"Следует разделять понятие героя как исторического персонажа и понятие героя как личности, совершившей героические и значимые для белорусского народа деяния", - заявил 25 марта корреспонденту ИА REGNUM белорусский писатель, председатель витебского общественного объединения "Русский дом" Андрей Геращенко, комментируя проблематику критериев, по которым можно определить белорусского национального героя.

"Василий Вощило, Викентий Калиновский, Михаил Муравьёв-Виленский, Януш Радзивилл и многие другие личности являются персонажами белорусской истории и в этом смысле их можно назвать её действующими лицами, - сказал Геращенко. - Что же касается героических поступков, то здесь всё сложнее. Если возвращаться к нашим истокам, то они в православии Полоцкого княжества, в его русской составляющей. Наш народ до воссоединения с Россией после трёх разделов Речи Посполитой всегда старался сохранить свою русскость, свой родной язык, свою православную веру (пусть даже и под видом униатства). Именно поэтому личности, отдававшие свои жизни в этой борьбе за права людей, за национальное достоинство белорусов, на мой взгляд, и являются героями с точки зрения совершённого ими".

"Среди белорусских национальных героев конечно же, Василий Вощило, тот же Франциск Скорина, напечатавший в Праге первую "Библию Русскую", но никак не Януш Радзивилл и Викентий Калиновский - сторонники чуждой белорусам польской государственности и сохранения бесправия белорусов", - заявил белорусский литератор.

По мнению Геращенко, в советской историографии незаслуженно принизили роль выдающегося государственного деятеля, героя Отечественной войны 1812 года, усмирителя польских антироссийских мятежей 1831 и 1863 годов Михаила Муравьёва, известного также как Муравьёв-Виленский (известны также Муравьёв-Карский и другие представители этого аристократического рода). После усмирения польского мятежа 1863 года граф Муравьёв занимал должность генерал-губернатора Виленского и приложил немало усилий для проведения реформы 1861 года и развития школьного образования в Северо-Западном крае. В советской историографии Муравьёва-Виленского стали именовать не иначе, как "вешателем" - на манер польской историографии, напомнил писатель.

"Михаил Муравьёв - фигура, конечно же, положительная: человек достойно и хорошо делал своё дело, прекратил кровавый мятеж и сохранил тысячи жизней. Но такие оценки зависят от личной позиции и национальной самоидентификации. Понятно, что для противников России, российско-белорусской интеграции, герои - это представители шляхты, давно перешедшие в католичество, полонизированные и являющиеся сторонниками польской государственности", - отметил Геращенко.

"Что оставалось белорусского в представителях шляхты? Они, если называть вещи своими именами, отказались от веры предков, от языка своего народа и, за то, что их приняли в состав польской шляхты, помогали держать свой народ в повиновении. Я в этом точно ничего героического не вижу. Обычно это принято называть другими словами", - сказал белорусский писатель.

Геращенко считает, что героическому есть место во все времена, в т.ч. и сегодня. При этом на статус национального героя может претендовать не каждая личность. По словам Геращенко, часто эгоистичные, корыстные устремления отдельных небесталанных личностей позиционируются как "борьба за интересы народа", а такие деятели - как "белорусские герои", что, на самом деле, неправомерно. Оценку личности должна дать история, которая хранится в народной памяти, считает писатель.

"Если говорить о современниках, то герои нашей нынешней истории - это люди, которые вносят большой вклад в нашу экономику, искусство, рискуют жизнью, охраняя покой общества. Но никак не те, кто сидит на западные деньги в Варшаве или Праге и без конца поливает Белоруссию грязью. Эти - вторые, несмотря на их крики о том, что они готовы "жизни отдать за победу над диктатором Лукашенко", никаких симпатий у меня не вызывают. Скорее, напоминают мальчиша-плохиша с его коробкой печенья и банкой варенья", - констатировал белорусский литератор.

Как сообщало ИА REGNUM, официальная историография Белоруссии переживает очередной период "переоценки ценностей", отказываясь от устоявшихся терминов, а также от традиционной трактовки событий и роли в них выдающихся личностей. Появляются новые мифы, согласно которым существует "белорусская цивилизация", выдающиеся деятели разных народов провозглашаются "белорусскими", провозглашаются новые символы белорусской культуры. Ряд белорусских публицистов требуют пересмотра ключевых положений белорусской истории, выдвигают альтернативные версии происхождения белорусов, а также альтернативные кандидатуры на роль белорусских национальных героев.