Эксперт: Двухпалатные парламенты как правило существуют в странах с федеративным устройством (Украина)

Киев, 1 апреля 2013, 11:48 — REGNUM  "Нужен ли Украине сейчас двухпалатный парламент? На данный момент, однозначно - нет! Никакой практической пользы от такого парламента страна не получит", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM 1 апреля руководитель Одесской областной организации "Комитет избирателей Украины" Анатолий Бойко.

По мнению эксперта, проведение на Украине парламентской реформы и превращение Верховной рады в двухпалатный парламент может вызвать непредсказуемые последствия. "Проведение этой реформы грозит нам непрогнозируемыми последствиями, самым мягким из которых может быть смерть и без того ущербного украинского парламентаризма на долгий период времени. Это, в свою очередь, может привести к катастрофическим имиджевым потерям для Украины и окончательному отнесению ее в разряд авторитарной страны "третьего мира". Не говоря уже о всевозможных акциях протеста, которые в существующих украинских условиях, могут принять неконтролируемые масштабы", - заявил Бойко.

"Двухпалатные парламенты - исключительно компромиссные образования, которые, как правило, существуют в странах с федеративным устройством и основная их задача - обеспечить максимальный учет и согласование интересов двух равнозначных групп политических субъектов в государстве: субъектов федерации, которые объединяют граждан и элиты, по территориальному признаку и политических партий, представляющих политические, экономические и социальные интересы граждан, проживающих в разных субъектах федерации. При этом, еще раз подчеркиваю, двухпалатные парламенты в таких странах возникали исторически непосредственно при их формировании и их необходимость была жестко обусловлена требованиями самой жизни. Определенной особенностью обладают двухпалатные парламенты в монархиях, когда верхняя палата - цвет аристократии или наиболее приближенные к монарху сановники и т. д., а нижняя палата - для все остальных. В такой ситуации, двухпалатный парламент выполнял еще и роль определенного сегрегатора, отделяя "белую кость" и "голубую кровь" от всех остальных. Т.е. еще раз подчеркиваю - двухпалатные парламенты всегда возникали исключительно, исходя из фундаментальных исторических предпосылок, когда нужно было или сшить вместе какие либо территории, внутри нового государства или монарху нужно было уступить требованиям времени и поделиться своей властью, но оставив за собой определенные рычаги влияния и организовав "санитарный кордон" из аристократии. Однако, мне неизвестны случаи, когда бы двухпалатный парламент создавался в современном унитарном государстве, поскольку это никак не обосновано с точки зрения государственного управления и функционирования политической системы", - заявил политолог.

"По моему глубокому убеждению, сейчас Украине намного нужнее комплексная реформа местного самоуправления, которая позволила бы дать местным советам и громадам реальные возможности для полноценного развития, чем искусственное создание двухпалатного парламента, основным результатом, чего будет только дальнейшая концентрация власти в руках президента и вышеуказанные мною негативные последствия." - отметил Бойко.

Между тем, по мнению эксперта, несмотря на все возможные негативные последствия такой реформы, если будет принято политическое решение со стороны команды Виктора Януковича, тогда реформа практически со 100%-й гарантией будет претворена в жизнь. "К сожалению, сейчас на Украине все возможно. Что касается конкретных предпосылок, то, с одной стороны, Виктора Януковича к подобным действиям могут подталкивать, как внешние угрозы - критика со стороны ЕС и Кремля, так и внутренние вызовы - удручающее состояние экономики, незавидное состояние собственного рейтинга и рейтинга ПР. В совокупности с известным стремлением держать все под контролем эти факторы могут дополнительно усилить стремление Виктора Федоровича к тотальному контролю над всем происходящим в Украине и абсолютной гегемонии в административно-политическом пространстве, а максимально ручной парламент - одно из условий подобного доминирования. Сегодняшний парламент, при всех результатах ПР на выборах таковым в полной мере не является, поскольку и большинство не настолько устойчивое, как хотелось бы, и оппозиционные фракции достаточно большие и слишком часто блокируется трибуна, делая его не рабочим и бесполезным для президента. С другой стороны, у президента, казалось бы, есть необходимые механизмы для подобной "революции". Во-первых, закон о референдуме, которым, на самом деле, кроме президента никто из политических игроков воспользоваться, в силу особенностей его реализации не может. Хотя результаты референдума, проведенного по такому закону, могут быть не признаны ни нашими восточными, ни западными соседями, ни, как минимум, частью самого украинского народа. Во-вторых, у президента есть Конституционная Ассамблея, через которую миру можно преподнести любой текст, подготовленный хоть самой КА, хоть администрацией президента. Однако и тут существует вероятность скандала, поскольку председатель КС - Леонид Кравчук -- может не захотеть завершать свою политическую карьеру в качестве палача украинского парламентаризма и демократии и марионетки Виктора Федоровича и, хлопнув дверью, сложить с себя полномочия. Его примеру могут последовать и еще ряд знаковых членов КА, представители общественных организаций и т. д. Эти демарши вкупе могут подорвать внутри Украины и за ее пределами и без того невысокий авторитет КА и, как следствие, дискредитировать и документы, которые будут публиковаться от имени этого органа. В-третьих, у президента есть пусть и не конституционное и не всегда стабильное большинство в Верховной раде. Хотя, это, наверное, наиболее уязвимый инструмент. Ведь, с одной стороны, оппозиция может наглухо заблокировать трибуну, с другой стороны, навряд ли и представители ПР будут в восторге от инициативы президента, которая грозит, как минимум, части из них потерей так дорого доставшегося депутатского мандата", - проанализировал эксперт.

"Однако, все эти "но" могут быть легко перечеркнуты, если президент решит идти "ва-банк". При достаточном желании технически подобная "реформа" абсолютно возможна в этом году", - резюмировал Анатолий Бойко.

Напомним, ранее в СМИ появилась информация, что окружение президента обсуждает возможность претворения в жизнь сценария парламентской реформы, которая предусматривает превращение Верховной Рады в двухпалатный парламент, а также общее уменьшение числа депутатов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.