Кажется странным и не совсем понятным, почему маленькая нация, насчитывающая менее 4 млн. жителей, демонстрирует геополитические претензии, заботясь не только о своем государстве, но и представляя себя в качестве организатора региональных (причем понятие "региона" может расширяться до бесконечности) группировок, то и дело претендуя на роль регионального лидера. В этом смысле пример Литвы, пожалуй, уникален. Особенно если сравнивать ее внешнюю политику с внешней политикой двух других прибалтийских государств. Литва пытается объединять на самых различных основаниях другие государства, создавать "группы" и "блоки": не забывая, конечно, о своей "руководящей" роли в этом процессе. Причем не только из числа постсоветских или посткоммунистических, но и вводя в свою орбиту и страны Западной Европы.

Вот лишь некоторые факты. Всем известна "вильнюсская десятка" - группа из десяти стран, которые поставили своей целью интеграцию в НАТО. Созданная по инициативе Вильнюса, эта группа не только добилась своего (семь из десяти ее участников уже у цели), но и, как было решено на последнем совещании глав парламентов государств "десятки" под Вильнюсом, открыла двери для будущих членов (на последнем совещании присутствовала уже и глава парламента Грузии). Теоретически туда могут вступить и стремящиеся в европейские и евроатлантические структуры страны Закавказья и Украина.

Следующей крупной геополитической акцией Вильнюса явилось объединение восьми балтийских стран и стран Северной Европы. Собрав глав парламентов Латвии, Эстонии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании и Исландии, Литва выступила инициатором так называемой "Северо-Балтийской восьмерки", или СБ 8. Встреча состоялась по инициативе председателя литовского сейма Артураса Паулаускаса. Она проходила в городах побережной зоны Литвы - в Паланге, Клайпеде и Ниде. Как было и в случае с "вильнюсской десяткой", идея понравилась и участники встречи приняли решение, что отныне они будут встречаться на регулярной основе. Уже состоялась встреча министров иностранных дел стран СБ 8.

По мнению участников встречи, необходимо усиливать роль парламентариев в расширенном Евросоюзе, координировать деятельность представителей парламентов в Европарламенте, а также согласовывать позиции после того, как страны Балтии войдут с 1 мая 2004 года в ЕС. Литва также использовала новосозданную группу для защиты своих интересов в вопросе об объекте Д-6 в Балтийском море (по крайней мере, в устных выступлениях участники встречи поддержали претензии Литвы к России). Вскоре Литва выступила с инициативой создания "балтийской" группы в европарламенте.

Вообще в Вильнюсе чуть ли не ежедневно проходят международные форумы, симпозиумы, заседания европейских и евроатлантических организаций. Вильнюс видит себя маленьким восточным Брюсселем, куда то и дело съезжаются на встречи главы, министры иностранных дел различных государств, специалисты в определенных сферах из всего мира.

Последним - и довольно амбициозным - геополитическим демаршем Литвы стала инициатива "3 плюс 3", с которой Литва, в лице председателя сейма А.Паулаускаса, выступала и раньше, но к практическому осуществлению которой приступил президент Литвы Роландас Паксас во время своего визита в сентябре 2003 в страны Закавказья. Речь идет о тесном сотрудничестве трех закавказских (Грузия, Армения и Азербайджан) и трех прибалтийских республик. На встречах Р.Паксаса с руководителями закавказских стран говорилось о "прямом", в обход России, транспортном коридоре: через Украину (как раз в это время Литва, в переговорах с Украиной, проталкивает проект транспортного коридора "Клайпеда-Одесса", в котором намечено использовать прямой поезд Viking) в Закавказье.

Однако за "транспортным" коридором скрывается и более глубокий, геополитический коридор: определенный вектор согласования внешней политики шести стран. Вильнюс понял все преимущество своей ситуации и ею воспользовался: три закавказских страны смотрят в сторону Западной Европы и Америки, в то время как прибалтийские страны уже прошли путь интеграции в ЕС и НАТО. В этом качестве они не могут не быть притягательным примером. Брюссель и Страсбург еще далеко, а знакомый Вильнюс, выступающий в качестве полпреда постсоветских стран, рядом.

Во время визита в Закавказье Р. Паксас не скрывал амбиций Литвы, заявив прямо, что Литва могла бы быть "мостом" между ЕС и НАТО и государствами Южного Кавказа. В частности, выступая в Армении, президент Литвы сказал следующее: "На мой взгляд, Литва могла бы принять активное участие в формировании и исполнении восточной политики Европейского Союза и НАТО. Для этого у Литвы есть необходимый опыт сотрудничества с восточными соседями, в конце концов, этого от нас ожидают наши партнеры в Европейском Союзе и НАТО". На самом деле - "организующая" роль Литвы в процессе привлечения стран постсоветского региона в поле влияния ЕС и НАТО всячески поощряется последними.

25 сентября 2003 информационное агентство BNS распространило сообщение: "Должностное лицо США: Литва может перенять роль "европейского лидера". Известный эксперт по политике безопасности США, один из архитекторов "расширения НАТО", он же президент неправительственного натовского комитата США и член совета по международным отношениям Брюс Джексон заявил во время своего визита в Вильнюс, что после ухода от активной деятельности ряда "моральных авторитетов", таких как бывший президент Чехии Вацлав Гавел, Литва может унаследовать "европейское лидерство"".

А вот мнение высокого американского чиновника о визите Р.Паксаса в страны Закавказья: "Когда он прибудет в Вашингтон, он сможет рассказать нашему президенту, что он делал на Кавказе и что можно сделать в будущем". В свою очередь сопровождавший его посол США в Литве Стивен Мал (Stephen Mull) заявил, что Р. Паксас - "очень ответственный друг Соединенных Штатов, которого американцы уважают и ценят". Напомним, что руководимая Вильнюсом "вильнюсская десятка" была чуть ли не главным европейским козырем Дж.Буша в момент, когда решался вопрос об интервенции в Ирак. В то время Франция и Германия, а также ООН, не поддержали прямой интервенции. В этой ситуации Дж. Буш, получив полную поддержку "вильнюсской десятки", стал говорить о "старой", антиамериканской, и "новой", проамериканской, Европе, на которую он, в крайнем случае, и обопрется.

Не является ли такая политика Вильнюса, в особенности в том, что касается стран Закавказья, традиционной зоны влияния России, вызовом Москве? Думается, что да: ведь в Литве прекрасно осведомлены о том, что Россия первой предложила странам Южного Кавказа формулу сотрудничества "1 плюс 3". Во время визита Р.Паксаса в Закавказье об этом напомнил председатель комитета по международным делам сейма Г.Киркилас признав, что Россия "интересуется" этим регионом; более того, она сама выдвинула идею сотрудничества по формуле "1 плюс 3", однако, мол, ей не удалось ничего добиться из-за конфликта между Арменией и Азербайджаном. Конкуренция, таким образом, возникла даже на уровне названия инициативы.

Непосредственно после визита Р.Паксаса в страны кавказского региона в Вильнюсе состоялась международная конференция. В ней приняли участие делегации из Грузии, Армении и Азербайджана, представители стран НАТО, официальные представители ЕС и НАТО, а также представители Литвы, Латвии и Эстонии. Основной вопрос, обсуждавшийся на конференции: как опыт балтийских государств может послужить странам Закавказья в укреплении стабильности в этом регионе. В интервью по следам конференции министр обороны Литвы Линас Линкявичюс, по сути, лишь подтвердил вышеприведенное высказывание президента о Литве как "исполняющем органе" ЕС и НАТО в регионе: "Несколько лет назад секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон побуждал нас активно сотрудничать в регионе Кавказа. Признаюсь, сначала это казалось странным, ведь Литва и страны Южного Кавказа разительно отличаются друг от друга. Но в прошлом году мы подписали договоры о сотрудничестве со всеми тремя странами, теперь мы им хотим передать свой опыт. Стабильность в странах Южного Кавказа беспокоит и НАТО и ЕС. Вскоре Литва станет членом НАТО и ЕС, поэтому мы хотим быть активными. Мы хотим не только принять поддержку, но и оказать ее тем, кому особенно это нужно".

Понятно, что когда речь идет о геополитических влияниях, все говорят о благородных целях, о "передаче опыта", о "поддержке" и "помощи". Геополитические цели никогда и не выступали под другой одеждой.

Региональное лидерство Вильнюса и позиция Риги и Таллина

Как же относятся две другие прибалтийские республики к региональному лидерству Литвы? Официальных заявлений латвийских и эстонских властей по этому поводу не было и, по понятным дипломатическим причинам, быть не могло. Зато "отдельные" высказывания, как и некоторые моменты поведения политиков из соседних прибалтийских стран, не оставляют сомнения, что как Риге, так и Таллину, не нравится чувствовать себя "в тени" Вильнюса. Можно сказать, что Латвия и Эстония, зная, что истоки инициатив Литвы лежат в НАТО и США, скорее всего вынуждены "терпеть" геополитическую амбициозность своего соседа (принимая участие в им организованных форумах), стараясь не придавать ей особого значения. Выпячивая, в свою очередь, свое лидерство и прогресс в других областях. Скажем, Рига претендует на роль "коммерческого" и "бизнес-центра" Прибалтики. Таллин считает себя более продвинутым в экономических реформах. Еще недавно он был единственным кандидатом в члены ЕС, в то время как Литва и Латвия в группу кандидатов долгое время не допускались. Тем не менее геополитические амбиции Вильнюса вызывают постоянное раздражение у прибалтийских соседей. Знаменательным фактом здесь можно считать особую позицию Эстонии в отношении сохранения "вильнюсской десятки". На совещании глав парламентов стран десятки Эстония, единственная страна "десятки", выступила за роспуск "выполнившей свои задачи" структуры. Однако председателю парламента Литвы А.Пауласкасу удалось добиться сохранения этой группы.

Во время визита президента Литвы в страны Закавказья литовские СМИ не раз писали о "неудовлетворении", выражаемом представителями Латвии и Эстонии. Авторитетный литовский ежедневник Lietuvos žinios цитирует следующую характерную реакцию прибалтийских соседей: "Литовцы опять стараются выскочить впереди других". "Соседние балтийские страны возмущены тем, что Литва одна берется за эту инициативу", - пишет газета, имея в виду инициативу "3 плюс 3". И в самом деле, советовалась ли Литва с президентами и правительствами Латвии и Эстонии перед тем, как Р.Паксас отправился на Кавказ с инициативой, касающейся (согласно реализуемому плану США и НАТО) в одинаковой мере как Литвы, так и двух других балтийских стран? Маловероятно. Вся история регионального лидерства Литвы, начиная с "вильнюсской десятки", свидетельствует о том, что, как правило, Литва действует в одиночку, как и положено "инициатору". В этом есть и свой смысл: начни Вильнюс предварительно "советоваться" с Ригой и Таллином на высших уровнях, дело застопорилось бы, потому что сразу же возник бы вопрос о "своем" понимании проблемы, о "лидерстве": неудовлетворение и разногласия, национальные амбиции (а что они есть - свидетельствует хотя бы литовско-латвийская "война свиней") проявились бы на подготовительном этапе. Однако когда инициатива состоялась, группа сотрудничества образовалась, две другие прибалтийские страны ставятся перед фактом. Остается "принимать участие" в новой региональной группе. Возможности для высказывания официального неудовлетворения остается мало: тем более что опытная литовская дипломатия использует и далее беспроигрышный, испытанный при решении калининградского транзита в отношении России, метод - постоянно подчеркивается, что Литва действует не в одиночку, а с благословения и поддержки европейских и евроатлантических структур. Как можно официально выступать против проявляющегося в геополитических инициативах лидерства Литвы, если Литву к инициативам побуждают ЕС и НАТО? Это означало бы выступать против интересов этих мощных структур, которые для Латвии и Эстонии являются жизненно важными ценностями.

Корни геополитического менталитета Литвы

Такая геополитическая претенциозность маленького государства кажется загадочной (ни Латвия, ни Эстония в такие игры не играют), если не вспомнить, что Литва, в отличие от двух других прибалтийских стран, - тоже имперское государство с очень древней историей, которое на протяжении столетий было соперником русских княжеств и централизаторских устремлений Москвы, отчасти - вторым после Москвы центром консолидации раздробленных русских княжеств. Доля славянских территорий и славянского населения в Великом княжестве Литовском достигала 90%, на протяжении веков делопроизводство и законодательство велось на старославянском языке. Литва вела постоянные войны с Киевом и Москвой, с Польшей (с которой впоследствии на некоторое время объединилась), немецкими орденами, Швецией. Не только Калининградская область, но и такие города, как Смоленск, Псков, Тверь, а еще раньше, во времена правления великого князя Витаутаса (Витовта), сам Киев были во владении литовских князей. Так литовский князь Йогайла (Ягайла) был королем Польши, а литовско-польский князь Владислав в 1610 г. был даже избран московскими боярами царем Московской Руси и долгое время имел подписанный боярами документ, не желая с ним расставаться даже тогда, когда от него этого требовали. Брат Ягайлы Владимир был киевским князем, после него Киевом владел Скиргайла, а когда тот в 1397 г. умер, великий князь литовский Витаутас (Витовт) отдал Киев Йонасу Альгимантайтису.

Но, может быть, эти времена литовской мировой славы стали давно страницами истории, которую изучают лишь на исторических факультетах? Нет, культ тех времен, который выражается в культе литовских князей и королей, более чем жив в сегодняшней Литве. Уж не говорим о названиях улиц и площадей (центральная улица Вильнюса - проспект Гедиминаса (Гедимина)). День коронации Миндаугаса (Миндовга) считается даже государственным праздником. Только что в самом центре Вильнюса открыт большой памятник Миндаугасу. В двухстах метрах от него, с другой стороны Кафедрального собора, возвышается памятник великому князю Гедиминасу в доспехах рыцаря и с мечом в руке. А еще выше, на горе, находится замок самого Гедиминаса, место паломничества литовцев и туристов со всего мира. В 2003 году для удобства посетителей государством открыт фуникулер. Знаменательна также идея литовских властей воссоздать (практически с нуля) так называемый "Дворец правителей", резиденцию великих князей у подножия горы Гедиминаса. Проект стоит колоссальных денег и много раз критиковался оппонентами, считающими идею создания "декоративного дворца" (обнаружены лишь подземные остатки фундамента) бессмысленной и разорительной. Тем не менее, осуществление проекта идет полным ходом.

Похоже, литовцы просто сохранили "геополитический менталитет" с имперских времен. Не знаменательно ли, что в то время как имеющая "великое прошлое" амбициозная Литва уже провозгласила независимость от СССР, Латвия и даже опережающая сегодня по многим критериям своих прибалтийских соседей Эстония осторожно приглядывались к ситуации, решая, что делать? Психологический момент тоже не надо сбрасывать со счетов. Великая в прошлом нация, владевшая огромными территориями и бывшая одним из главных действующих лиц на исторической сцене, уменьшилась до статуса маленькой нации и маленького прибалтийского государства, на столетия потеряла свою государственность, претерпела унизительные репрессии и только недавно вернулась к независимости. Таким образом, в психологическом плане геополитические претензии современной Литвы могут рассматриваться как компенсаторные: в каком-то смысле на этой волне Литва освобождается от травм и напоминает себе свое великое прошлое.