"В данном случае, мне кажется, что глава Гагаузии Михаил Формузал выступил с таким заявлением, исходя из внутриполитической ситуации в Молдавии и специфического положения гагаузского народа", - заявил 29 марта в интервью корреспонденту ИА REGNUM российский политолог Павел Святенков.

Напомним, 25 марта башкан Гагаузии Михаил Формузал в ходе первого конгресса по международной безопасности и стратегии, организованного Национальным центром безопасности и стратегии при Стамбульском университете "Айдын" (Турция), заявил: "Политико-экономические партнерство Российской Федерации и Республики Турция в последние годы начинает приобретать обоюдовыгодное идеологическое оформление в виде идеологии "евразийства", которая в двух странах начинает активно культивироваться не только на политическом, но и на научно-академическом уровне, что уже в ближайшей перспективе неизбежно приведет к выработке обоюдно приемлемой идеологической концепции "славяно-тюркского евразийского единства".

"Статус Гагаузии внутри самой Молдавии - это статус автономии и, насколько я понимаю, на эту автономию молдавские власти давно ведут сосредоточенное наступление, при том, что ранее Гагаузия существовала в качестве своего рода непризнанного государства, то есть такого, как Приднестровье или Абхазия (но затем гагаузские власти договорились с молдавскими)", - отметил политолог.

"Гагаузия пытается найти свое место в современном мире, пытается привлечь к себе внимание и защититься от попыток урезать свою автономию со стороны центральных властей Молдавии. А для этого главе Гагаузии нужен международный авторитет. Он пытается достичь его, предлагая, по сути, свои услуги, услуги Гагаузии, в качестве некого посредника между Турцией и Россией, между тюрками и славянским миром, исходя из действительно уникального положения гагаузского народа. Гагаузы - это ведь тюркский народ, который исповедует православие, то есть по языку они близки к тюркам и к Турции, а по религии к России и славянским государствам", - напомнил Святенков.

"Полагаю, что именно этим вызваны заявления Формузала. Собственно говоря, в своем выступлении он как раз и подчеркнул, что Гагаузия может выступить в качестве модели для партнёрства тюркского и славянского миров. Поэтому, я думаю, его высказывание имеет отношение не к евразийству, а к ситуации вокруг самой Гагаузии", - резюмировал Павел Святенков.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.