"В 1996 году стоимость строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан оценивалась в $900 млн, в 2006 году - в $2 млрд, а сейчас уже в $6,5 млрд", - заявил эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Азии Института стран СНГ Григорий Михайлов в ходе заседания круглого стола "Транскыргызская железная дорога", передает корреспондент ИА REGNUM.

По мнению эксперта, в проекте существует ряд сомнительных моментов. "Увеличение стоимости проекта, возможно, связано с тем, что на нем хотят заработать некоторые чиновники. Ведь в проект были заложены, в том числе, и "непредвиденные расходы", размер которых составляет до 25% от стоимости", - сказал он.

Также Григорий Михайлов отметил, что до сих пор неизвестен источник финансирования данного проекта. "Предлагалось несколько вариантов. Первый - "ресурсы взамен инвестиций", когда республика должна была отдать инвесторам несколько месторождений в обмен на денежные средства для строительства железной дороги. Второй - "привлечение китайского кредита под гарантии правительства", но руководство Китая отказалось его предоставить ввиду того, что Киргизия и так имеет большую задолженность по кредитам перед КНР. Третий - "концессионное соглашение", согласно которому должно быть создано совместное предприятие", - разъяснил он.

Эксперт сообщил, что, согласно заявлениям киргизских чиновников, железная дорога Китай-Киргизия-Узбекистан будет приносить до $250 млн в год за счет грузопотока. "Откуда они взяли эту цифру, неизвестно. Экспорт товаров в Узбекистан и Китай, также названный одним из преимуществ новой железной дороги, тоже вызывает вопросы. В частности, что именно может экспортировать Киргизия, в которой нет промышленности, а объемы экспорта значительно ниже объемов импорта?", - подчеркнул он.

Кроме того, Григорий Михайлов высказал предположение, что реализация данного проекта может дать гражданам Китая дополнительную возможность мигрировать в Киргизию. "Это может привести к ассимиляции с киргизским народом", - подытожил он.

Отметим, что китайская компания China Road & Bridge Corporation должна представить правительству Киргизской Республики технико-экономическое обоснование проекта строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан до середины апреля текущего года.