Лидер партии "Наследие", экс-кандидат в президенты Армении Раффи Ованнисян, набравший на президентских выборах 18 февраля около 37% голосов и объявивший себя "избранным президентом", продолжает голодовку на ереванской площади Свободы. Напомним, что Ованнисян обещает продолжить свою акцию до 9 апреля, когда должна состояться инаугурация избранного президента Сержа Саргсяна. Официально занять пост главы государства Саргсян, согласно недавним заверениям голодающего политика, сможет "лишь через его труп".

Однако на последнем митинге своих сторонников 22 марта Раффи Ованнисян выступил с весьма неожиданным заявлением, содержание которого заставляет предположить, что с протестным движением, сформировавшимся вокруг лидера "Наследия", очень скоро будет покончено. "Несгибаемый" оппозиционер (а именно так позиционировали Ованнисяна его сторонники) сказал, что на определенных условиях готов признать Саргсяна законным президентом. Скажем сразу - это означает, что Ованнисян и его команда, на самом деле, сами не верят в собственные заявления о победе, которая-де у них была "украдена" властями. Собственно, об этом, как признался президент Армении Серж Саргсян, и заявил сам Раффи Ованнисян на встрече с ним сразу после выборов. Но еще более существенно, на каких именно условиях лидер "Наследия" готов признать свое поражение и прекратить голодовку.

Условия, заметим, традиционны - получение видных постов в системе исполнительной власти. Ованнисян предлагает позволить ему назначить руководителями восьми ведомств своих соратников. Речь идет о постах Генпрокурора, председателя Службы Нацбезопасности, МИД, Контрольной палаты, Совета юстиции, Антикоррупционной комиссии, Комитета госдоходов.

Местные наблюдатели сразу обратили внимание на тот факт, что среди названных должностей отсутствует пост руководителя министерства труда и по социальным вопросам - и это при том, что в ходе избирательной кампании и после неё основной акцент в риторике лидера "Наследия" делался именно на вопросах социальной справедливости. Ближайший соратник Ованнисяна, депутат парламента Степан Сафарян в интервью одному из ереванских изданий объяснил это тем, что для улучшения социальной сферы надо сперва навести порядок в экономике. А на резонный вопрос, почему же тогда Ованнисян не потребовал заодно и поста премьер-министра, ответил, что "о том, чтобы уступить эту должность, должен подумать сам президент".

Совершенно непонятно, с какой стати действующий глава государства должен думать о том, какие еще должности (кроме затребованных) он должен "уступить" оппозиции. Серж Саргсян, как утверждается, готов предоставить Ованнесяну должность руководителя Комиссии по реформированию Избирательного кодекса - с учетом того, что лидер "Наследия" требует усовершенствовать этот документ и провести досрочные выборы в парламент. Но это - предел уступок, на которые готова пойти власть.

Отметим, что направив указанные требования в администрацию президента, Раффи Ованнесян попросил своих сторонников на площади Свободы "с пониманием" отнестись к его инициативе. Однако можно с уверенностью предположить, что никакого понимания у большей части 540 тысяч граждан, проголосовавших за Ованнисяна, этот его шаг не найдет. Подавляющее большинство протестного электората почувствует себя жестоко обманутым. Люди придут к выводу, что борьба ведется не за справедливость, а за должности, и в этом смысле Раффи Ованнисян не ушел далеко от всех тех политиков, которые многие годы подряд, выдавая себя за оппозиционеров, в конечном счете конвертировали свои электоральные успехи во вполне осязаемые, конкретные блага. Обида будет тем сильнее, что совсем недавно был еще один повод для разочарования: набравшая на парламентских выборах в мае прошлого года партия олигарха Гагика Царукяна "Процветающая Армения" (ППА) уклонилась от участия в президентской кампании. И всем было понятно, что Царукян, по сути, бежал с поля политических баталий, поскольку опасался за сохранность своего бизнеса и не захотел "портить отношения" с властями. Возможно, именно в силу разочарования избирателей в Царукяне, Раффи Ованнесян, не обладающий материальными и организационными ресурсами Царукяна, неожиданно сумел получить на 90 тысяч голосов больше, чем "Процветающая Армения". Теперь же настало время для очередного разочарования.

Успех Раффи Ованнисяна на выборах президента стал явлением феноменальным. Но сейчас можно сказать, что этот феномен по неясным пока до конца причинам, самоликвидировался. И особенно странно, что произошло это незадолго до выборов в Совет старейшин Еревана. Успех Ованнисяна вдохновил оппозиционные силы - Армянский национальный конгресс, АРФ "Дашнакцутюн", "альтернативную" ППА, которые не стали скрывать надежд "взять" столичную мэрию, лишив правящую Республиканскую партию Армении монополии в Совете старейшин. Как уже указывали эксперты ИА REGNUM, этим надеждам в любом случае вряд ли суждено было осуществиться в полной мере, но сегодня уже совершенно ясно, что на фоне всеобщего разочарования "битву за Ереван" оппозиция проиграет с треском. И теперь только от действующей власти будут зависеть масштабы и темпы остро необходимых стране социально-экономических и политических реформ. Оказать какое-либо ощутимое влияние на эти процессы оппозиция в обозримом будущем не сможет - хотя бы потому, что действенной и авторитетной оппозиции, пользующейся доверием граждан, в стране не будет.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)