Пресс-конференция и.о. муфтия Татарстана Камиля Самигуллина в казанской мечети "Сулейман" стала публичным оглашением его предвыборной программы перед выборами председателя Духовного управления мусульман республики.

Симптоматично, что само мероприятие состоялось именно в этом мусульманском приходе, поскольку неофициальным соперником главного претендента на пост муфтия до выдвижения кандидатов считался имам этой мечети Ильдар Баязитов. Тем более, что Самигуллин представил его и главу Совета улемов ДУМ Татарстана Рустама Батрова, а также проректора Казанского исламского колледжа Нияза Сабирова в качестве своих помощников. После этого стало понятно, что никакой интриги с возможным выдвижением Баязитова группой делегатов VI съезда мусульман Татарстана, на котором и пройдут выборы четвертого муфтия республики (согласно уставу ДУМ РТ группа делегатов прямо на съезде может выдвинуть своего кандидата), не будет.

Упор в своей работе Самигуллин намерен сделать на социальных проектах и развитии мусульманского образования, поэтому он включил в свою команду Баязитова, у которого много лет работает реабилитационный центр для слепых, и двух преподавателей из религиозных учебных заведений Казани. Реверанс был сделан и в сторону "здорового татарского национализма". "Татары в течение нескольких веков занимали лидирующее положение и в области образования, и в области издательства и просветительской деятельности. Вся мировая мусульманская общественность перенимала опыт казанских ученых и богословов. Мы, нынешнее поколение, должны перехватить эту эстафету и продолжить работу в данном направлении", - заявил Камиль-хазрат.

Вероятно, данный призыв должен стимулировать чувство национальной гордости татар за свое богословское наследие, поскольку проблема экспансии фундаменталистов с Северного Кавказа отнюдь не снята, а низкопоклонство татарской молодежи перед миссионерами с Юга России продолжается. Самигуллину необходимо доказать, что он, в первую очередь, татарский, а не космополитично настроенный религиозный деятель.

Глядя на команду Самигуллина, становится понятно, что всю мусульманскую умму Татарстана ожидает омоложение руководящих кадров: Баязитову всего 40 лет, Рустаму Батрову - 35, Ниязу Сабирову исполнится 29 лет, а самому Самигуллину 22 марта исполнилось 28. Впрочем, тенденция к омоложению кадров для Татарстана уже стала привычной: в рядах светской власти происходят такие же "молодежные" назначения.

На брифинге было заметно, что в своей предвыборной программе и.о. муфтия максимально старается отойти от открытого обозначения проблемы ваххабизма. Даже самого этого слова не прозвучало, хотя было сказано об идеологических различиях - это отрицать никак не получается. "Да, возможно, наши взгляды в чем-то не совпадают. Но различие не значит расхождение. Единство уммы не требует отсутствия разнообразия во взглядах. Не нужно отождествлять разнообразие и разобщенность. Разнообразие - это благое свойство, милость Аллаха, а разобщенность же несет вред, это проклятие. Поэтому единства можно достичь, не жертвуя различиями", - заявил Самигуллин, тем самым поставив организационное единство важнее идеологических различий.

Это можно назвать и умиротворением. С другой стороны, нужно понимать, что это в Казанском кремле стараются сейчас любым путем обезопасить проведение Универсиады, в том числе, договориться с ваххабитами, чтобы те вели себя, так сказать, поспокойнее. Не секрет, что часть противников предыдущего муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова из числа ваххабитов приветствует приход Самигуллина на пост главы мусульман региона. Некоторые стремятся получить себе посты в ДУМ РТ при новом муфтии, например, в его Совете улемов. И если власти и новый муфтий пойдут на это, то можно говорить, что тактика ваххабизма (террор, запугивание, шельмование в СМИ и др., чему подвергся уходящий муфтий Фаизов) работает и дает свои результаты.

Главное, чтобы не произошло возвращение ваххабитов на руководящие роли в мусульманской умме. Устранение ваххабитов с постов мухтасибов и имамов главных мечетей, осуществленное прежним муфтием, не должно быть дезавуировано новым муфтием. Эти достижения Ильдуса-хазрата должны быть закреплены - нельзя возвращаться назад и реабилитировать ваххабизм. Наивно думать, что ваххабитов можно контролировать или ими можно манипулировать. Опыт показывает, что обычно все происходит наоборот - именно под них начинают подстраиваться и идти на уступки.

Айрат Галимзянов, политолог