Межнациональное общественное движение "Наша Осетия", созданное 20 лет назад в Северной Осетии, объединяет 30 национально-культурных обществ, действующих на территории РСО-Алания. Среди его активистов - региональная общественная организация таджиков "Памир". Корреспондент ИА REGNUM попросил ответить на ряд вопросов председателя общины, члена общественного совета при посольстве Таджикистана в России Арсена Худододова.

ИА REGNUM: Как зародилось на территории Северной Осетии таджикское национальное общество "Памир"? Какие задачи стоят перед ним?

Во-первых, хочу отметить, что нам приятно дружить с осетинским народом, всегда это ценил. Каждый народ вдали от своей исторической родины старается быть вместе, прежде всего, для сохранения своих обычаев, традиций, корней. Этим таджики всегда славились. И основная наша цель - сохранить эти культурные ценности и наследие и, по возможности, приумножать их. Наши предки оставили достаточно видимый след в мире. Все знают таких великих таджиков, как Авиценна, Омар Хайям, Фирдоуси, который написал знаменитую поэму "Шахнаме". Эта поэма близка не только нам, но и осетинам, поскольку у нас единые корни - восточно-иранские. Мы относимся к одной языковой группе - иранской. И это тоже нас сближает. Наша диаспора официально существует с августа 2010 года и насчитывает около 500 человек.

Гражданская война 1992 года в Таджикистане привела к голоду, разрухе. Таджики, некогда сильный народ, никогда не кочевали, не переезжали с места на место. Но эта война заставила многих уехать на заработки, чтобы прокормить свои семьи. Народ наш воспитан в таком духе, что он никогда не оставит в беде других. Семья и соседи очень ценятся у нас. Мы и сейчас помогаем трудовым мигрантам. Основной барьер, с которым им приходится сталкиваться, - это языковой. Незнание русского языка приводит ко многим негативным последствиям, от которых нам порой бывает очень стыдно. Не все могут достойно повести себя в трудной ситуации. При нашем национальном центре уже год существует воскресная школа, где учат русскому языку, культуре и традициям осетинского народа. Мы поддерживаем и наш родной язык. Ест ведь такие люди, которые хорошо знают русский, но не владеют национальным языком.

Все трудовые мигранты, которые приезжают в Осетию, обязаны встать на учет в УФМС по РСО-Алания. Мы разъясняем нашим мигрантам все законы и их права, чтобы они оставили за собой добрый след на осетинской земле. Мы стремимся и к тому, чтобы осетины, будучи в Таджикистане, чувствовали себя там уютно и комфортно.

ИА REGNUM: Как таджики чувствуют себя на осетинской земле?

Я сам живу в Осетии уже 29 лет. Призвался сюда в армию в 1984 году, и настолько мне здесь понравилось, что потом решил вернуться. Поступил в Горский сельскохозяйственный институт. Тогда, в советское время, я был первым таджиком, в истории этого учебного заведения. Закончил его с отличием, решил остаться здесь и строить карьеру и, признаюсь, никогда об этом не пожалел. Мои земляки, которые побывали здесь, много рассказывают на родине о добром отношении осетин к таджикам. Никто из них еще не жаловался на то, что здесь кого-то оскорбляют или унижают по национальной принадлежности.

ИА REGNUM: Поддерживаете ли вы связь с исторической родиной? Какие-то отношения сохраняете? Конечно, ведь на родине у нас близкие, родители. На всех праздниках мы поздравляем друг друга. Сейчас там нестабильная экономическая обстановка, и мы стараемся как-то поддерживать родных. Большую помощь оказывает нам посольство Таджикистана в России в лице посла Абдулмаджида Достиева. Кроме того, помогает с оформлением документов консул Таджикистана в РФ Садбарг Ганиева. Нам бы очень хотелось, чтобы была возможность преодолевать расстояние до родины быстрее, как это было раньше, когда мы из Беслана до Душанбе попадали прямым рейсом.

ИА REGNUM: С какими проблемами и вопросами обращаются в общество ваши соотечественники?

В основном, проблемы возникают из-за документов в школах, поликлиниках и больницах. Нам приходится с официальными письмами обращаться к руководителям тех или иных организаций, которые с большим пониманием относятся к нашим просьбам.

Поистине большим нашим другом был известный осетинский актер, ныне покойный Бимболат Ватаев, который всегда останется для таджиков великим и родным человеком. Такой след, который он оставил в Таджикистане, еще никто никогда не оставлял, его там помнят и уважают. Честь и хвала ему за то, что сблизил наши народы.

У нас в Осетии уже много смешанных браков, дети наши учатся в республиканских учебных заведениях. Мы часто встречаемся по праздникам, на которые с большим удовольствием приглашаем и осетин, живших когда-либо в Таджикистане. Несколько дней назад мы отмечали Навруз - день весеннего равноденствия. Дословно это означает "новый день", и говорит о том, что по лунному календарю начинается новый год, новый период в природе, когда все вокруг пробуждается.

ИА REGNUM: Северная Осетия - многонациональная республика. Национально-культурные общества, естественно, вносят свой вклад в сохранение мира. Как у вас складываются отношения с другими диаспорами? На всех собраниях, на всех праздниках мы всегда вместе. Мы дружим со всеми национальными обществами. Живем в мире и согласии и стараемся не отделяться друг от друга. Например, в прошлом году мы отмечали Навруз совместно с греческим и дагестанским обществами, которые порадовали нас выступлениями своих ансамблей. Большая заслуга в поддержке наших взаимоотношений принадлежит и руководителю общественного движения "Наша Осетия" Вячеславу Лагкуеву. Всегда мы рядом и с осетинами. Когда произошла трагедия в Беслане, ребята с нашей диаспоры помогали вытаскивать детей из горящего зала. Но этим мы вовсе не хвалимся, потому что мы, как и все, кто тогда находился там, выполняли свой долг.

Кроме того, во время грузинской агрессии в 2008 году, мы находились в пансионате для временных переселенцев в Алагире, где организовали для жителей Южной Осетии обед на 516 человек, а также раздавали денежные выплаты на общую сумму 300 тысяч руб. Было также много доноров из числа таджиков. Всегда нужно быть рядом друг с другом - и в моменты горечи и радости.