Выдвижение Евросоюзом решения молдавско-приднестровского конфликта в качестве нового условия либерализации визового режима для граждан Молдавии прокомментировал 29 марта для ИА REGNUM депутат парламента Молдавии от Партии коммунистов (ПКРМ), историк и политолог Зураб Тодуа:

"Западные дипломаты давно и небезуспешно используют прием введения дополнительных условий в ходе переговоров по тем или иным проблемам. Это делается намеренно в следующих случаях: когда от партнеров по переговорам желают добиться новых уступок, с целью отказа от выполнения своих обещаний или обязательств, с целью затянуть выполнение обещаний.

Наиболее успешно этот метод использовался против руководства СССР в конце 80-х годов, когда с помощью выдвижения новых условий Запад добивался от Михаила Горбачева и Ко все новых и новых уступок.

Касательно проблемы либерализации визового режима для Молдавии, я не припоминаю, чтобы ранее представители Запада каким-либо образом связывали этот вопрос с урегулированием приднестровского конфликта. Наоборот, они старательно избегали затрагивать приднестровскую проблему дабы, не подрывать оптимизм молдавских властей и населения относительно перспективы евроинтеграции РМ.

Хорошо известно, что обещания либерализации визового режима, подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, а также Договора о создании Зоны свободной торговли с ЕС являлись способом поощрения правящего в Молдавии режима, который с 2009 года проводит политику отдаления Молдавии от России и СНГ.

Заявление главы делегации ЕС в РМ Дирка Шубеля, а также еврокомиссара по вопросам расширения ЕС Штефана Фюле о том, что нерешенность молдавско-приднестровского конфликта является препятствием для либерализации визового режима для Молдавии, указывает на то, что руководство ЕС с самого начала преднамеренно вводило в заблуждение представителей АЕИ и население Республики Молдовы. На самом деле они не собираются изменять визовый режим неопределенно долгое время. И кстати на это указывали многие объективные эксперты и аналитики.

Безусловно, это болезненный удар по бывшему альянсу, по его планам и обещаниям евроинтеграции. Еще один удар ждет руководство Молдавии осенью в Вильнюсе на саммите "Восточного партнерства" (молдавские власти до последнего времени планировали подписать на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе соглашения об ассоциации с ЕС, о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом и о либерализации визового режима - прим. ИА REGNUM). Уже сегодня официальные лица РМ говорят, что подписание документов на саммите не будет окончательным. Они будут только парафированы, и когда вступят в силу неизвестно. Объяснение смехотворно и в дипломатической практике используется крайне редко - "невозможность в срок перевести документы на все языки Евросоюза".

Очевидно, что господа из Евросоюза невысоко оценивают деятелей бывшего альянса, если используют для отказа от своих обещаний такие незамысловатые, если не сказать издевательские, аргументы. Тем более в такой сложный для бывшей коалиции период, когда решается вопрос о том, быть или не быть АЕИ-3. В целом можно констатировать, что в последние годы взаимоотношения между ЕС и Молдавией прогрессируют только на словах, а на самом деле не сдвинулись вперед ни на шаг. Это понимают все больше граждан Молдавии. Не случайно число сторонников европейской интеграции в РМ уменьшилось вдвое, в то же время заметно выросли симпатии и надежды, связанные с Таможенным и Евразийским союзом".