В Оренбургской области в 2013 году кроме оптимизации одного поезда сокращения составов в пригородном железнодорожном сообщении не возникнет. Как сообщили на встрече с журналистами 29 марта руководитель Южно-Уральской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре - структурного подразделения ОАО "РЖД" Игорь Пракин и генеральный директор ОАО "Свердловская пригородная компания" Евгений Савостин, регион выразил готовность компенсировать из бюджета сумму выпадающих от установленного льготного тарифа доходов, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Железнодорожники обеспокоены планами Минфина РФ, связанными с сокращением бюджетной поддержки пассажирских перевозок. Радикальное сокращение господдержки может привести к сокращению около 235 нерентабельных железнодорожных маршрутов и более 3 тыс. сотрудников "РЖД".

Сегодня (29 марта) завершается акция "Общественная приёмная "Сохраним поезд!". Она проходила с 25 марта на вокзалах Челябинск-Главный, Челябинск-Пригородный, Курган-Главный, Курган-Пригородный, Оренбург, Карталы, Троицк, Шадринск, Шумиха, Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Бердяуш, Усть-Катав, Кропачево, Верхний Уфалей начался сбор подписей в поддержку сохранения и развития железнодорожных перевозок в пригородном и дальнем сообщении. По словам Игоря Пракина, за время акции в поддержку сохранения и развития железнодорожных перевозок в пригородном и дальнем сообщении собрано примерно 30 тыс. подписей граждан, из них более 3 тыс. - в Оренбургской области.

Как отметили в отделе по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций ЮУЖД-филиала ОАО "РЖД", с 2014 года в пригородном сообщении регионов могут возникнуть дополнительные сложности. Актуальность акции для жителей Челябинской, Курганской и Оренбургской областей объясняется произошедшими и возможными будущими отменами пригородных поездов на ряде направлений. Так, по решению правительства Челябинской области маршрутная сеть региона с марта 2012 года снизилась на 52 пригородных поезда: 46 из полностью отменили, два поезда будут курсировать только в летний период, у девяти поездов сократился маршрут, четыре поезда переведены в разряд поездов дальнего следования. В 2014 году Минфин России планирует двукратное сокращение бюджетной поддержки пригородной инфраструктуры (до 12,5 млрд рублей вместо существующих сегодня 25 млрд рублей), в 2015 - до 6,25 млрд рублей и полное прекращение государственной поддержки в последующие годы. Таким образом, вся финансовая ответственность за перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом в субъектах Российской Федерации будет перенесена на бюджеты регионов. А ввиду того, что бюджеты регионов ограничены в финансовых средствах и не могут полностью компенсировать выпадающие доходы пригородных пассажирских компаний, возможны новые сокращения объёмов движения пригородных поездов (маршрутов, частоты курсирования и составности электропоездов), повышение тарифов для населения.

Железнодорожники обратили особое внимание на то, что заказчиками пригородных перевозок являются субъекты РФ, на основании их заявок формируются маршруты. Игорь Савостин подчеркнул, что во всём мире поезда - это дотационный вид транспорта: "Даже в благополучной Германии на 1 евро доходности пригородных перевозок 6 евро вкладывается правительством. Во всём мире это дотационный вид бизнеса, транспорта. Это не бизнес в чистом виде, как мы его понимаем, это социально направленный бизнес, который, в первую очередь, направлен на удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах".

Стоит отметить, что сфера пригородных перевозок железнодорожным транспортом в Оренбуржье в сравнении с Курганской и Челябинской областями выглядит благополучно. С 1 января 2013 года в Оренбургской области из-за сокращения маршрутной сети в Челябинской области планировали отменить два поезда: № 6784/6783 сообщением Оренбург - Сакмарская и №6610/6613 сообщением Орск - Айдырля. Как пояснили в пригородной компании, правительство Оренбургской области в полной мере компенсирует выпадающие доходы перевозчику ОАО "СПК", но маршрутная сеть в регионе в 2013 году сокращается из-за отмены пригородных поездов в Челябинской области, так как данные поезда курсируют на территории двух субъектов РФ. Однако впоследствии решение пересмотрели, так как губернатор Оренбуржья Юрий Берг настоял на том, что надо оставить пригородное железнодорожное сообщение "Айдырля-Орск-Айдыля" в интересах населения. Восстановление маршрута будет стоить бюджету области примерно 8 млн рублей.

Специалисты Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области отметили, что областной бюджет сформирован с дефицитом и финансирование пригородных пассажирских перевозок по сравнению с 2012 годом останется на прежнем уровне и составит 279 млн рублей, в то время как затраты на перевозки выросли, и компании ОАО "Свердловская пригородная компания" была вынуждена провести оптимизацию.

Отметим, в 2012 году в Оренбургской области пригородными поездами ОАО "Свердловская пригородная компания" перевезено 2,4 млн человек.

В соответствии с законом субъекты Федерации регулируют тарифы на своей территории, и по логике вещей должны компенсировать местным перевозочным компаниям выпадающие доходы. Как известно, убытки пригородных перевозочных компаний (ППК) возникают из-за разницы между экономически обоснованным тарифом (ЭОТ), который позволяет организовать перевозную деятельность с минимальной рентабельностью, и реальным тарифом, который в большинстве случаев значительно ниже, чем ЭОТ.

В Минэкономразвития области сказали, что в 2013-2015 годах субсидирование из областного бюджета предприятий железнодорожного транспорта, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки, продолжится. На эти цели предусматривается по 307,3 млн рублей ежегодно.

Напомним, что в 2012 году по Оренбургской области курсировали 45 пригородных поездов в направлениях следующих населённых пунктов: Бузулук, Тюльпан, Оренбург, Новосергиевская, Самара, Кинель, Сакмарская, Саракташ, Илецк, Кувандык, Медногорск. Перевозками в данных поездах занимается ОАО "Свердловская пригородная компания" (перевозчик в пригородном сообщении на территории Свердловской и Южно-Уральской железных дорог). Кроме того, по Оренбургской области курсировали шесть электропоездов, обслуживаемых ОАО "Башкортостанская пригородная пассажирская компания" сообщением Абдулино - Похвистнево. Расстояние данного маршрута составляет 115 км.