В марте 2013 года Румыния и Болгария не были приняты в Шенген. 7-8 марта 2013 года Европейский совет министров внутренних дел и юстиции отказался рассматривать вопрос о включении Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону. Два года назад в 2011 году Финляндия и Нидерланды открыто помешали вступлению этих государств в Шенген. Франция и Германия также были готовы наложить тогда свое вето на этот процесс. Однако после этого Франция и Германия согласились на поэтапное включение Румынии и Болгарии в Шенгенское пространство. Представлялось это следующим образом: шенгенские правила для начала могли распространяться на граждан Румынии и Болгарии, прибывающих в страны Шенгена через аэропорты и морские порты. На сухопутные въезды подобные условия не должны были влиять. Однако Голландия с ходу выступила против подобного компромисса, поэтому процесс остановился не начавшись.

В феврале 2013 года Голландия объявила, что вновь не подпишет румынский протокол в рамках Механизма сотрудничества и проверки (CVM). Означенная процедура нужна была Румынии для присоединения к Шенгену. А 4 марта 2013 года вслед за ней и Германия объявила, что наложит вето на вопрос о присоединении Румынии и Болгарии к Шенгену. Немцы использовали проблему коррупции, как повод для подобного рода решения.

Зримыми доказательствами их правоты стали синхронные по времени события "электрической революции" в Болгарии, одной из причин которой явилось недовольство населения распространившейся в Болгарии коррупцией во всех эшелонах государственной и муниципальной власти. События лета 2012 года в Румынии (конфликт ветвей власти в лице президента Бэсеску и премьера Понты) заставили Германию и дальше отстаивать свое "вето" по отношению к Румынии. "В последнем докладе ЕС отмечен некоторый прогресс, но этого недостаточно. Румынии и Болгарии придется действовать более решительно против коррупции", - дипломатично заметил по этому поводу министр внутренних дел Германии Ганс-Петер Фредерик. Фредерик - консервативный баварец со стойкими антииммигрантскими комплексами заметил, что "свобода передвижения означает, что каждый гражданин ЕС может находиться в другой стране, если он работает или учится там. Каждый, кто отвечает этим условиям, должен только приветствоваться здесь. Но те, кто приехал сюда, чтобы нажиться на социальных льготах, злоупотребляют свободой передвижения. Им нужно эффективно препятствовать в этом".

Министр внутренних дел Германии Фредерик продвигает идею запрещения повторного въезда в Германию гражданам стран ЕС, которые когда-либо были депортированы из Германии.

В Бухаресте известие об очередном провале Румынии на пути в Шенген использовали для взаимных обвинений. Президент-либерал обвинил правительство в игнорировании рекомендаций ЕС, в то время как социалистический премьер-министр заметил, что предыдущее правительство в равной степени ответственно за провал доступа в Шенгенскую зону. Министр иностранных дел Титус Корлэцян сделал "мину при плохой игре", когда заявил: "мы жили прекрасно без Шенгена, проживем и дальше".

В настоящее время в Шенгенской зоне состоят 26 европейских государств, включая не членов ЕС Швейцарию, Норвегию и Исландию. Кроме Румынии и Болгарии, в Шенгене из стран ЕС не состоят Кипр, Ирландия и Великобритания.

Не прошло и трех недель после очередного совещания министров внутренних дел ЕС, на котором Румыния и Болгария не получили доступа в Шенген, как Великобритания, не входящая в него, объявила о планах против иммиграции на свою территорию. На этой неделе в понедельник 25 марта 2013 года премьер-министр Дэвид Кэмерон в кампусе университетского городка в Ипсвиче объявил о том, что он планирует пресечь доступ иностранцев к некоторым предоставляемым социальной системой Великобритании услугам, в частности, к пособиям по безработице и субсидируемому государством жилью. Эти меры предназначены для того, чтобы сделать Великобританию менее привлекательной для иностранных иммигрантов. Конкретно, предполагается лишать пособия по безработице европейцев после шести месяцев пребывания в этом статусе в том случае, если они не могут доказать, что были заняты поиском труда в это время. Иммигрантам также придется иметь стаж проживания в Великобритании 2-5 лет для того, чтобы они могли встать в очередь на получение социального жилья. Правительство также хотело бы пересмотреть условия страхования для европейцев, которые позволяют им получать доступ к государственной системе здравоохранения Великобритании. Правительство предполагает беспощадною борьбу с тем, что называется в Великобритании "медицинским туризмом", который обходится стране по оценке министра Джереми Ханта в год в 200 миллионов фунтов. Вообще предполагается более жесткий контроль за иммигрантами, включая сертификацию владения ими английским языком.

Показательно, что об антииммиграционных мерах британский премьер заговорил в преддверии открытия рынка труда Великобритании для граждан Румынии и Болгарии. Антииммигрантские меры Кэмерона стали, как представляется, собственным "антишенгеном" Великобритании против Румынии и Болгарии.

Напомним, что кабинет лейбористов в 2004 году первым в ЕС провозгласил открытую политику по отношению к мигрантам из восьми стран новых членов ЕС. Лейбористы полагали, что из региона Центральной и Восточной Европы ежегодно в Великобританию будут прибывать 5-13 тысяч мигрантов. На деле речь пошла о 800 тыс. - 1 млн. общим числом к 2011 году. Из этого числа треть составили поляки, ставшие де-факто крупнейшим национальным меньшинством Великобритании. Теперь на очереди ожидание новой волны, на этот раз из Румынии и Болгарии. В британских СМИ выражают открытое опасение, что в течение ближайших пяти лет после снятия ограничений из Румынии и Болгарии в Великобританию прибудет четверть миллиона трудовых мигрантов. Британцы указывают на пример Испании и Португалии, где обосновался один миллион румын. Британский обзор Migration Watch указывает на 2,5 миллиона цыган из Румынии и Болгарии, которые могут стать головной болью властей Великобритании. Цыганские таборы из Румынии, кочующие от берегов Темзы до гор Шотландии - вот новый ночной кошмар британцев.

Выступление Кэмерона спровоцировало общественную дискуссию. Более жесткая позиция по отношению к иммиграции в Великобританию попала под огонь критики со стороны бизнеса и сферы образования. Утверждают, что обещанные меры могут иметь негативное воздействие на прибыльный для Великобритании рынок иностранных студентов. Критики антииммигрантского подхода правительства указывают на то, что подавляющее большинство иммигрантов приезжают в Великобританию, чтобы работать и платить налоги. Эксперты Национального института экономических и социальных исследований полагают, что иммигранты в Великобритании гораздо реже, чем британские граждане претендуют на льготы, и что они вносят больший вклад в государственные финансы, чем пользуются ими.

Даже некоторые члены собственной партии Кэмерона, в том числе мэр Лондона Борис Джонсон, предостерегали от принятия мер, которые могут повредить экономике. "Важно, чтобы здесь был баланс. Лондон, экономика Великобритании пользуются преимуществами от привлечения чрезвычайно талантливых людей со всего мира", - прокомментировал мэр Лондона выступление премьера в интервью Британской вещательной корпорации.

Выступление Кэмерона с его критическими замечаниями об иммиграции адресованы прежде всего британским избирателям. Оно демонстрирует им, что британский премьер принимает эту проблему всерьез. "Хотя я всегда верил в преимущества иммиграции, я также всегда считал, что иммиграция должна надлежащим образом контролироваться", - говорил Кэмерон.

Как тема - иммиграция стала в последнее время политически заметной в Великобритании. На фоне рецессии экономики у британских избирателей возникло ревнивое опасение деформации рынка труда и коммунальных услуг по причине расширяющейся иммиграции.

Заметную конкуренцию Консервативной партии стала составлять Партия независимости, которая открыто выступила за сохранение ограничений на рынке труда Великобритании против использования болгар и румын. В последние недели лидеры ведущих политических партий страны выступили с речами о необходимости ужесточения иммиграционной политики.

Правительство говорит о том, что оно намерено только создать систему более эффективного контроля за сферой иммиграции в Великобританию. Следует избежать того, чтобы мигранты злоупотребляли системой социального обеспечения Великобритании. Очевидно, что Кэмерон собирается применить свои антииммиграционные меры к следующим парламентским выборам 2015 года. Впрочем, конъюнктура рынка труда уже начала сокращать приток мигрантов, ищущих работу в Великобритании. Число таковых сократилось с прежних 200 тысяч до 160 тысяч в год. Речь может идти о дальнейшем сокращении на следующие десятки тысяч человек. Показательно, что меры "старых европейцев" в Шенгене и на не входящих в Шенген Британских островах против "новых европейцев" - румын и болгар хронологически совпали по времени в марте 2013 года.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM