Вице-председатель Республиканской партии Армении (РПА), министр образования и науки Армении Армен Ашотян ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Каким вы видите выход из сложившейся в стране внутриполитической ситуации? Нас ждет цивилизованная инаугурация избранного президента или Раффи Ованнисяну удастся избежать участи стать политическим "трупом"?

Давайте в наших рассуждениях и политических прогнозах будем исходить из интересов страны. У Армении сформирована активная повестка - политическая, экономическая, социальная. Эта повестка относится к тем многочисленным и глубоким переменам, которые частично уже произошли в стране. Президент Серж Саргсян в своей предвыборной кампании сделал акцент на необходимости ключевых и кардинальных перемен, продолжении реформ в течение ближайших пяти лет. Вся кампания президента была построена на этой логике - диалог с общественностью, презентация наших будущих программ. Полученные 58% с лишним голосов свидетельствует о том, что общественность Армении разделяет повестку, предложенную нами нашим гражданам. Те политические силы, которые отстанут от этой повестки, от процесса преобразований и изменений в стране, сами будут нести ответственность за свои политические решения. Я не хочу комментировать судьбу того или иного отдельно взятого политического деятеля, отдельной силы. Главное, чтобы конструктивные силы страны независимо от их принадлежности к тому или иному лагерю объединились вокруг общей повестки дня и не пропустили поезд перемен. А поезд этот уже движется, и я надеюсь, что с 9 апреля он наберет еще большую скорость. Также очень хочется надеяться, что в этом поезде мы встретим знакомые лица из разных политических партий. Что касается тех, кто останется на политическом перроне, то они сами потом должны винить себя в том, что из-за своей искусственной, синтетической повестки дня выбыли с политической арены страны.

ИА REGNUM: Председатель Европейской народной партии Вильфрид Мартенс, кажется, уже во сне видит Армению и Грузию, а на утро делает о них заявления. Как продвигается строительство межпартийного взаимодействия между Арменией и Россией?

Я глубоко не согласен с такой постановкой вопроса. У Республиканской партии Армении завязались контакты с Европейской народной партией с 2008 года. Учитывая близость цивилизационных платформ, право-консервативные и христианско-демократические ценности, заложенные в фундамент ЕНД и выраженные в программе РПА, мы пошли на этот шаг, в первую очередь, ввиду идеологической близости. Далее фактор номер два - использование европейской партийной площадки для дальнейшей евроинтеграции страны. Европейские политические семьи в зависимости от своей идеологической принадлежности являются важными инструментами европейской политики, и отсюда вытекает фактор номер три: межпартийные контакты, в частности, членство в Европейской народной партии являются для РПА дополнительной площадкой трансляции армянских национальных и государственных интересов. Конечно, есть и четвертый фактор, который подтолкнул нас к подобному решению, а именно: использование политического опыта ведущих европейских консервативных партий для реформирования партийной жизни и улучшения функционирования партийного механизма внутри страны - реформы партии. Мы были приняты в ЕНД в качестве членов-наблюдателей. Большего статуса для стран, подобных Армении, в этой организации не существует. Пять лет постоянных контактов привели к тому, что, действительно, по всем тем пунктам, которыми мы руководствовались, принимая решение о членстве, у нас большой прогресс. Для Армении, для РПА и граждан страны членство в ЕНД, действительно, очень важно и полезно.

Параллельно мы строили и углубляли контакты с партиями стран, не входящих в Европейский Союз. В частности, партия "Единая Россия" - один из наших ключевых партнеров. С этой политической силой у нас есть договор о двустороннем сотрудничестве, тоже подписанный в 2008 году. За последние полгода имела место глубокая интенсификация межпартийных контактов с "Единой Россией" - взаимные визиты делегаций, рабочие встречи, обсуждения, многочисленные мероприятия и так далее. Это привело к тому, что Республиканская партия Армении совместно с "Единой Россией" выступили с инициативой о создании Евразийского межпартийного клуба. Один из раундов переговоров и обсуждений на эту тему по инициативе и приглашению Республиканской партии Армении прошел в прошлом году в Ереване. Мы выступаем за интеграционные процессы на пространстве СНГ, и межпартийное сотрудничество - залог того, что политические партии будут иметь новую площадку для развития человеческого и рабочего потенциалов. В ближайшем будущем планируется продолжение переговоров по созданию "Евразийских межпартийных консультаций" (рабочее название проекта звучит именно так), и Республиканская партия Армении будет активно участвовать в проекте в роли одного из инициаторов.

Кроме того, нашим партнером является Коммунистическая партия Китая, традиционные отношения с которой тоже перешли на новый уровень. Это вылилось во взаимные визиты, совместные проекты. В скором времени делегация республиканской партии Армении по приглашению компартии Китая посетит КНР. Уровень, намеченный к достижению в этом направлении, помогает продвигать повестку дня на межгосударственном уровне. Межпартийные контакты служат продвижению государственных и национальных интересов Армении.

ИА REGNUM: В России очень остро обсуждаются проблемы в системе образования - эффективности вузов, системы ЕГЭ, вопросы единого учебника истории, присутствия религии в образовании и так далее. Почему в Армении нет таких дискуссий? Система образования очень здорова, или ее просто уже не существует?

Хочу вас разочаровать - образовательные реформы в Армении находятся в центре общественного внимания. Ни одно из наших начинаний из реформ за последние четыре года не осталось незамеченным, не прошло безрезонансно. Конечно, нужно учитывать, что во многих странах образование является очень, так сказать, чувствительной сферой деятельности, поскольку затрагивает большой пласт населения. Огромное количество участников образовательного процесса стремятся к вовлечению в процесс принятия решений. В Армении тоже образовательные реформы всегда становятся объектами жесткого общественного мониторинга, иногда критики. Мы благодарны общественным структурам, гражданским инициативам за такое активное участие в процессе. Кроме того, мы сами являемся инициаторами крупных общественных дискуссий на эту тему, так как с учетом степени социализации и массовости образовательного процесса принимать решения нужно сообща, привлекая лучшие специализированные круги и донося до широких слоев ту или иную идею, заложенную в реформах. Изменения в сфере образования - перманентный процесс. Нет такой страны в мире, которая завершила бы модернизацию системы образования, поставила бы точку. Ввиду бурного и активного развития общественной, экономической жизни, образование, как один из локомотивов общественного, государственного развития, развития личности обязано справляться с теми функциями, которые на него возложены. В этом плане мы тоже поддерживаем интенсивные контакты с европейскими странами, членами Болонского процесса, в том числе с Россией.

В случае с РФ можно также говорить об отдельных двусторонних контактах на научно-образовательном фронте, а также в рамках формата СНГ. С одной стороны, Армения - первая из стран СНГ, государств Южного Кавказа, кому европейские коллеги доверили такую важную в образовательном и политическом планах функцию - до 2015 года будет секретарем Болонского процесса. С другой стороны, мы являемся активным участником интеграции на образовательном пространстве СНГ и на данный момент вовлечены в обсуждение Евразийского образовательного проекта.