Какие страницы белорусской истории являются наиболее славными и какие личности можно назвать белорусскими национальными героями - данные вопросы получили новые ответы в "постперестроечный" период. В настоящее время официальная историография Белоруссии переживает очередной этап "переоценки ценностей", отказываясь от устоявшихся терминов, традиционной трактовки событий и роли в них выдающихся личностей. Появляются новые мифы, согласно которым существует "белорусская цивилизация", выдающиеся деятели разных народов провозглашаются "белорусскими" и т.д. О критериях, по которым можно определить белорусского национального героя, 25 марта рассказал корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк, кандидат исторических наук, доцент Александр Гронский.

"Если проследить, кто же становится национальными героями, то можно выделить следующие критерии. Во-первых, человек должен бороться, чаще всего - воевать за интересы народа, а не свои личные. Во-вторых, герой чаще погибает в борьбе, чем создаёт дополнительный трагизм. В-третьих, герой может ещё заниматься политикой и достичь в ней определённых успехов. Думаю, что это основные критерии, может быть, можно найти ещё. На роль национальных героев трудно предложить деятелей культуры, т.к. даже если они и умирали не своей смертью, то это в общественном мнении не рассматривается как подвиг.

О белорусских национальных героях говорить сложно. В донациональный период, т.е. до начала XIX в., а может и позже, называть кого-нибудь "национальным" можно лишь весьма условно. В белорусском варианте тут ещё одна проблема. Если, допустим, никто не сомневается, что Александр Невский или Дмитрий Донской были русскими князьями, ведь можно посмотреть источники, то кого-нибудь вроде Витовта, Константина Острожского, династий Сапег или Радзивиллов назвать белорусами сложно по причине того, что их так при их жизни никто не называл, да и они сами не думали таком самоименовании.

Всевозможные народные вожди, например, Василий Вощило, в большей степени претендуют на роль именно белорусских героев, т.к. по современным убеждениям, носителями белорусской культуры и сознания в то время были не высшие классы, а простой народ. Вощило - именно представитель простого народа, т.е. по формальному признаку своего социального происхождения он может рассматриваться белорусским героем. Деятели типа Тадеуша Костюшко или Константина Калиновского, как и все остальные их сторонники, также не могут быть названы белорусскими национальными героями. Ведь они поднимались на восстания не за белорусскую идею, а за польскую. Например, для доказательства того, что Калиновский был белорусом, пришлось фальсифицировать документы, вставив туда слова "белорусы" и "белорусская земелька", также пришлось придумать ему белорусское имя Кастусь. Это говорит само за себя.

Исторические персонажи вроде Александра Суворова или Михаила Муравьёва боролись с польскими влияниями, чем косвенно дали возможность появиться белорусской идее. Однако многие представители общественности, воспринимающее белорусами только тех, кого назначат "сынами Белоруссии", вряд ли быстро воспримут эти личности как белорусских национальных героев.

По-моему, на сегодняшний день самым простым и приемлемым для общества является героика времён Великой Отечественной войны. В белорусском обществе существует определённое согласие в представлениях о последней войне; живы ещё люди, пережившие её; по причине большого количества книг, фильмов и песен о той поре существует определённый эмоциональный фон по отношению к 1941 - 1945 гг. Попытки прозападной оппозиции критически пересмотреть героику Великой Отечественной не только ничего не меняют, но ещё и провоцируют общественное неудовольствие деятельностью оппозиционеров. Это говорит о том, что героика Великой Отечественной является для белорусов наиболее значимой.

Для того, чтобы появились реальные национальные герои в других периодах истории, нужна согласованная работа учёных, культурных деятелей - популяризаторов и желание общества гордиться конкретными историческими персонажами. "Фальшивые герои" не могут стать белорусскими национальными героями".

Как сообщало ИА REGNUM, в 2012 году власти Белоруссии в рамках госпрограммы "Замки Белоруссии" активно восстанавливали имения польско-литовской шляхты. В восстановленном за счёт бюджетных средств имении Радзивилов в Несвиже был организован бал с участием российских шоуменов. Год юбилея Отечественной войны 2012 года в Белоруссии, судя по сообщениям государственных СМИ, прошел под знаком "года Радзивиллов" - династии литовско-польских князей, имевших обширные землевладения в Речи Посполитой. В одном из имений Радзивилов в Кричевском старостве (волости), переданных арендатору, в 1740-1744 произошло восстание под руководством простолюдина Василия Вощило. Первоначально он пытался добиться правды у Иеронима Радзивилла, жалуясь на арендаторов, за что был жестоко наказан. После этого Вощило объявил себя внуком Богдана Хмельницкого и собрал народное ополчение. Восстание имело широкий размах и было жестоко подавлено. В советской историографии личности Вощило уделялось большее внимание, нежели Радзивиллам, в настоящее время - наоборот: о Вощило вообще не вспоминают, а Радзивиллов объявили "белорусскими князьями".

Напомним, в 2012 году власти Белоруссии продемонстрировали отказ от использования термина "Отечественная война 1812 года" и провели лишь одно значимое мероприятие, посвященное юбилейной дате - международную конференцию 23-24 ноября в Белгосуниверситете, где было снова заявлено о том, что Отечественная война 1812 года не является Отечественной для белорусов, а также о том, что битва при Березине - это успех Наполеона. Власти Белоруссии 24 ноября 2012 года приняли активное участие в чествовании наполеоновских солдат, погибших при переправе через Березину.

В 2013 году власти Польши и Литвы отмечают юбилей "январского восстания" 1863 года, когда часть дворянства Царства Польского выступила за отделение от Российской Империи и восстановление независимости польского государства - Речи Посполитой в границах 1772 года, т.е. включая земли современных Белоруссии, Украины и Литвы. На территории Северо-Западного края империи (современная Белоруссия и Литва) отрядами польской шляхты руководил Викентий Калиновский, более известный в белорусской художественной литературе как "Кастусь Калиновский". Белорусское крестьянство не поддержало польский мятеж, активно выступив на стороне законных властей, что не помешало советским историкам объявить выступление польской шляхты "крестьянским" восстанием, "национально-освободительным" и едва ли не обособленным от варшавского руководящего центра.

Официально власти Белоруссии не отмечают юбилей польского антироссийского восстания 1863 года. Тем не менее, 2 февраля на минском Главпочтамте состоялась торжественная церемония гашения открытки с маркой "175 лет со дня рождения Кастуся Калиновского", выпущенной в обращение 28 января министерством связи и информатизации Белоруссии. В Минске 28 февраля в Центральной научной библиотеке Академии наук Белоруссии открылась выставка "Страницы истории восстания 1863-1864 гг.", в рамках которой польские и белорусские исследователи выказали свою оценку значению данного события. На открытии выставки выступил директор Польского института в Минске Петр Казакевич, который отметил, что Россия была для белорусов "чужим государством". Позже, 11 марта в Президентской библиотеке Белоруссии открылась экспозиция "За достоинство! За Родину!", приуроченная к 150-летию польского антироссийского восстания 1863-1864 годов и 175-летию со дня рождения одного из его руководителей - Викентия Калиновского (Кастуся Калиновского). Недавно, 20 марта в минском Национальном историческом музее Белоруссии открылась выставка документов и материалов "Восстание 1863-1864 гг.".

До этого, 20 января в Минске состоялась научная конференция "Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя". По мнению белорусских учёных, польское восстание 1863 года не было поддержано белорусским крестьянством, а такие вопросы, как террор польских повстанцев в отношении православного населения Белоруссии до сих пор полностью не изучены. Прозападная оппозиция в Белоруссии пассивно участвует в мероприятиях, посвященных 150-летию антироссийского мятежа. В ходе состоявшегося 25 марта в Минске оппозиционного митинга участники собирали подписи за установку памятника руководителю антироссийского восстания на территории Северо-Западного края Российской империи Викентию Константину Калиновскому. В настоящее время имя Калиновского носит одна из минских улиц.