В Оренбургской области 2012 год стал сложным в реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жильё - гражданам России". За год в регионе введено лишь 704,5 тыс. квадратных метров жилья, что составляет 95 % к уровню 2011 года. Снижение объемов жилищного строительства допущено в 20 муниципальных образованиях. И это несмотря на то, что за 2012 год в целом по области на 12,7% увеличились объёмы бюджетного финансирования жилищной сферы, на 36,2% возросло ипотечное жилищное кредитование. Об этом 20 марта на заседании Совета при губернаторе Оренбургской области по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике сообщил глава региона Юрий Берг, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Сергей Домников отметил, что национальный жилищный проект - это программа действий, предполагающая разработку правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём определённых категорий граждан: "Необходимость комплексного решения жилищной проблемы очевидна. К примеру, дешёвая ипотека без поддержки темпов и объёмов строительства влечёт дефицит жилья, и, как следствие, рост цен на него. Отсутствие участков, обеспеченных коммуникациями и дорогами, приводит к тому, что застройщик включает затраты на их возведение в стоимость квадратного метра жилья, и цена на него вновь взлетает. В результате положение граждан не изменяется".

Домников подчеркнул, что именно по этой причине в 2011 году в Оренбургской области, так же, как и во всех субъектах Российской Федерации, была разработана областная целевая программа развития жилищного строительства до 2015 года. Основной её целевой показатель - объём ежегодного ввода жилья с перспективой до 2020 года "один квадратный метр на одного человека" - установлен и контролируется Минрегионом. Кроме того, в мае 2012 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным уточнены приоритетные направления государственной жилищной политики, установлены новые ежегодные индикаторы. Большинство из них ещё не подкреплены федеральными нормативными актами. Вместе с тем по ряду из них работа уже началась.

Финансирование приоритетного национального проекта в 2012 году составило 5,6 млрд рублей. Наиболее значительный рост денежных вливаний произошёл по направлению "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан", в частности, граждан, уволенных с военной службы и переселенцев. Сергей Домников отметил, что год от года в Оренбуржье целенаправленно велась работа по увеличению спроса: " Если выделяемый для этого объем средств в общих затратах на реализацию нацпроекта составлял около 40% в 2006 году, то к 2012 году он составил почти 60%. Безусловно, спрос рождает предложение. И это первичный, но далеко не единственный фактор, способствующий увеличению объёмов жилищного строительства. Необходима адекватность предложения, которая выражается, прежде всего, в ценовой доступности. А она, в свою очередь, зависит от наличия земельных ресурсов, обеспеченности их инженерной инфраструктурой, развитости стройиндустрии".

В 2012 году Минрегионом России перед Оренбуржьем ставилась задача по вводу в эксплуатацию 810 тысяч квадратных метров жилья. Планы, по словам министра строительства области, очень напряжённые, тем более с учётом того, что в 2011 году достигнут рекордный за последние, как минимум 50 лет, темп строительства - 127%.

В 2012 году построено 704,5 тыс. квадратных метров жилья - 95 % к уровню 2011 года. В сельской местности введено в эксплуатацию 310,7 тыс. квадратных метров (100,4% к 2011 году), из них более 50% (162,8 тыс. квадратных метров жилья) по программе "Сельский дом".

В эксплуатацию недовведено 50 тысяч квадратных метров многоквартирного жилья, преимущественно в городе Оренбурге (90%), 56,5 тысяч квадратных метров жилья индивидуального. Это связано, в частности, с изменением порядка осуществления государственного учёта объектов жилищного строительства. Сергей Домников отметил, что данные полномочия переданы кадастровой палате, которая не располагает объёмом сведений, необходимым для статистики: "До приведения в соответствие нормативных актов федерального уровня риск возможных потерь учёта индивидуального жилья сохраняется. Аналогичная ситуация с вводом жилья сложилась по итогам 2012 года в 43 субъектах Российской Федерации из 83. Среди не выполнивших планы, такие "гиганты жилищного строительства", как Татарстан, Московская область, Свердловская область, Чувашская Республика и другие".

По данным Минстроя области, по абсолютному показателю ввода жилья Оренбуржье в 2012 году заняло девятое место в ПФО и 30 место по России; по удельной величине ввода на человека в год - десятое место в ПФО и 46 место по России; по исполнению плановых показателей - 11 место в ПФО и 57 место по России.

Контрольный показатель ввода жилья на 2013 год составляет 950 тысяч квадратных метров (135% к факту 2012 года). "Но даже положительная динамика по объёмам незавершённых строительством многоквартирных домов, а их на начало года насчитывается 520 тысяч квадратных метров, не даёт нам полной гарантии выполнения плана, - считает Домников. - Почти 300 тысяч кв. метров готовятся к вводу в 2013 году. Разницу в 650 тысяч квадратных метров индивидуалы не перекроют, максимально, на что можно рассчитывать, - 400 тыс. квадратных метров, то есть недоввод 200 тыс. квадратных метров". Он также сообщил, что в феврале на видеоконференции большинство субъектов заявили о невозможности выполнения планов и поставили перед Минрегионом вопрос об их пересмотре на ближайшую перспективу.

По мнению главы Минстроя Оренбургской области, наращивание темпов ввода невозможно без решения трёх базовых проблем - "трех китов", на которых основывается современное жилищное строительство - это предоставление земельных участков под комплексное освоение территорий для массового строительства жилья экономического класса на льготных условиях, обеспечение их инженерной инфраструктурой, формирование системы отношений между государством и строительным бизнесом (государственно-частное партнёрство).