Авиакомпания "Аэрофлот" празднует юбилей. Ровно 90 лет назад, 17 марта 1923 года, было учреждено акционерное общество "Добролёт". Перед ним стояла задача создать в стране гражданскую авиацию для нужд народного хозяйства. Именно с этого и началась история компании "Аэрофлот".

В стране, которая пережила революцию и гражданскую войну, к новому виду передвижения - авиации, - относились к энтузиазмом. "Добролет" рекламировали такие выдающиеся деятели культуры, как фотограф Александр Родченко и поэт Владимир Маяковский. Первый рейс молодая компания осуществила по маршруту Москва - Нижний Новгород на немецком Junkers F13 с Ходынского поля. Воздушное судно приняло на борт всего четырех пассажиров, не считая двух членов экипажа.

Буквально за несколько лет авиастроительство стало одной из наиболее важных задач страны, и в скором времени СССР могло похвастать самолетами конструкции Туполева, Илюшина, Антонова. Эти лайнеры составили эпоху в мировом самолетостроении. "В Советском Союзе это был абсолютный монополист, который выполнял коммерческую, социальную и любую другую функцию в одном флаконе. Тогда многие рейсы дотировались государством, потому что надо было развивать внутриобластные перевозки и т.д.", - вспоминает Агван Микаелян, генеральный директор компании "Финэкспертиза".

Когда рухнул Советский Союз, авиаотрасль страны пережила наиболее серьезный спад за всю свою историю. Эксперты отмечают, что "Аэрофлот" смог удержать тот бренд, который заработал в советские годы. И хотя у компании были и провальные периоды, но в последние годы рейтинг и показатели "Аэрофлота" растут только вверх. Сегодня, считает Микаелян, пройдя через большую смуту, "Аэрофлот" - компания совершенно другого уровня и класса.

Активный рост и развитие компании эксперты связывают с теми инновационными проектами и с обновлением, которое началось у Аэрофлота в 2009, когда генеральным директором стал Виталий Савельев. Он смог не только вывести компанию из кризиса, но провел ряд крупных объединений. В 2011 году по инициативе Савельева была открыта собственная Авиационная школа с запланированным объемом выпуска 160 пилотов (80 экипажей) в год. Предусмотрена подготовка кадров по 120 авиационным специальностям. В том же году был создан высокотехнологичный Ситуационный центр, который в случае сбойной или кризисной ситуации позволяет эффективно руководить производственными процессами. С 13 марта 2012 года в Шереметьево, базовом аэропорте компании, где она построила собственный терминал D, начал действовать Центр управления хабом (НСС), который позволяет сократить время минимальной стыковки для транзитных пассажиров, уменьшить простои воздушных судов и оптимизировать работу наземных служб. Аналогов этому центру в Европе нет. Стоит отметить, что при Савельеве Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Компания развивает интернет-продажи, предоставляет возможности веб-бронирования, самостоятельной регистрации на рейсы, расширяет услугу доступа к мобильной связи и интернету на борту.

Сегодня Аэрофлот - одна из крупнейших и наиболее динамично растущих компаний Европы, на равных конкурирующая с известнейшими авиакомпаниями мира. Авиапарк компании - один из самых молодых, современных и быстрорастущих в Европе. Аэрофлот имеет на балансе 130 авиалайнеров, большей частью самолеты семейства А320, А330 и Sukhoi SuperJet-100. С февраля этого года парк пополняется самолетами B777-300ER, особенность салона которых позволила авиаперевозчику организовать новый класс - "комфорт", предоставляющий по умеренным ценам основные преимущества бизнес-класса. В 2007 году Аэрофлот подписал крупные контракты на приобретение легендарных Boeing B787 Dreamliner (22 самолета с началом поставок с 2016 года) и Airbus A350 (22 лайнера с началом поставки с 2018 года).

В течение 2012 года авиакомпания перевезла 17,656 млн пассажиров, увеличив этот показатель на 24,6% по сравнению с предыдущим годом, а совокупный пассажиропоток ГК "Аэрофлот" достиг 27,5 млн. пассажиров. Пассажирооборот Аэрофлота составил 50,533 млрд пкм (прирост на 20,3%).

Успехи авиаперевозчика не раз отмечались престижными званиями и премиями. Так, буквально на днях Аэрофлот вошел в топ-5 европейских авиакомпаний по пассажирообороту по версии авторитетного международного авиационного журнала Airline Business и получил премию "Навстречу будущему!" за современные технологии в подготовке к Олимпиаде Сочи-2014. Чуть ранее авиакомпания стала обладателем премии "Звезда Travel.ru" и престижной награды Афинского международного аэропорта в категории "Самая быстрорастущая авиакомпания Восточной Европы".

Цель Аэрофлота - стать глобальной сетевой компанией. В основе стратегии авиаперевозчика до 2015 года заложено развитие необходимых компетенций для этого с приоритетной задачей нарастить рыночное присутствие и усилить позиции на основных целевых рынках. "Стратегия развития - это путь, который компания себе наметила пройти, - анализирует Микаелян, - я бы от всей души пожелал в канун такого юбилея, чтобы они смогли это сделать, чтобы у них хватило сил, ресурсов, желания, компетенции менеджмента, чтобы это дело сделать. Могу сказать, что внутренних сил, потенции и возможностей стать мировым лидером в "Аэрофлота" есть".

Усилия компании оценили и пассажиры. Сегодня все чаще они выбирают для полетов именно Аэрофлот. "Без Аэрофлота жить невозможно, - считает известный актер театра и кино Михаил Боярский. - Особенно артистам, которые снимаются во всех уголках земного шара. Многие фильмы, да и спектакли могли бы не получиться, если бы не Аэрофлот. Он для нас, артистов, второй дом. И дом этот мне очень нравится".