпускают необходимую для производства автомобилей номенклатуру продукции, а иностранные производители автокомплектующих не заинтересованы в создании производственных мощностей в Белоруссии и Казахстане в силу недостаточности требуемого объема выпуска".

"В России с учетом текущего состояния развития отрасли и наличия существенных резервов рынка сбыта продукции, есть возможность требовать от автопроизводителей создания крупных производств с высоким уровнем локализации, что предполагает наличие развитой сети предприятий по выпуску автокомплектующих. В Белоруссии и Казахстане, учитывая не столь большой размер рынка сбыта готовой продукции, представляется маловероятной возможность найти инвестора, желающего создать предприятие с производственной мощностью 350 тысяч автомобилей в год и собственным инженерно-конструкторским подразделением", - сказал Мальцев.

В обзоре проанализировано состояние системообразующих предприятий автопрома стран Таможенного союза за период 2010-2012 гг. Авторы документа рассмотрели вопросы внешней и взаимной торговлей легковыми автомобилями, оценив факторы, влияющие на перспективы развития автомобильных рынков государств-членов "интеграционной тройки", готовящейся к 2015 году создать Евразийский союз. "В настоящее время в Белоруссии функционирует 1 автосборочное предприятие по выпуску легковых автомобилей. На заводе "БелДжи" серийный выпуск автомобилей еще не налажен. 1) ЗАО СП "Юнисон", Минский район, п. Обчак, промышленная сборка легковых автомобилей "Samand" и легких грузовиков KIA. 2) СЗАО "БелДжи" (ОАО "Автогидроусилитель" (г. Борисов) и концерн Geely). В настоящее время промышленная сборка автомобилей не налажена. Осуществляется штучная сборка опытных образцов", - сказано в документе.

Отметим, СМИ Белоруссии привлекают внимание к китайско-белорусскому проекту по сборке легковых автомобилей Geely, о сборке легких грузовиков южнокорейской марки KIA общественность должным образом не информирована. Также нет ясности в перспективах производства по сборке легковых автомобилей иранской марки Samand и налаживании производства производство легковых автомобилей китайских марок Chery и Lifan.

Оценивая ситуацию в Белоруссии, в ЕЭК констатировали: в 2012 году в республике произведено 270 легковых автомобилей - на 17,3% больше уровня 2011 года. По мнению составителей обзора, единственным производителем легковых автомобилей в Белоруссии остаётся завод "Юнисон" в поселке Обчак Минской области, где осуществляется сборка автомобилей марки Samand ("Iran Khodro Samand"). "Также на данном предприятии мелкими партиями осуществляется сборка коммерческих автомобилей на базе шасси KIA и Ford, а также автомобилей специального назначения на базе автомобилей модели ГАЗ Газель. В перспективе планируется начать производство автомобилей Chery X1, - сказано в документе. - Серийное производство автомобилей под маркой Geely на заводе "БелДжи" в настоящее время не начато - осуществляется сборка опытных экземпляров. Переход на выпуск серийных образцов ожидается в 2013 году".

В 2012 году Казахстан произвел 19,1 тыс. автомобилей - 2,3 раза больше уровня 2011 года. Автопром республики в обзоре представлен тремя заводами.

Завод "Азия-Авто" (г. Усть-Каменогорск) крупноузловым способом по технологии SKD ("отверточная сборка" без сварки и окраски кузовов) собирает внедорожники Lada 4х4, восемь моделей Kia, по четыре модели Chevrolet и Skoda, а также две модели Cadillac. Производственная мощность завода составляет 60 тыс. автомобилей в год, но могут быть увеличены: осенью 2011 года Азия-Авто, АвтоВАЗ и казахстанской госкорпорация

Ertis подписали трехстороннее о строительстве завода полного цикла со сваркой и окраской кузовов мощностью 120 тысяч в год автомобилей Lada, Renault и Nissan. Строительство завода началось в 2012 году, в 2015 году завод выйдет на мощность 90 тыс автомобилей. Казахстанский завод "Агромашхолдинг" (г.Костанай) мощностью 7 тысяч автомобилей в год осуществляет сборку автомобилей по технологии SKD ("отверточная сборка" без сварки и окраски кузовов). На данной площадке собираются ZAZ Chance, SsangYong Chairman, УАЗ Патриот и УАЗ Пикап. "Планы развития завода предполагают развитие производственных мощностей до 150 тысяч автомобилей в год со сваркой и окраской кузовов и переходом к полному производственному циклу, для чего предполагается привлечь инвестиции в размере 100 млн. долларов США, - сказано в публикации. - В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 завод "Агромашхолдинг" должен наладить промышленную сборку автомобилей со сваркой и окраской кузовов и производственной мощностью не менее 25 тысяч автомобилей в год в срок до 2017 года".

Завод "СарыАркаАвтопром" (г.Костанай) начал сборку автомобилей в 2012 году в тестовом режиме. Завод намерен предложить потребителям УАЗ моделей Патриот и Пикап, а также коммерческих автомобилей IVECO Power Daily. Планируется выход завода на производственную мощность 18 тыс автомобилей в год на первоначальном этапе, а до 2017 года нарастить мощности до 25 тыс автомобилей в год со сваркой и окраской кузовов.

В России за 2012 год выпущено 1,969 2 млн легковых автомобилей - на 13,5% больше уровня 2011 года. Из них 640,2 тыс - российских марок (-5%) и 1,329 млн иномарок (+ 26,2%).

"Россия представляет собой второй по величине автомобильный рынок Европы после Германии и имеет значительный потенциал роста. В России на 1000 жителей приходится 250 автомобилей, в то время как в Германии аналогичный показатель составляет более 500 автомобилей, а в США - более 640 автомобилей, - отметили в ЕЭК. - Однако в будущем ожидается уменьшение темпов роста российского автомобильного рынка, связанное с окончанием программы утилизации и нивелированием эффекта низкой базы благодаря высоким показателям роста продаж в 2010 и 2011 годах". В России сборка автомобилей осуществляется на 16 крупных площадках. Также действуют менее мощные предприятия, специализирующиеся на сборке российских марок и иномарок в разных регионах РФ ("ЧеченАвто" в г. Аргун и др.). Завод АвтоВАЗ ( г. Тольятти) мощностью 0,9 млн автомобилей в год производит различные модели под собственным брендом, в т.ч. Lada Samara, Lada Granta, Lada Kalina, Lada Priora, Lada 4x4.

ИжАвто (г. Ижевск) мощностью 0,22 млн автомобилей в год производит модели ВАЗ, а также небольшие партии корейской марки KIA Spectra и KIA Sorento. УАЗ (г. Ульяновск, принадлежит компании Sollers) мощностью 0,1 млн автомобилей в год производит UAZ Hunter, UAZ Patriot, UAZ Pickup.

Автотор (г.Калининград) мощностью 0,25 млн автомобилей в год производит более 20 моделей различных производителей методами от SKD до CKD: BMW 3-й серии, BMW 5-й серии, BMW 7-й серии, BMW Х1, BMW X3, BMW X5, BMW X6, KIA Cee'd, KIA Sportage, KIA Rio, KIA Soul, KIA Carens, KIA Mohave, Chevrolet Tahoe, Cadillac СTS, Cadillac SRX, Cadillac Escalade, Chevrolet Aveo, Chevrolet Epica, Chevrolet Lacetti, Opel Astra, Opel Zafira, Opel Meriva, Opel Insignia.

Московское французско-российское предприятие Автофрамос, созданное на территории завода "Москвич" (бывший АЗЛК), мощностью 0,16 млн автомобилей в год собирает Renault моделей Logan, Sandero, Fluence, Megane и Duster.

Автомобильная компания ДерВейс (г. Черкесск) мощностью 0,1 млн автомобилей в год методом CKD собирает автомобили китайских марок Lifan, Haima, Geely и Great Wall.

Дженерал Моторз Авто (г. Санкт-Петербург, Шушары) мощностью 70 тыс автомобилей в год производит Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Antara, Opel Astra. В отчёте ЕЭК отмечено: "Помимо собственного предприятия автомобили концерна General Motors собираются еще и в Калининграде (Автотор), Тольятти (GM-АвтоВАЗ) и в скором времени в Нижнем Новгороде (ГАЗ)".

Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ (г. Тольятти) мощностью 102 тыс автомобилей в год производит Chevrolet Niva. Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус (г. Санкт-Петербург, Каменка) мощностью 50 тыс автомобилей в год производит Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano.

ПСМА Рус (Пежо-Ситроен и Митцубиси, г. Калуга) мощностью 125 тыс автомобилей в год производит Peugeot 308, Citroen C4, Mitsubishi Outlander XL, Peugeot 4007, Citroen C-Crosser.

Завод Соллерс - Дальний Восток ( г. Владивосток) мощностью 40 тыс автомобилей в год производит SsangYong Actyon, SsangYong Rexton 2, SsangYong Kyron, SsangYong Actyon Sports.

Форд-Соллерс (до октября 2011 года - Форд Мотор Компани; мощности в г. Всеволожск Ленинградской области, г. Набережные Челны и г. Елабуга в Татарстане) мощностью 125 тыс автомобилей в год производит во Всеволожске автомобили марки Ford, производство легковых и легких коммерческих автомобилей марки FIAT прекращено в конце 2011 года.

ТагАЗ ( г. Таганрог) мощностью 180 тыс автомобилей в год производит Hyundai Accent, Hyundai Sonata, Hyundai SantaFe Classic, Tagaz C10, Tagaz C190, Tagaz Tager, Tagaz Road Partner, Vortex Corda, Vortex Estina, Vortex Tingo, BYD F3.

Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия ( г. Санкт-Петербург, Шушары) мощностью 50 тыс автомобилей в год производит только модель Camry.

Фольксваген Груп Рус (г. Калуга) мощностью 150 тыс автомобилей в год производит Volkswagen Polo Sedan, Skoda Fabia, Skoda Octavia, Volkswagen Tiguan, Volkswagen Touareg. Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус (г. Санкт-Петербург, Каменка) мощностью 150 тыс автомобилей в год производит Hyundai Solaris и KIA Rio.

"При этом необходимо отметить, что количество занятых в автомобильной промышленности продолжает сокращаться: если в конце 2010 года на всех предприятиях (включая персонал заводов по производству грузовиков, автобусов и спецтехники) работало 550 тысяч человек, то спустя год - 534 тысячи, из которых около 70 тысяч работают на АвтоВАЗе. Зато средняя зарплата по отрасли за тот же срок выросла на 16,6% - до 21829 рублей в месяц (по официальным данным, инфляция в минувшем году составила 6,1%)", - сказано в части обзора, посвященной российскому автопрому.

Эксперты ЕЭК отметили также: "За первые два года работы с момента заключения соглашения между Минэкономразвития России и автопроизводителем в рамках промсборки предприятие должно довести уровень локализации до 10%, еще через полтора года - до 20%, а спустя 4,5 года после начала производства выпускаемые автомобили должны быть "российскими" на 30% (включая затраты на сварку и окраску). По состоянию на июль 2012 года соглашения с Минэкономразвития России заключила 31 организация, однако фактический выпуск автомобилей наладили только 18 предприятий".