В Чувашии муниципальные власти констатируют, что контрольно-надзорные органы перестали "кошмарить бизнес". И принялись за муниципальных чиновников. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, масса жалоб была высказана в адрес проверяющих инстанций на заседании Межведомственной комиссии по анализу эффективности контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления. В частности, муниципальные чиновники жаловались, что их могут одновременно проверять сразу несколько структур, накладывать серию штрафов за одно и то же нарушение. Было высказано мнение, что из-за такого прессинга за два года полномочия сложили более 60 глав муниципалитетов и сельских поселений. Порой, доходит до абсурда и казусов.

Было отмечено, что в Чувашии наблюдается рост числа проверок и штрафных санкций в отношении органов местного самоуправления. "В среднем на один муниципалитет приходится 13 штрафов на сумму 90 тыс. рублей. Минимальная сумма штрафа - 41 тыс. рублей, максимальная - 276 тыс. рублей", - сообщил руководитель администрации главы Чувашии Александр Иванов. Минимальные штрафы и наказания наложены на глав поселений в Аликовском, Яльчикском, Янтиковском и Шемуршинском районах, максимальные - Порецкого района.

Иванов отметил, что наибольшая доля штрафов выписана Госпожнадзором, прокуратурой, территориальными управлениями ФАС России и Роспотребнадзора. "Много случаев, когда за одно и то же нарушение выписывают сразу несколько штрафов", - отметил Александр Иванов.

Были приведены и ряд примеров. В частности, в Марпосадском районе прошли "три проверки подряд на наличие пожарной сигнализации", организованные тремя ведомствами. А в администрации Алатыря "четыре надзорных структуры одновременно запросили документацию по капитальному ремонту". "Есть случаи, когда при изъятии документов проверяющие не оставляют даже копии бумаг, что тормозит работу администрации", - сказал сити-менеджер Алатыря Михаил Марискин.

"Необходима координация проверок. Должна быть одна комплексная проверка, согласованная с прокуратурой", - подчеркнул руководитель администрации главы республики. По его словам, "никому не нужны проверки ради проверок". Однако анализ деятельности контрольно-надзорных органов показывает, что "упор делается в сторону формального соблюдения законодательства, а не на логике муниципальной власти".

"Чрезмерное количество проверок, запросов и представлений, нередко проводимых для галочки и для улучшения статистки, существенно осложняют работу органов местной власти. Вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, работники муниципалитетов тратят значительные временные и бюджетные ресурсы на составление ответов. Создается впечатление, что контролеры ждут "проколов" и явных нарушений со стороны муниципалитетов. А затем во всю ширь применяют репрессивные механизмы", - сказал Александр Иванов.

В то же время была отмечена "низкая эффективность исполнения контрольных функций" самими администрациями сельских и городских поселений. Из десяти видов муниципального контроля на практике осуществляется только один - земельный контроль. Было предложено ввести административную ответственность для муниципальных должностных лиц.

"Очень часто честные и принципиальные главы администраций сельских поселений под прессингом штрафов и наказаний вынуждены складывать полномочия. Соответственно требуются ресурсы для проведения новых выборов, а у населения складывается впечатление отсутствия общественно-политической стабильности в муниципалитете", - подчеркнул Александр Иванов.

Председатель правления Совета муниципальных образований (СМО) Чувашии, глава Чебоксар Леонид Черкесов подтвердил, что многочисленные проверки и штрафы "снижают мотивацию в работе", "высокие требования при относительно низкой заработной плате снижают привлекательность муниципальной службы". По его данным, за последние два года более 60 глав муниципальных образований сложили свои полномочия добровольно - один из последних примеров - увольнение главы Шыгырданского сельского поселения Батыревского района.

Согласно данным мониторинга СМО, в первый квартал 2013 года в отношении муниципалитетов проведено около 3,5 тыс. контрольно-надзорных действий. В том числе 2,7 тыс. запросов, при этом в более чем 300 случаях "запрашивалась информация, уже имеющаяся в открытых источниках". Проведено более 250 проверок, из них 148 внеплановых. Наложено более 50 административных штрафов на общую сумму 584 тыс. рублей. Основные претензии предъявлялись к срокам и объемам работ.

"Нередко контрольно-надзорные органы требуют от муниципалитетов осуществления функций, которые фактически им не принадлежат, поскольку ряд полномочий в 131-м федеральном законе сформулирован расплывчато, например, "создание условий", "содействие", - заявил Леонид Черкесов.

По словам председателя правления СМО, муниципалитеты завалены исками прокуратуры в интересах льготников, имеющих первоочередное право на жильё. В частности, в Чебоксарах в 2012 году в пользу граждан, страдающих хроническими заболеваниями, вынесено 30 решений судов. Удовлетворены также иски в интересах жителей аварийных домов по улицам Магницкого и Фучика. "Но исполнить судебные решения в указанные сроки не представляется возможным в связи с недостаточностью бюджетных средств", - пояснил глава Чебоксар. В результате со столичной мэрии взыскивается сбор 5 тыс. рублей за каждое неисполненное решение. Между тем, в Чебоксарах на очереди на жилье стоят 240 таких льготников. Для решения вопроса требуется более 250 млн рублей. А бюджете города на эти цели заложено всего 30 млн рублей.

На заседании были озвучены и вовсе казусные примеры. Так, по мнению глав муниципалитетов, не поддаются никакой логике предписания ГИБДД, согласно которым местные органы власти обязаны были сделать дорожную разметку у школ в зимнее время. По данным мониторинга СМО, в 37 случаях срок выполнения предписаний, выданных Госавтоинспекцией в январе 2013, был ограничен до 24-го числа этого же месяца. Было отмечено, что дорожную разметку можно восстановить только в теплое время года, когда среднесуточная температура достигает 10 градусов. Тем не менее, администрация Чебоксар оштрафована на 21 тыс. рублей, несколько сельских поселений на суммы до 2,5 тыс. рублей.

В ходе заседания на республиканский уровень было поднято давнее противостояние чебоксарской администрации и антимонопольной службы. В 2012 году УФАС по Чувашии в отношении администрации Чебоксар возбуждено 78 дел, за первый квартал 2013 года - ещё 23. "Часть дел возбуждены по действиям и бездействиям прежнего руководства города, начатым в 2009, 10-м и 11-м годах. Мало того, что действующий глава администрации привлекается к административным штрафам, антимонопольный орган еще и инициирует вопрос о его дисквалификации за те действия, которые возникли до его вступления в должность. Ситуация абсурдна", - заключил Леонид Черкесов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Чувашское УФАС потребовало дисквалифицировать главу администрации Чебоксар Алексея Ладыкова. В ходе "прямой линии" 14 марта сити-менеджер пояснил, что разбирательства начались после возложения на муниципальное ГУКС функции контроля за подготовкой документации к аукциону. До этого непростые отношения города с антипомнопольщиками возникли при рассмотрении резонансного дела об уплате НДС при выкупе муниципального имущества, а также по наружной рекламе и уплотнительной застройке.

Леонид Черкесов также назвал "непонятной" позицию УФАС республики, возбудившего пять дел по заявлениям предпринимателей, которым администрация Чебоксар отказала в строительстве магазинов рядом с жилыми домами по пр. Тракторостроителей, улицам Энгельса и Гастелло. Прозвучали и другие примеры.

Однако обширную и порядком затянувшуюся жалобу на антимонопольщиков прервал глава Чувашии Михаил Игнатьев, заметив, что "конечно, нужно защищаться, когда интересы ущемлены". Глава республики рекомендовал: "Когда выигрываете дела у проверяющих, сообщайте об этом напрямую федеральному руководству контрольно-надзорных ведомств, в полпредство Приволжского федерального округа. Иначе никогда порядок не наведем". При этом глава региона напомнил слова президента России Владимира Путина о том, что "руководители контрольно-надзорных ведомств будут публично отчитываться".

Однако в ходе заседания представители контрольно-надзорных органов открестились от предъявленных муниципальными чиновниками претензий. При этом единственный, кто заявил о снижении числа проверок и привёл цифры, был заместитель начальника ГУ МЧС России по Чувашии Николай Петров: по его словам, с начала 2013 года надзорными органами МЧС проведено 35 проверок, что ниже показателя за аналогичный период прошлого года.

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Чувашии Надежда Луговская заявила, что "палочной системы в ведомстве нет": "Мы не стремимся за количеством протоколов". По её словам, за первый квартал 2013 года ведомство провело всего три внеплановых проверки.

Заместитель руководителя УФАС по Чувашии Валерий Котеев уточнил, что "управление действует не против муниципалитетов, а из старания помочь в урегулировании ситуации: "Большое количество дел возникает из-за жалоб участников рынка. Не реагировать на обоснованные жалобы было бы неправильно".

Глава Чувашии Михаил Игнатьев заметил, что функция органов надзора и контроля - осуществление на местах контроля за соблюдением законности. Однако "порой создается иллюзия кипучей деятельности". Обращаясь к УФАС по республике, Михаил Игнатьев порекомендовал в надзоре за законностью исходить из того, "улучшается ли от принятых санкций качество жизни граждан или ухудшается". "На практике мы сталкиваемся с вопиющими случаями, когда фирмы-однодневки начинают писать жалобы на конкурентов, выигравших конкурсы. Вы отменяете конкурсы, но в итоге страдают люди. Пожалуйста, два детсада не смогли вовремя построить. Хотя всё законно", - сказал глава республики. И добавил, что и в работе контролирующих органов "может быть брак".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, вопрос "прессинга со стороны контрольно-надзорных органов" на муниципалитеты уже поднимался в октябре 2012 года на заседании СМО с участием свыше 300 представителей муниципалитетов и сельских поселений. Внимание было акцентировано на "резко возросшем" числе проверок. Итогом стал рост выписанных штрафов: если в первом полугодии 2011 года их было 266, то за аналогичный период этого года - 310. Сумма штрафов, уплаченных главами муниципалитетов, возросла с 1,3 млн рублей до 1,65 млн.

Отметим, в Чувашии контрольно-надзорные функции в отношении органов местного самоуправления осуществляют 18 территориальных подразделений федеральных органов и 14 органов республиканской исполнительной власти.