До настоящего времени не созрели условия для принятия Конституционного акта Союзного государства Белоруссии и России. Об этом 1 апреля заявили журналистам госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота и глава МИД Белоруссии Владимир Макей.

"В договоре о создании Союзного государства четко указано, что конституционный акт подписывается после того, как будут созданы все необходимые предпосылки, в том числе будут сформированы единое экономическое и социальное пространство", - заявил Рапота на пресс-конференции в Москве, посвященной отмечаемому 2 апреля Дню единения народов Белоруссии и России.

По словам госсекретаря, в настоящее время нет ответа на вопрос о том, каким будет Конституционный акт. Госсекретарю непонятны вопросы союзной интеграции - в частности, что такое "единое транспортное пространство", но ясно, что принятие документа потребует ограничения суверенных прав России и Белоруссии, к чему не готовы ни в Москве, ни в Минске.

"Как бы стороны ни старались сохранить суверенные права двух государств, все равно конституционный акт предполагает передачу каких-то наднациональных функций, - сказал Рапота. - А этому, помимо прочего, должно предшествовать создание единого энергетического, единого информационного, единого транспортного пространств. А что такое, к примеру, единое транспортное пространство? Четкое понимание, четкий ответ на этот вопрос отсутствует. Пока, честно говоря, мы не думаем над конституционным актом, надо сначала с этими всеми вопросами разобраться".

Сегодня же проблему принятия Конституционного акта Союзного государства в интервью белорусскому государственному информагентству БЕЛТА прокомментировал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. По его мнению, даже создание Евразийского союза не отменит необходимости Союзного государства Белоруссии и России: Москва и Минск достигли высокой степени интеграции - заключили около 150 межправительственных договоров и соглашений (с учетом региональных - более 350 договоров, соглашений, программ и планов), однако не готовы принять основополагающий документ - Конституционный акт Союзного государства.

"В свое время бывший госсекретарь Союзного государства Павел Бородин предлагал несколько вариантов этого документа. Кто-то хотел, чтобы этот конституционный акт был принят немедленно, а кто-то говорил, что надо подождать и принять его в будущем, - сообщил Макей. - Определенные различия в подходах существуют. Но это не противоречит договору о создании Союзного государства, где четко говорится, что конституционный акт может быть принят по мере становления Союзного государства. И то, что сейчас одни говорят, что надо сначала построить фундамент, а затем возводить стены и крышу, а другие, что надо построить каркас и крышу, а потом уже возводить стены, свидетельствует о том, что есть определенные различные походы к этому вопросу".

"Наша главная задача сейчас заключается в том, чтобы спокойно развивать Союзное государство с таким расчетом, чтобы на каком-то этапе созрели политические, социально-экономические условия для принятия этого конституционного акта", - подчеркнул представитель официального Минска.

По мнению Макея, принятию Конституционного акта препятствует не вопрос определения союзной собственности, который получает нормативное оформление только сейчас. Министр пояснил: "Между Белоруссией и Россией заключено соглашение о регулировании собственности, созданной в рамках Союзного государства. Подготовлен соответствующий план совместных действий, на основании которого правительства разрабатывают предложения по оценке, учету, использованию активов, которые были созданы или приобретены за счет союзного бюджета. Эта работа ведется".

Глава МИД Белоруссии признал наличие проблем в союзных отношениях между Минском и Москвой, которые, по его мнению, мелкие, тактические и могут быть решены путём взаимных уступок. Среди таковых - топливный баланс Союзного государства, который не удалось принять ни в 2012 году, ни в начале 2013 года.

"Раньше возникали молочные, сахарные войны. Сейчас вопросы принятия соответствующих балансов по этим видам продукции спокойно решаются на рабочем уровне между отраслевыми министерствами. Я убежден, точно так же будет и с топливным балансом на 2013 год. Во всяком случае, мы настроены на спокойную конструктивную работу, исходя из того, что решение должно быть выгодно для обоих государств. И если надо, то надо идти и на соответствующие компромиссы по отношению друг к другу", - отметил глава МИД Белоруссии.

"Что касается вопроса, потеряет ли значение проект Союзного государства на фоне создания Таможенного союза, Единого экономического пространства и в перспективе Евразийского экономического союза, то я думаю, что здесь нет оснований для опасения, - сказал Макей.- И руководство Белоруссии, и руководство России понимают, что этот проект выгоден для наших народов, и мы должны им заниматься. Этот проект ориентирован в будущее".

"Кстати, основная часть нормативно-правовой базы, которая сейчас формируется для Таможенного союза и ЕЭП, взята исходя из опыта функционирования Союзного государства. Мы оттуда взяли самое лучшее. Уже заключено около 17 соглашений и ведется работа над кодификацией этой нормативно-правовой базы, над заключением еще нескольких десятков соглашений", - обратил внимание глава МИД Белоруссии.

Макей напомнил, что именно Белоруссия и Россия первыми среди стран СНГ начали практическую работу по воплощению более высокого уровня интеграции, и в 1996 году было образовано Сообщество Белоруссии и России, а в 1999 году был подписан Договор о создании Союзного государства. "И сейчас в Союзном государстве мы имеем максимальный уровень политического взаимодействия, экономической и военно-технической кооперации, взаимной социальной защиты граждан, гуманизации законодательства", - отметил он.

"Мы видим, что уровень взаимодействия государств в этих различных интеграционных образованиях разный. Но мы поддерживаем идею разноскоростной интеграции. Каждое государство вправе выбирать для себя, в какой мере оно готово сотрудничать в той или иной интеграционной структуре. Мы видим свою задачу в том, чтобы эти интеграционные образования дополняли друг друга, в развитии их взаимопроникновения", - подчеркнул глава МИД Белоруссии.

Официальный Минск также хотел бы наладить отношения с Евросоюзом, сообщил Макей. "Но мы хотим, чтобы и к нам относились порядочно, уважительно, без всякого давления и санкций. Мы готовы поддерживать дружественные отношения на равноправной основе", - отметил дипломат.

По словам Макея, страны Запада применяют к официальному Минску "то, что мы называем абсолютно явными двойными стандартами", которые лишены здравого смысла и не имеют перспектив.

Напомним, в настоящее время "черный список" ЕС включает 243 физических лица и 32 компании, оказывающих поддержку "режиму Лукашенко". Численность попавших в "чёрный список" США неизвестна. Указанным физлицам (в т.ч. Александру Лукашенко и его старшим сыновьям, Владимиру Макею и другим чиновникам, а также пропагандистам) запрещён въезд в Евросоюз, их активы на территории ЕС "замораживаются", а европейским бизнесменам рекомендовано отказаться от сотрудничества с попавшими под санкции белорусскими компаниями. США, ЕС и их союзники понизили уровень контактов с официальным Минском. С конца 2012 года решается вопрос отмены санкций в отношении главы МИД Белоруссии. Также известно, что официальный Минск разработал и апробировал свой "список невъездных" из ЕС, США и присоединившихся к их санкциям стран.

"В моем понимании эти списки - абсолютная смесь абсурда и измышлений. И понятно, что без устранения этой проблемы с повестки дня наших отношений с Европейским союзом, наверное, движения вперед не будет, - заявил Макей, комментируя санкции Запада. - Мы хотели бы иметь равноприближенные добрые отношения со всеми нашими партнерами на востоке, западе, севере и юге. Но хотели бы, чтобы нас уважали при этом, не демонизировали, как это происходит сейчас. Поэтому мы выступаем за то, чтобы у нас с Евросоюзом был нормальный взаимоуважительный диалог. Считаем, что нормальные отношения с ЕС способствовали бы тому, чтобы Белоруссия оставалась островком стабильности в Европе, и чтобы она никому не доставляла никаких проблем".

Как сообщало ИА REGNUM, в опубликованном 25 февраля интервью госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота заявил: "Если всерьез говорить о построении Союзного государства, то надо упомянуть и проект Конституционного акта, и вопрос единой валюты, который не закрыт. Другое дело, нужно ли это делать сейчас и в той ли форме, которая задумывалась в 1999 году? Взять хотя бы единую валюту: формально мы должны эту задачу решать, поскольку она прописана в Договоре о создании Союзного государства. Но при этом надо идти не от формы, а от жизни". Рапота также отметил: "В Договоре о создании Союзного государства четко написано, что Конституционный акт принимается после того, как будут созданы все необходимые для этого условия. Мы и исходим из этой формулы, такие условия создаем, смотрим, что еще необходимо сделать". Госсекретарь сообщил также, что в Союзном государстве рассматриваются идеи о придании наднациональных функций структурам СГ.

Ранее, 14 декабря 2012 года в Москве на конференции "Будущее Союзного государства и потенциальная модель его развития" руководитель Института стран СНГ Константин Затулин обратил внимание на отсутствие в Конституциях Белоруссии и России упоминания о Союзном государстве. "Одиозный момент: в Конституциях Белоруссии и России не виден сам факт существования Союзного государства", - отметил эксперт. По мнению Затулина, такое положение вещей объясняется тем, что Конституции и в Белоруссии, и в России долгое время рассматривались как "священные коровы" - считалось, что в них нельзя вносить изменения. При этом, отметил российский эксперт, изменения в Конституции всё-таки вносились, когда речь шла о сроках полномочий президентов. "Нет ни единой валюты, ни Конституционного акта, и это серьёзная проблема", - сказал Затулин. Он отметил также, что в рамках белорусско-российских закреплено главенство национальных конституций и, кроме того, существует разность подходов Белоруссии и РФ к строительству Союзного государства.