В понедельник 18 марта 2013 года мировые СМИ по-прежнему будоражила проблема использования средств вкладчиков, лежащих на депозитах в банках Кипра, для решения финансовых проблем островного государства. Экстраординарная мера обсуждается с минувшей субботы - 16 марта. Президент Анастасиадис в тот день заявил, что Еврогруппа вынудила Кипр согласиться на повышение корпоративного налога и введение одноразового налога на депозиты в банках Кипра в размере 6,75% на суммы ниже €100 тыс и 9,9% на вклады свыше €100 тыс. Президент Кипра признал, что это было вынужденное решение.

О том, что сложная и неоднозначная мера будет принята в самое ближайшее время, свидетельствовало сообщение от 13 марта 2013 года о том, что министр финансов Кипра Михалис Саррис после проведения саммита в Брюсселе в понедельник 18 марта отправится в Москву для переговоров со своим российским коллегой Антоном Силуановым. В понедельник стало известно, что визит отложен до среды. Это означает, что Москву хотят поставить перед фактом решения парламента Кипра.

Нельзя сказать, что решение, затрагивающее в значительной степени интересы российских вкладчиков, стало неожиданным. Еще с ноября 2012 года в своих политических обзорах мы указывали на подготовку подобной меры. 5 ноября сначала в германских, а вслед за ними и в других европейских СМИ началось оживленное обсуждение проблемы финансовой помощи Кипру. При этом достоянием гласности стало содержание отчета германской разведки BND (Bundesnachrichtendienst) правительству Германии о состоянии финансов Кипра. Суть проблемы в докладе сводилась к идее, что главными бенефециариями возможной финансовой помощи ЕС станут, на самом деле, связанные с кипрским офшором российские олигархи, бизнесмены и простые российские мафиози. Кипр, по информации BND, превратился в центр нелегальных инвестиций и сомнительных финансовых операций, осуществляемых российскими олигархами. В 2011 году около $80 млрд капитала ушло из России, при этом, по сведениям BND, именно при помощи Кипра. Как утверждала германская разведка, россияне в качестве депозита держат в кипрских банках суммы в размере €24 млрд. Это превышает годовой объем ВВП Кипра, который составляет €17 млрд. Главный вывод доклада BND - если Кипр получит финансовое спасение от ЕС и сохранит у себя в качестве валюты евро, то деньги немецких и других европейских налогоплательщиков будут защищать незаконные российские капиталовложения и преступный финансовый оборот.

В год парламентских выборов в Германии канцлеру Ангеле Меркель предстояло столкновение с оппозицией по вопросу о предоставлении помощи Кипру. Использование денег со счетов российских мафиози, незаконно выводящих средства из России на Кипр, в пакете помощи и стало той костью, которую Меркель бросила оппозиции. Кроме того, рядовой германский избиратель останется вполне довольным подобным оборотом дела. Наказать преступников - отвечает требованию общей германской добродетели.

13 декабря 2012 года стало известно, что Кипр начал у себя расследование незаконного оборота российского капитала. Предлогом стало актуальное для Запада принятие т. н. "Списка Магнитского". Необходимо заметить, что вопрос о деятельности офшорных банков Кипра в свете дела Магнитского был поднят в непростой момент в отношениях Евросоюза и России, перед очередным саммитом Россия-ЕС, на который 21 декабря 2012 года в Брюссель прибыл президент РФ Владимир Путин.

Нельзя сказать, что решение по Кипру, затрагивающее интересы российских вкладчиков, стало столь неожиданным для российского правительства. Ноябрьская активность в СМИ вокруг незаконных российских денег в кипрском офшоре была косвенным предложением Москве обсудить проблему. 9 января 2013 года канцлер Меркель предупредила Кипр, что он не должен рассчитывать на особое отношение к себе при переговорах по пакету помощи. В конце этого месяца появилась информация о том, что МВФ не сможет участвовать в программе помощи Кипру в том случае, если сумма пакета помощи островному государству приведет к росту госдолга до 170-180% от ВВП. Это было вторым звонком, адресованным Москве, означавшим, что пакет помощи составит меньшую сумму. Разницу необходимо было изыскать другим способом. Еще 15 января 2013 года в СМИ появилась информация о том, что правительство Германии приветствовало бы расширение Россией помощи Кипру, "как это было сделано в прошлом". Т. е. речь шла о предоставлении Россией очередного займа Кипру на недостающую сумму. Одновременно российскому правительству настойчиво намекали, что в случае отказа с его стороны в помощи Кипру, речь пойдет об использовании средств кипрских депозитов российских граждан - подобный определенный вывод мы сделали в своем обзоре по проблеме в конце января 2013 года. При этом мы отметили, что использование средств российских вкладчиков для решения финансовых проблем Кипра во всех отношениях было выгодно именно Германии. Правда, власти Германии всячески темнили и не проясняли до последнего момента свою степень готовности удовлетворить запрос островного государства по предоставлению ему пакета помощи. В начале марта 2013 года стало окончательно ясно, что кипрская офшорная зона рискует превратиться для "некоторых" вкладчиков кипрских банков в "поле чудес" в "известной" стране.

В итоге оказалось, что "поле чудес" в "известной" стране предназначено для всех. Отметим, что в сложившейся ситуации это было заведомой ошибкой кипрского правительства. От чрезвычайного налога следовало освободить минимальные вклады до €10-20 тыс. Это снизило бы волну общего недовольства, внеся раскол в ряды вкладчиков и мобилизовав чувство социальной антипатии к состоятельным держателям со стороны народной массы. Но, что сделано - сделано, будем следить за дальнейшим развитием событий.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM