"Вряд ли Украине стоит реагировать на такие заявления, поскольку реакция только привлечет к означенным персонам лишнее внимание. Единственным ответом на такие заявление должны стать инвестиции в развитие украинского Придунавья", - заявил 26 марта в интервью корреспонденту ИА REGNUM директор Одесского филиала Национального института стратегических исследований Артем Филипенко, комментируя заявления лидера румыноунионистской Национал-либеральной партии Молдавии Виталии Павличенко о том, что входящие в состав современной Украины Южная Бессарабия и Северная Буковина должны войти в состав Румынии.

Напомним, ранее Виталия Павличенко заявила в интервью ИА REGNUM, что молдавско-приднестровский конфликт должен быть решен между Румынией и Украиной и без участия России путем присоединения Молдавии и упомянутых украинских территорий к Румынии.

По мнению Филипенко подобные громкие высказывания молдавских политиков скорее похожи на попытки привлечь к себе внимание, чем на реальные политические заявления. "Позиция Виталии Павличенко отражает позицию той части молдавских и румынских политиков, которые мечтают о возрождении "Великой Румынии" в границах 1940 года. Однако на самом деле - это попытка за счет эпатажности и провокационности привлечь к себе внимание средств массовой информации. Дело в том, что унионисты как в Румынии, так и в Молдавии не могут предложить своим согражданам внятную антикризисную экономическую программу и поэтому смещают акценты на вопросы "воссоединения румын". Пока что можно констатировать что в ближайшее время никакого объединения Молдавии и Румынии, а уж тем более Бессарабии (включая украинскую часть) и Румынии не произойдет (очевидно, под Молдавией в данном случае подразумевается "территориально-целостная Республика Молдова" в ее "международно-признанных границах", включающих в себя, помимо большей части Бессарабии, еще и Приднестровскую Молдавскую Республику, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM). Потому что это очень дорогостоящий процесс и вряд ли Румыния получит на это санкцию Европейского союза. Что не исключает сценария "мягкого" объединения (с сохранением государственности Молдавии), в котором ключевую роль будут играть повышение социальных и правовых стандартов в Румынии", - считает эксперт.

Кроме того, Филипенко высказал мнение, что создание в украинском парламенте межфракционной группы по взаимодействию с Приднестровьем под руководством коммуниста Сергея Гордиенко может быть полезно, в основном, ПМР. Между тем, влияние подобной активности парламента на украинскую внешнюю политику будет весьма скромным. "Сегодня создание межфракционной группы в Верховной раде по взаимодействию с Приднестровьем приносит больше выгоды самой непризнанной ПМР, чем Украине. Причем выгода эта будет, скорее всего, моральной. Учитывая, что парламент на Украине не играет ключевой роли в международных отношениях, вряд ли стоит ожидать какого-либо кардинального влияния этой группы на переговорный процесс по приднестровскому урегулированию. Тем более, что Украина официально не признает государственность ПМР. Иное дело, если бы группа была трехсторонней (Украина-Молдавия-Приднестровье), тогда украинский парламент мог бы выступить своего рода площадкой для взаимодействия парламентариев Молдавии и Приднестровья. Это стало бы дополнением к контактам на уровне первых лиц. Пока что пользу от создания межфракционной группы в Верховной раде получает президент непризнанной ПМР Евгений Шевчук. У него две задачи. Первая - нейтрализовать оппозицию в парламенте в условиях, когда его политический рейтинг падает. Существовала потенциальная опасность того, что оппозиционные президенту депутаты также попытаются создать такую группу. Насколько известно, создание группы в ВР Украины было пролоббировано по линии контактов между приднестровскими и украинскими коммунистами. А лидер приднестровских коммунистов Олег Хоржан, как известно, поддерживает президента. Вторая задача, которую пытается решить Евгений Шевчук - сохранить хотя бы видимость его поддержки со стороны Украины после того, как он фактически заблокировал переговорный процесс (переговорный процесс фактически заблокировали Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США своими неоднократными попытками нарушить утвержденную в июле 2012 года в Вене всеми участниками формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели) повестку дня переговоров и начать обсуждать статус Приднестровья в составе "территориально-целостной Республики Молдова" и вывод миротворцев России из ПМР с целью замены их на "международную миссию" - прим. ИА REGNUM). Если верить заявлению Олега Хоржана, межфракционная группа будет работать непосредственно с руководством ПМР. Так что, пока обе задачи Шевчуку решить удалось. А насколько продуктивной будет работа группы, зависит уже от депутатов. Пока что Украина, и украинский парламент слишком заняты внутренними проблемами, чтобы обращать внимание на проблемы внешние", - заключил Артем Филипенко.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году. Приднестровье вошло в состав Российской империи в результате ее победы в русско-турецкой войне 1787-1792 гг., что было закреплено Ясским мирным договором между Россией и Турцией. Что касается исторической принадлежности этой территории, то Приднестровье было частью Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Золотой Орды и Крымского ханства. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украины была образована Молдавская Автономная ССР в составе Украинской ССР. 28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией с декабря 1917 года Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.