Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении администрации Кемеровской области, ОАО "РЖД" и 12 железнодорожных операторов, обслуживающих предприятия Кузбасса. Антимонопольная служба хочет разобраться в схеме, по которой вывозить уголь из Кузбасса сейчас разрешено лишь узкому кругу крупных транспортных компаний. Если в 2011 году в регионе работало 200 операторов, то сейчас 16. Участники рынка говорят, что решение властей было вынужденным, но не все эксперты согласны, что схема работает эффективно.

Как пишет "Коммерсант" со ссылкой на высокопоставленный источник в ФАС, служба решила разобраться в схеме работы железнодорожных операторов в Кузбассе. "Поступали жалобы от операторов, потом мы опрашивали грузовладельцев, некоторые также отвечали, что не очень довольны ограничениями по допуску транспортных компаний в регион",- пояснил собеседник издания. Он добавил, что "руководство службы не раз участвовало в совещаниях, на которых поднимался вопрос о транспортном обслуживании Кузбасса, и не скрывало, что к действующей схеме как минимум есть вопросы. Пришло время разобраться в том, как она работает, дать правовую оценку".

Перечень операторов, обслуживающих предприятия Кузбасса, в конце 2011 года был ограничен кругом из 12 крупных компаний, к ним добавилось ОАО "РЖД", которое оперирует привлечённым парком. С тех пор список расширился незначительно, по данным "Ъ", до 16 компаний. Ещё в 2011 году в регионе постоянно работало более 200 железнодорожных операторов. Но, по данным "РЖД", многие из них ставили в Кузбассе порожние вагоны, дожидаясь выгодного заказа на погрузку, тем самым забивая инфраструктуру. За 2011 год количество полувагонов, простаивающих на дороге без грузовых операций более пяти суток, увеличилось на 64%. В результате к осени 2011 года, как сообщало ИА REGNUM, в Кузбассе наблюдался транспортный коллапс. При избытке вагонов суточная погрузка в октябре 2011 года составляла лишь чуть более 7 тыс. вагонов при плане в 7,8 тыс. За два месяца остатки на складах угольных предприятий выросли с 10,6 млн до 12,9 млн тонн.

В октябре 2011 года губернатор Кузбасса Аман Тулеев пожаловался на ситуацию тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву. Уже через две недели в Кемерово провели совещание, по итогам которого был подписан протокол, определивший новый порядок вывоза угля из региона. Областные власти отобрали 12 крупных операторов, с которыми были заключены соглашения на гарантированный вывоз грузов с предприятий Кузбасса. Угольщикам рекомендовали планировать погрузку только в вагоны этих операторов. А ОАО "РЖД" принимало на себя обязательства по неприёму заявок на перевозку в Кузбасс порожних полувагонов других операторов. Впрочем, предполагалось разработать механизм использования вагонов "остальных владельцев" подвижного состава.

В ОАО "РЖД" претензии ФАС считают необоснованными. "Благодаря общим усилиям - администрации области, операторов и нашим - удалось обеспечить ритмичную погрузку угля в Кузбассе в соответствии с поручением руководства страны",- пояснили газете в монополии.