Армянские политологи Ерванд Бозоян и Степан Григорян выразили свое мнение по поводу поствыборных процессов в Армении и заявлений, сделанных в ходе пресс-конференции президента Армении Сержа Саргсяна 18 марта, передает корреспондент ИА REGNUM.

Комментируя на пресс-конференции 19 марта заявление Сержа Саргсяна, Бозоян, в частности, отметил, что действующий президент Армении, фактически, отверг диалог с занявшим второе место на прошедших 18 февраля президентских выборах лидером оппозиционной партии "Наследие" Раффи Ованнисяном, объявившим себя избранным президентом Армении, поскольку отверг его предложения об объявлении новых президентских или парламентских выборов, и предложил пойти по конституционному пути, то есть принять участие в выборах Совета старейшин города Еревана или же пойти по пути потрясений, в случае чего будет применена сила со стороны власти. Это и был мессидж Саргсяна Ованнисяну, заметил он.

В данном контексте Григорян подчеркнул, что участие в предстоящих в мае столичных выборах будет иметь смысл лишь в том случае, если будут наказаны нарушители избирательного процесса в ходе прошедших выборов.

Как известно, на выборах президента Армении победу одержал действующий глава государства Серж Саргсян (58,64%), однако занявший второе место (36,74%) Раффи Ованнисян после выборов 18 февраля заявил, что является избранным президентом Армении, призвав Саргсяна передать власть народу и подумать об отставке. На митинге 10 марта Ованнисян подчеркнул, что Серж Саргсян даст "фальшивую клятву", положив руку на Конституцию и Библию, "лишь через его труп" и призвал его заявить о самоотводе до дня инаугурации - 9 апреля. А до этого лидер "Наследия" намерен провести голодовку на площади Свободы в Ереване.

Что касается заявления Саргсяна о том, что, объявив голодовку, Ованнисян вывел процессы из политического поля, то, как отметил Григорян, голодовка - хоть и не идеальный, но способ борьбы, а Ованнисян не выходил из политического процесса. Текущие процессы, по его мнению, уже имели результат - "резко сократилось количество циничных заявлений членов РПА (правящая Республиканская партия Армении - ред.)". Однако Ерванд Бозоян согласился с тем мнением, что голодовка Раффи Ованнисяна вывела процессы из политического поля в нравственное.

По его мнению, власти страны не применяют жестких мер против Ованнисяна и его сторонников, поскольку не видят в их действиях угрозу. Оппозиция не предпринимает логичных политических шагов и "сама себя пленила", отметил он. Как считает эксперт, 9 апреля также ничего серьезного не стоит ожидать.

По убеждению Бозояна, для достижения реальных результатов оппозиции нужна "дорожная карта", однако власти сейчас, видя отсутствие у оппозиции политических целей, просто издеваются над ней, "власть, не видя перед собой силы, не применяет ее". Как уверен он, если бы на месте Раффи Ованнисяна на выборах президента был бы представитель партии "Процветающая Армения" (ППА) или первый президент Армении Левон Тер-Петросян, "государственная машина" сработала бы жестче.

Григорян не знает, что может произойти 9 апреля, он допускает и возможность "неожиданного" развития событий. "Мягкая реакция" властей на происходящее, по убеждению Григоряна, может быть обусловлена и личностным фактором, разницей между вторым и третьим президентами страны Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном, с чем не согласился Бозоян.

В ходе беседы Бозоян также заявил, что единственным способом "сломить" власть и существующую систему является консолидация оппозиционных политических сил и "эрозия государственной машины", однако в данный момент происходит обратное: власть "подвергает эрозии" оппозицию. Главной причиной провала попыток объединения оппозиционеров, по мнению эксперта, является отсутствие общей идеологии. В связи с этим Григорян заметил тот факт, что часто оказывается, что те или иные силы не столь сильные "оппозиционеры".