Американское предложение по АЭС "Темелин" выглядит откровенно сырым: эксперт

Весь мир, 28 марта 2013, 14:52 — REGNUM  От организатора тендера на строительство второй очереди АЭС "Темелин" - компании CEZ - получена предварительная оценка чешско-российской и американской заявок. Как сообщает чешская компания Skoda JS, в соответствии с результатами предварительной оценки предложение консорциума, состоящего из Skoda JS, ЗАО "Атомстройэкспорт" и ОАО ОКБ "Гидропресс", признано превосходящим по трем из четырех критериев, сообщает чешская компания. Такую оценку в Skoda JS считают логичной: "Это логично, так как в отличие от конкурента, чьи последние блоки были построены более 30 лет назад, АЭС с реакторными установками ВВЭР сооружались, в том числе с участием чешских производителей, все время существования мировой атомной энергетики. Сегодня в мире работает 54 энергоблока типа VVER, в том числе 18 - в странах ЕС. В настоящий момент реализуются проекты по строительству 28 энергоблоков с реакторной установкой ВВЭР, 19 из которых - за пределами России", - подчеркивают в компании. "Мы намерены досконально изучить результаты оценки и в ходе переговоров с заказчиком доказать, что наш проект MIR.1200 действительно лучший и для ЧЭЗ, и для Чешской Республики, особенно в контексте беспрецедентно высокого уровня локализации, что является нашим явным преимуществом, однако не является сегодня критерием оценки", - говорится в сообщении.

"Присуждение высоких рейтинговых оценок российско-чешской заявке на конкурсе по расширению АЭС "Темелин", с одной стороны, является отражением высокой степени инженерной, экономической и экологической проработки тендерного предложения и желания максимально полно учесть интересы сторон в столь важном проекте, а с другой - стремлением концерна CEZ к объективизации принимаемых решений, - заявил директор информационно-аналитического управления ИГ "Энергокапитал" Александр Игнатюк. - Предложение чешско-российского консорциума лучше по трем позициям из четырех, предложенных в рейтинге: лучше по цене, по эксплуатации будущей АЭС (а значит, электроэнергия для потребителей будет дешевле), а также в три раза лучше американского по такому показателю как "исполнение пунктов и условий контракта", представляющему собой ни что иное как соответствие тендерным запросам".

"В данной связи американское предложение выглядит откровенно сырым, - полагает эксперт. - Речь идет о сыроватом проекте АР-1000. Он еще нигде не был реализован, не прошел лицензирование в Европе, а значит, невозможно оценить его технические риски. В данной связи максимальный бал по критерию "Лицензирование, исполнение и технические риски" эксперты в ядерной энергетики могут воспринимать не более как математическую ошибку или просчет. Здесь, конечно же, стоит упомянуть, что в ядерной энергетики не может быть места просчетам, ведь их цена - человеческие жизни и опасность катастроф. Напомним, что Westinghouse объективно не мог получить наивысший балл по показателям "сооружение и сдача в эксплуатацию" (так как не сооружал и не сдавал в эксплуатацию), а также "эксплуатация и управление АЭС" (так как не эксплуатировал и управлял ни одной АЭС по проекту АР-1000). Кроме того, эксперты CEZ, выставляя высший балл по критерию "качество ядерного топлива", возможно, забыли о том, что с топливом именно производства Westinghouse возникли проблемы и на АЭС "Темелин" ранее и на Украине, и не когда-нибудь, а в 2012 г.".

"Кроме того, на стадии предварительных заключений по проектам еще не были оценены некоторые наиболее сильные стороны конкурсного предложения. Например, чрезвычайно высокая степень локализации производства оборудования в рамках проекта, подготовленного Skoda, Атомстройэкспорт и ОКБ "Гидропресс", бесспорно, достойна высокой оценки на стадии итоговых переговоров, - полагает Игнатюк. - В результате, объективно побеждает заявка Skoda - Атомстройэкспорт - ОКБ "Гидропресс", а субъективно - Westinghouse. Думаю, участники тендера все же вправе рассчитывать на прозрачность принятия решений компанией CEZ, на то, чтобы критерии оценки были публичными, ведь речь идет об огромном инфраструктурном проекте, рассчитанном на 200-300 млрд крон, к которому приковано внимание общественности, в том числе и экологических организаций".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.